Формирование социальной уверенности через различные формы взаимодействия с родителями и детьми


Сегодня проблема здоровья привлекает пристальное внимание специалистов различных областей науки и практики – врачей, экологов, психологов, педагогов. Однако многие аспекты здоровья как научно-практической проблемы до сих пор остаются недостаточно изученными. Одной из таких проблем является проблема формирования социального здоровья подрастающего поколения.

Сегодня проблема здоровья привлекает пристальное внимание специалистов различных областей науки и практики - врачей, экологов, психологов, педагогов. Однако многие аспекты здоровья как научно-практической проблемы до сих пор остаются недостаточно изученными. Одной из таких проблем является проблема формирования социального здоровья подрастающего поколения.

Социальное здоровье воспитанников - это показатель успешности ребенка как в обществе в целом, так и в отдельных социальных группах, это процесс саморазвития и самореализации, в ходе которого происходит не только актуализация усвоенной системы социальных связей и опыта, но и создание новых.

Социальное здоровье можно рассматривать как высокую степень социальной адаптации, способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром в различных жизненных ситуациях.

С точки зрения педагогики очень важно определить факторы риска нарушения социального здоровья и оптимальные условия его становления. Факторы риска нарушения социального здоровья условно можно разделить на две группы: объективные, то есть факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Мы более подробно рассмотрим профилактику субъективных факторов риска нарушения социального здоровья.

Основная задача по профилактике субъективных факторов риска - это выявление и поддержка детей группы риска нарушения социального здоровья.

К основным социально-личностным особенностям, влияющим на социальное здоровье дошкольника мы относим неадекватную самооценку, высокую тревожность, повышенную обидчивость и обостренное чувство реагирования на стрессовые ситуации. Многие ученые считают, что причиной тревожности на психологическом уровне может быть неадекватное восприятие субъектом самого себя. Тревожность обусловлена конфликтным строение самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции - потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувство неуверенности с другой. Таким образом, неадекватность, являясь выражением конфликтного строения самооценки, провоцирует развитие неадекватной тревожности.

Исходя из вышесказанного, нами было проведено пилотажное исследование с целью: выявить детей с неадекватной самооценкой, высоким уровнем тревожности, проследить взаимосвязь с чувством неполноценности, с реальными достижениями ребенка, взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми. В пилотажном исследовании участвовали 65 человек - 3 группы старшего дошкольного возраста. Были использованы диагностики психосоциального развития детей группы риска.

Результаты пилотажного исследования показали следующее:

- почти у 80% детей преобладает неустойчивая самооценка, при этом в поле зрения попала завышенная самооценка - 43% в продуктивных видах деятельности;

- высокий уровень тревожности показали - 35%.

Таким образом, перед нами стала необходимость решения следующей задачи: психолого-педагогическая помощь детям с внутриличностными факторами риска нарушения социального здоровья.

Одним из путей преодоления фактора риска нарушений социального развития является формирование социальной уверенности, т. Е. формирование потребности в признании окружающими людьми. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент активной жизненной позиции, формирование социальной уверенности и умение ребенка действовать в современном мире.

Систему работы по формированию социальной уверенности условно можно разделить на следующие блоки:

1 БЛОК: "Понимание себя".

Задачи:

  • Определение самобытности каждого ребенка через раскрытие его увлечений.
  • Формирование ценностного отношения ребенка к своей личности.
  • Стимулирование самоанализа детьми своего отношения к окружающим.

2 БЛОК: "Принятие себя".

Задачи:

  • Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.
  • Формирование уважения к себе.

3 БЛОК: "Я - член семьи".

Задачи:

  • Формирование представлений о значении своего имени, уважении к себе, как носителю данного имени.
  • Ознакомление детей с реликвиями своего рода и формирование образа себя, как потомка.
  • Осознание и принятие своего семейного опыта и себя, как человека, создающего или перенимающего этот опыт.
  • Осознание детьми своих способностей и возможностей, личностных качеств.

Организация работы - совместные детско-родительские встречи.

Создавая нестандартные ситуации для общения мы помогали как родителям, так и их детям в выявлении пробелов в их общении. Все участники испытывали эмоциональное удовольствие от общения друг с другом, происходило эмоциональное сближение. В результате этого у детей формировался социальный опыт, адекватное восприятие, социальная уверенность, а у родителей развивались такие качества, как эмпатия, терпимость, рефлексия, инициативность, стремление к саморазвитию.

Наиболее эффективными были активные формы:

  • Презентации (где родители вместе с детьми представляют свое увлечение, историю своего имени, семейную реликвию и многое другое).
  • Решение проблемных ситуаций (родители объединяются в проблемные группы и решают различные вопросы, волнующие их в данный момент).
  • Элементы коммуникативно-игрового тренинга, психологического.

Основными методами и приемами выступили:

  • Моделирование игровых ситуаций.
  • Творческие задания.
  • Игры на сближение.
  • Сюрпризные моменты.
  • Рассказы-эстафеты.

Эффективность данной работы:

  • Использование разных форм работы дает ребенку возможность реализовать себя.
  • Учит взаимодействовать детей в совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми с целью накопления социального опыта.
  • Помогает осознать значимость своей личности.

Перспективы деятельности:

  • Работа в данном направлении интересна и очень перспективна. Мы предполагаем апробировать такие формы работы как:
  • Организация и проведение конкурса для всей семьи.
  • Выпуск газеты "Планета здоровья".
  • Использование медитативных сказок, направленных на раскрытие изначального потенциала личности, ее самооценке.
  • Организация родительского клуба "Я тот, кто действует".



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Педагогическая мастерская. Освоение детьми дошкольного возраста позиции субъекта детской трудовой деятельности. "Труд взрослых в жизни дошкольников"
Тематический контроль "Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дошкольного образовательного учреждения"
Сценарий педагогического совета "Последний звонок"
Роль театрализованных игр в развитии речи детей
Роль риторики в развитии связной речи
Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности
| формирование | формирование культуры | социальной | социально | уверенности | тренинг уверенности в себе | через | различен | различные | формы | скачать форму | взаимодействия | взаимодействие органов | поздравления родителям | дети и родители | детьми | дитя | детский | детский сад | Страничка психолога | Формирование социальной уверенности через различные формы взаимодействия с родителями и детьми Детский сад
Проект по модернизации организации питания в дошкольном учреждении "За обе щечки"
Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста
Интегрированное игровое занятие для детей с общим недоразвитием речи и эмоциональной нестабильностью. Психологическая игра "Туда, где всегда мороз"
Досуг для детей 6–7 лет: конкурс "Знатоки искусства"
Развитие полимодального восприятия в период подготовки к школьному обучению
Педагогический совет–практикум "Игра как приоритетное средство развития дошкольника. Знакомим дошкольника с железной дорогой и профессиями магистрали в игре"