Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Профессии"


На занятии проводится работа по расширению и уточнению словарного запаса детей с использованием лексического материала по теме «Профессии». Цель занятия: закреплять умение детей образовывать названия профессий с помощи суффиксов -тель-, -щик-, -ник-, -чик-, -арь-, -ер-, -ист-; образовывать сложные слова методом сложения основ; рифмовать слова. В занятие включены игровые упражнения, развивающие речь, мышление, внимание, память, воображение.

Задачи:

  1. Закреплять умение образовывать названия профессий с помощью суффиксов -тель-, -щик-, -ник-, -чик-, -арь-, -ер-, -ист- .
  2. Закреплять умение образовывать сложные слова методом сложения основ.
  3. Учить рифмовать слова.
  4. Обогащать словарный запас.
  5. Развивать фразовую речь.

Оборудование: предметные картинки по теме «Профессии», «Инструменты».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Постановка цели.

2. «Отгадай загадки»[1].

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр.)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)

С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники.)

3. Игра в рифму «Разные профессии» (с опорой на предметные картинки).

В школе учит нас ... учитель.
Строит здания ... строитель.
Поезд водит ... машинист.
На тракторе пашет ... тракторист.
Самолетом правит ... летчик.
Паркет выложит ... паркетчик.
Красит стены нам ... маляр.
Мебель делает ... столяр.
На станке ткет ткани ... ткач.
От болезней лечит ... врач.
Пишет красками ... художник.
Сапоги сошьет ... сапожник.
Часы починит ... часовщик.
Погрузит краном ... крановщик.
Рыбу ловит нам ... рыбак.
Служит на море ... моряк.
В машине возит груз ... шофер.
На комбайне работает ... комбайнер.
За свинками следит ... свинарка.
Доит коров всегда ... доярка.
В доме свет провел ... монтер.
В шахте трудится ... шахтер.
Кровлю сделает ... кровельщик.
Вставит стекло ... стекольщик.
На барабане нам сыграет ... барабанщик.
В магазине мусор уберет ... уборщик.
В баскетбол играет ... баскетболист.
На велосипеде едет ... велосипедист.
В шахматы играет ... шахматист.
В шашки обыграет нас ... шашист.
В трубу дует ... трубач.
На скрипке сыграет ... скрипач.
Песни нам поет ... певец.
Кто всех знает ... МОЛОДЕЦ !

4. «Назови профессию».

Детям раздаются картинки – надо называть профессию, рассказать, что делает человек.

- Дрессировщик дрессирует зверей.
- Стекольщик вставляет стекло.
- Экскаваторщик работает на экскаваторе.
- Точильщик точит ножи.
- Портниха шьет одежду.
- Печник кладет печь.
- Мотоциклист движется на мотоцикле.
- Велосипедист едет на велосипеде.
- Пианист играет на рояле.
- Парашютист прыгает с парашютом.
- Хоккеисты играют в хоккей.
- Футболисты играют в футбол.

5. Пантомима «Угадай профессию».

Ребенок изображает профессию, которая нарисована на картинке. Остальные дети отгадывают кого он показывает (скрипач, чистильщик, дроворуб, уборщица, парикмахер, фотограф).

6. Игра «Кому это нужно для работы?».

На столе перемешаны картинки. Дети выбирают большие карточки (изображена профессия), подбирают к ним маленькие (изображены предметы, относящиеся к этой профессии) и объясняют свой выбор.

Почтальон – письма, газеты, журналы, посылка.
Врач – градусник, аптечка, таблетки, капли.
Строитель – кирпичи, мастерок, экскаватор.
Художник – краски, кисточки, палитра, мольберт.
Повар – кастрюли, тарелки, половник, ложки, плита.
Швея – ткань, метр, нитки, иголки, швейная машинка.

7. Физкультурная минутка [2].

Педагог – паровоз, дети – вагоны.

Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Дети руками изображают движения колес.

8. Игра «Третий лишний».

Выделить «лишний» предмет по принадлежности к профессии, объяснить, почему он «лишний»:

  • кастрюля, топор, сковорода (лишний топор, потому что топор нужен дроворубу, а кастрюля и сковорода необходимы повару);
  • тигр, катушка ниток, слон;
  • топор, игла, клещи;
  • ирисы, лодка, роза;
  • шорты, рубашка, сом;
  • гармонь, труба, совок.

9. «Как будет называться профессия?»

Закрепление навыка словообразования профессий:

  • дрова рубит – дроворуб;
  • рыбу ловит – рыболов;
  • полы трет – полотер;
  • пчел разводит – пчеловод;
  • землю копает – землекоп;
  • хлеб печет – хлебопек;
  • землю пашет – землепашец.

10. «Назови действия людей».

  • Дровокол – дрова колет.
  • Цветовод – ... .
  • Овощевод – ... .
  • Садовод – ... .
  • Свекловод – ... .
  • Рисовод – ... .
  • Льновод – ... .
  • Лесоруб – ... .

11. Скороговорки [3].

  • Ткет ткач ткани на платки Тане.
  • Клара у Вали играет на рояле.
  • Рыбу ловит рыболов,
    Весь в реку уплыл улов.
  • Петя пилил пилой пень.
  • Часовщик чинил часы,
    Прищемил себе усы.
  • Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  • Улов у Поликарпа три карася и три карпа.
  • Кровельщик Кирилл
    Криво крышу крыл.
    Перекрыть крышу
    Пригласил Гришу.

12. Подведение итогов.

Использованная литература:

  1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./Составители Н.В. Елкина, Е.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития»,1998.
  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.:ВЛАДОС, 1994.
  3. Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию: "Моя мама лучше всех"
Программа детско-родительского клуба выходного дня "БИС"
Проектный метод в педагогическом процессе
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для дошкольника с ДЦП
Коррекционно-развивающая программа для детей 2—3 лет "Давай почитаем!"
Роль папы в развитии речи ребенка
| фронтальное | погрузчик фронтальный | логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | для | детей | дитя | общим | общая характеристика | недоразвитием | недоразвитие речи | части речи | теме | и тем и тем | профессии | меняет профессию | детский | детский сад | Страничка логопеда | Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме Профессии Детский сад
Фронтальное логопедическое занятие с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) в старшей логопедической группе. Тема занятия: "Дифференциация звуков [д'] и [lд']
Конспект физкультурного занятия в подготовительной логопедической группе на тему "Прогулка в лес за подснежниками"
Подготовка и адаптация ребенка к школе
Игровые приемы для развития орфографической зоркости у дошкольников
Образовательный проект "Большое космическое путешествие"
Цикл занятий по курсу "Учись учиться" в предшкольном обучении будущих первоклассников (апробация тетради Е.Н. Дзятковской "Учись учиться")