Цвет как элемент сенсорного воспитания в коррекционном педагогическом развитии ребенка дошкольного возраста


В работе показано, как воспринимают мир дети определенного возраста и как влияет качество восприятия на их психофизическое развитие.

Введение.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентации во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и т.д. [7]

Познание человеком окружающего мира начинается с “живого созерцания” - ощущений, восприятия, представления. Особо важную роль в этом играет усвоение ребенком сенсорных эталонов, принятых в обществе. Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений - цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.д. Так, например, при восприятии цвета эталонами служат представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах. Как говорил И.В. Гете: “Вся природа открывается чувству зрения посредством цвета ….”.

В природе существует бесконечное разнообразие красок.

Но как рождается цвет? Благодаря свету. Чем ярче свет, тем ярче краски окружающего мира. Чем больше света, тем больше радости. Но вот вопрос: одинаково ли все люди видят краски окружающего мира?

За последние десятилетия наука расширила представления о природе детских восприятий и впечатлений, об их влиянии на развитие личности ребенка в целом. Так, например, ученые установили, что “полноценную и устойчивую работу мозга определяют не его врожденные свойства, а ВПЕЧАТЛЕНИЯ и ОПЫТ, обретаемые ребенком после рождения” (Шарон Бегли. Как развивается мозг ребенка //Итоги. Спецвыпуск, зима 1998г.)

Установлено также и соответствие между качеством впечатлений и качеством процессов, происходящих в мозгу ребенка. Эксперименты показали, какое большое воздействие музыка и занятия живописью оказывают на понимание пространственно-временных соотношений. А вот страх или стресс наоборот, отнимает у ребенка те возможности, к развитию которых готов мозг маленького человека. “Потеря всегда трагична, особенно если утрачено то, что могло бы возникнуть, но никогда уже не возникнет. Дети появляются на свет с мозгом, готовым воспринимать и учиться. Но без нашей помощи им это не под силу” (Шарон Бегли).

К нам в Центр поступают дети, которые воспитывались в асоциальных семьях, где им уделяется мало внимания, не говоря уже о том, чтобы с ними занимались. Это дети, которые не получают достаточно тепла, любви, заботы, взаимопонимания, а постоянно испытывают чувство беззащитности, боль, унижение, насилие. Их жизнь в таких семьях приобретает такие тяжелые формы, что приводит к риску для развития самого ребенка. К нам они попадают с различными отклонениями, в том числе с нарушенным цветовосприятием. Вот почему педагогам надо не жалеть для наших воспитанников звуков музыки и красок радуги. Если с воспроизведением музыки могут возникнуть проблемы, то цвет окружает нас повсюду.

На мой взгляд, развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста, является важным моментом в жизни ребенка. Ведь окружающий нас мир настолько поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Благодаря этому наша жизнь наполняется позитивными эмоциями, становится ярче и насыщеннее. В своей работе, я предлагаю детям роль исследователей, которые должны достичь определенного результата - открытия в области цвета.

Знакомство с локальным цветом не должно стать итогом в процессе развития и обучения дошкольника. Нужно успеть в первые семь лет жизни ребенка обратить его внимание не только на сам цвет, но и на его качество, т.е. его ЦВЕТОВОЙ ОТТЕНОК, развивая и уточняя зрительное восприятие малыша. В своей работе “Цвет, как элемент сенсорного восприятия в коррекционном педагогическом развитии ребенка дошкольного возраста” я хочу показать, как воспринимают мир дети определенного возраста, и как влияет качество восприятия на их психофизическое развитие. [8]

Основная часть.

Восприятие цвета детьми разного возраста

Проанализировав литературу, я выяснила, что дети разного возраста по-разному воспринимают цвет.

В первой половине дошкольного детства ребенок начинает усваивать сенсорные эталоны и действия с ними. К трем годам у ребенка уже существует некоторый запас представлений о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина), которые учитываются им в деятельности. Малыш в три года знаком с основными цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

Если перед ребенком выложить 6 карточек разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3-4 цвета по названию и 2-3 из них назовет.

Удовлетворительным для дошкольника 3 лет будет выполнение выбора по образцу. Перед ребенком кладут две карточки разных цветов (например, красного и зеленого). Затем поочередно давать образцы тех же цветов, а ребенок “угадывает”, где у него такая же карточка. Это можно проделать со всеми 6 цветами в разных сочетаниях.

Дети этого возраста учитывают цвет и при выполнении простейшего конструктивного задания. Так, если на глазах у ребенка сделать башенку из двух кубиков разного цвета и попросить его построить такую же из таких же двух кубиков, то он воспроизведет постройку с учетом цвета кубиков (как в образце). [3]

Но на практике я вижу другую картину. Порой в три года дети даже не умеют разговаривать, не говоря уже о различении и назывании цветов. Поэтому свою работу я строю таким образом. Сначала дети осваивают действия с предметами, которые помогают выделить “цвет” в предмете. Например, выполнение простейшего конструктивного задания по образцу. Потом осваивают понятие (слово) цвет на примере двух-трех наиболее контрастных цветов (красный, желтый, синий). Затем учатся различать еще несколько цветов (оранжевый, зеленый, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. Но в начале работы я не добиваюсь запоминания цвета. Ведь с освоением отбора цвета по образцу у ребенка начинают формироваться эталоны основных цветов, с которыми он начинает сравнивать воспринимаемые предметы. Здесь я использую такие настольные игры как “Помоги рыбкам”, “Принеси кубик”, “Собери лепесточки” и др.

До четырех лет цвет для ребенка не играет существенной роли в рисовании. Он используется лишь одним оттенком какого-либо цвета. Все, что определяется как зеленое, он рисует только ярко-зеленой краской, синее - ярко-синей, все желтое - желтой, даже если в наборе красок имеются и другие оттенки этих цветов. Поэтому, в занятия по рисованию с младшими дошкольниками во время разучивания и закрепления основных цветов я включаю такие игры, как “Помоги матрешке найти свои игрушки”, “Сделаем матрешке бусы”, “Домики и флажки”, др. с помощью них дети учатся выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закрепляют умение группировать предметы по цвету, знакомятся с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре. А также учатся группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Приведу такой пример. В Центр поступила Федорова Ирина (3 г), адаптировалась в детском коллективе быстро, легко шла на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, общительная. Занятия посещала с интересом. Но на рисовании боялась приступить к работе, переспрашивала задание и способ выполнения, Было трудно добиться того, чтобы вообще что-то начала делать. Были проблемы с запоминанием названий цветов. Первое, что заинтересовало Ирину, это яркие настольные игры. Благодаря им девочка научилась выполнять такие задания, как выкладывание по образцу, соотнесение предмета с нужным цветом, по просьбе из 6 карточек разных цветов выбирала нужный цвет. Пройденный материал закрепляла в индивидуальной работе не только в группе, но и на прогулке. В процессе долгой и упорной работы девочка стала запоминать название основных цветов и использовать их на занятиях, в играх. А на занятиях по рисованию стала слушать меня внимательнее и более уверенно приступать к выполнению задания. С переходом в среднюю группу программные требования по развитию цветовосприятия усложняются. Ведь к четырем годам у детей происходит закрепление представлений об основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).

Если выложить перед ребенком ряд из 6 цветных карточек и попросить его выбрать карточку определенного цвета (например, синего), то такое задание не должно вызвать затруднений у четырехлетнего ребенка. Дети этого возраста выбирают по названию все основные цвета и сами называют и используют в активной речи 4-6 наименований цветов.[3]

В этом возрасте у детей ярко проявляется способность к цветоощущению, зрительный анализатор сформирован достаточно хорошо. Дети этого возраста способны различать разнообразные цвета и их оттенки, осознанно использовать цвет в своих работах. [5]

Но это то, как должно быть. А на практике я сталкиваюсь с тем, что на первом этапе приходится учить и закреплять с детьми основные цвета. Только после этого я перехожу к следующим задачам: выучить и закрепить последовательность расположения цветов в спектре, знакомство с цветовыми оттенками. Я делаю акцент на различение оттенков одного цвета и использую в работе “Разноцветные сказки” как для закрепления, так и для развития творческих способностей (см.Приложение № 1).

Приведу пример. Мальков Данил (4 г 5 мес). При поступлении плохо шел на контакт с детьми, долго привыкал к коллективу, путал названия цветов. На занятии был неусидчив, невнимателен, быстро переключался с одной деятельности на другую, трудно было добиться ответа на вопрос. На прогулке во время наблюдений уходил в сторону. Поэтому с ним проводила индивидуальные наблюдения, показывала, сравнивала, задавала вопросы так, чтобы Данил учился самостоятельно отвечать, сравнивать, видеть изменения произошедшие в природе. В ходе систематического обучения стал проявлять интерес к занятиям, слушать внимательно, старался отвечать на вопросы. Улучшились знания в области цвета: запомнил названия цветов, с интересом изучал оттенки. С удовольствием выполнял те задания, где нужно было проявить фантазию и творчество.

В старшем дошкольном возрасте формирование цветовосприятия активно продолжается. К пяти годам дошкольник хорошо знаком с основными цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый), имеет представление об оттенках (2-3 оттенка одного и того же цвета). Пятилетний ребенок назовет два оттенка одного цвета (например, темно-зеленый и светло-зеленый) и покажет соответствующие карточки. При этом следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовый). Но практика подтвердила, что все равно нужно начинать со знакомства и закрепления основных цветов и их расположения в спектре. И только после этого можно переходить к формированию представления об оттенках. Особенно трудным для усвоения является голубой цвет. Дети часто путают его со светлыми оттенками синего.

Начиная с этого возраста, для установления эмоционального контакта с ребенком я использую в индивидуальной работе игру “Нарисуй свое настроение”.

Ребенок выбирает карточку, на которой изображены карандаш и какой-либо предмет или образ, подбирает цвет для передачи настроения и воплощает его на карточке. После этого мы обговариваем, почему он выбрал ту или иную краску. Например, красный означает активность, радость; сочетание красного и желтого - радость; розовый - мечтание, фантазирование; зеленый - внимание, сосредоточенность; голубой - бодрость; синий - азарт; коричневый - сочувствие, сострадание; черный – утомление, усталость. [10]

Приводя пример, хочется отметить Сергееву Надю (5 л 3 мес). При поступлении Надежда быстро адаптировалась в детском коллективе. Легко шла на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Но на занятиях себя сильно не проявляла, была пассивна, медлительна, плохо развита зрительная память. Называла только основные цвета. Часто приходилось заниматься с Надей на индивидуальных занятиях, снова объяснять и показывать пройденную тему. С трудом выполняла дидактические игры по цветовосприятию. Задания выполняла после повторного объяснения.

В ходе обучения на занятиях стала активней, внимательно слушает вопросы, дает правильные ответы, улучшилась зрительная память. Стала осваивать настольные игры. В рисовании изображает предметы с деталями, причем замысел опережает изображение. Задания выполняет старательно, с учетом всех замечаний.

В подготовительной группе основная задача по развитию цветовосприятия состоит прежде всего в закреплении и расширении знаний, полученных в ходе занятий за счет их систематизации. В 6-7 лет дети уже знают не только основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, но и их оттенки по светлоте (например, темно-красный, светло-красный или розовый), а также оттенки по цветовому тону, т.е. занимающие промежуточное положение между соседними цветами спектра (многие из них имеют бытовые, “определенные” названия: лимонный, сиреневый и т.д.). Говоря, что ребенок знает этот цвет, подразумевается целый ряд доступных ему заданий: умение назвать цвет, дать карандаш определенного цвета, проанализировать цветное изображение с точки зрения составляющих его цветовых компонентов, использовать в разукрашивании адекватные цвета.[3]

Цвет - одно из самых доступных детям средств художественной выразительности. В своих работах они активно используют разнообразные цветовые сочетания, преимущественно ярких, чистых тонов. Такой подход сохраняется на протяжении практически всего дошкольного детства. Эстетический мотив при выборе цвета формируется постепенно: в старшем дошкольном детстве таким мотивом является красота (несмотря на субъективность восприятия, существуют общие для детей дошкольного возраста цветовые предпочтения и отношения к эмоциональной стороне цвета, иные, чем у взрослых). Свобода в использовании цвета, богатство колорита и сочетаемость его элементов в рисунке ребенка приходят с опытом, который в значительной мере приобретается в процессе обучения. [9]

Но дети, поступающие в Центр, порой трехлетние и шестилетние находятся на одном уровне развития по цветовосприятию. Не различают и не называют цвета, т.е. не имеют представлений о цвете. И очень часто такие дети в своих работах используют холодные тона, предпочитая ярким - темные. Бывает, что дети усвоили не все эталоны цвета. Так, например, ребенок, имеющий представление о желтом и красном цветах, не имеет представления об оранжевом, воспринимает оранжевые предметы как желтые или красные.

В занятиях по рисованию с дошкольниками 6-7 лет мною используется авторская методика Людмилы Витальевны Котенко по ознакомлению дошкольников с цветом. Она позволяет детям без напряжения в процессе игровой деятельности познакомиться с системой цветов и последовательностью в спектре, научиться различать теплые, холодные и промежуточные цвета, приобрести знания об основных и составных цветах, получить краткие сведения о психологической характеристике цветов (см. Приложение № 2).

Еще в своей практике я использую коллективные работы. Это позволяет детям не только работать вместе, но и объединяет их коллектив, учит договариваться друг с другом о подборе нужного цвета для создания узора,

Развивает творчество детей, фантазию, воображение, эстетические чувства.

При планировании занятий по ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-6 и 6-7 лет я включаю раздел “Знакомство с ближайшим окружением”, и работу нацеливаю не столько на расширение словаря (наименование конкретных предметов дети легко запоминают), сколько на формирование обобщающих понятий. Организовываю практические действия дошкольников по созданию групп, подбору обобщающих слов, исключению “лишних” предметов, а также составлению новых групп с этими “лишними” предметами (см. Приложение № 3).

Кроме того, ведется совместная работа с психологом Яковлевой Н.В. Мы проводим комплексные коррекционно-развивающие занятия, целью которых является развитие у детей способности чувствовать и передавать в своей работе эмоциональную выразительность цветовой гаммы, соотносить возможности цвета с другими средствами выразительности, на совершенствование эмоционально-чувственной сферы ребенка. Уделяем внимание рисованию нетрадиционными способами, т.е. дети учатся использовать в работе и пальцы, и всю ладонь. В ходе таких занятий у детей формируется положительная самооценка, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности, фантазия и воображение. Ребятам такие занятия доставляют удовольствие, ведь им разрешают “пачкаться”, что не поощряется на других занятиях.

Среди детей этого возраста, хочется отметить Майорова Андрея (6 лет). Поначалу Андрей не проявлял особой активности, как в играх со сверстниками, так и на занятиях. Цвета не знал и не называл. Через некоторое время мальчик стал запоминать названия цветов, но не мог соотнести название и цвет, т.е. пытался угадать. Поэтому работу я начала с освоения настольных игр для детей 3-4 лет: “Помоги матрешке найти свои игрушки”, “Собери капельки в стакан”, “Сложи радугу” и др. Постепенно с усвоением одних игр переходила к другим для более старшего возраста. Закрепление цветовосприятия проходило и на таких занятиях, как аппликация, развитие речи, ознакомление с окружающим миром. На прогулке во время наблюдений уделяла Андрею особое внимание. Все увиденное и услышанное закрепляли в индивидуальной работе. Через три месяца стали наблюдаться изменения в правильном назывании цвета и некоторых оттенков. С удовольствием стал рисовать, при разукрашивании картинку соотносить с образцом. Младшим детям старается объяснять правила дидактических игр, помогая им найти выход из затруднительной ситуации.

Таким образом, хочется отметить, что все дети разные и к каждому нужно найти свой подход. В каждой возрастной группе существуют определенные методы и приемы по развитию цветовосприятитя. Ведь осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.[2]

Игра, как средство развития цветовосприятия.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - игра. В ходе игр с цветом дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом, воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях. Для выполнения заданий используются разные по цвету и фактуре предметы. Так у детей накапливается опыт творческой деятельности, который в дальнейшем появляется в рисунке. Психологические исследования показывают, что такие игры повышают эффективность обучения в 15-20 раз

В играх у ребенка формируются образцы предметов с характерными для них цветовыми свойствами. Задачи следуют с постепенным усложнением: начиная с наиболее контрастных цветов, потом добавляются новые цвета. Часть задач имеет творческий характер, они направлены на формирование эстетического восприятия цвета при решении бытовых проблем, с которыми дети встречаются в повседневной действительности. Это игры: “Собери капельки в стакан”, “Сложи радугу”, “Подбери к каждому предмету цвет”, “Одень куклу красиво”, “Сплети коврик из цветных полосок”, “Подбери красивое сочетание цвета”, “Нарисуй природу” и др. (см. Приложение № 4).

Работая по данной теме, я столкнулась с такой проблемой, как нехватка дидактического материала, наглядных пособий для изучения и закрепления цветов. Поэтому большинство из них я подбираю и изготавливаю сама. Для детей каждого возраста свои игры: 3-4 года - “Помоги рыбкам”, “Собери лепесточки”; 4-5 лет - “Найди похожее”, “Собери красивый букет”; 5-7 лет - “Цветовое лото”, “Сложи узор”, “Ателье”, “Оденем куклу на прогулку”.

Но есть и такие игры, которые подходят всем возрастам. Например, игра “Крышки”. Ее основу составили закручивающиеся разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Сначала их дети просто раскладывали по цветам в отдельные баночки, потом выкладывали разноцветные дорожки, придумывали разные картинки, после этого стала создавать разноцветные постройки; и как вариант этой игры создание карточек с нанесенным определенным узором для самостоятельной работы ребенка.

В ходе занятий были созданы наглядные пособия “Цветовой круг”, “Азбука красок”. С помощью “Цветового круга” дети быстрее запоминают холодные и теплые тона.

На “Азбуке красок” указано, какие два цвета нужно смешать, чтобы получить третий.

Эти игры и пособия позволяют разнообразить коррекционную работу по развитию цветовосприятия у детей. И дают возможность дошкольникам лучше запоминать и усваивать материал.

Природа - помощник в развитии у дошкольников цветовосприятия.

Первым помощником в развитии у детей цветового восприятия является ПРИРОДА. Поэтому, выходя на улицу я также продолжаю работу по своей теме. Во время наблюдений учу детей внимательно вглядываться в богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, листвы. Тем более, что разные времена года выделяют свою палитру красок и оттенков. Например, летом характерен зеленый цвет и его оттенки.

Зима дарит палитру светлых оттенков голубого, синего, фиолетового цвета. Осень предоставляет оттенки теплых цветов - желтого, оранжевого, коричневого, красного и многих других. Весной мы наблюдаем за нежными цветами и оттенками мягких, пастельных тонов - кремовый, розовый, абрикосовый, светло-желтый. Наблюдая, любуюсь красотой природы, подвожу детей к пониманию цветовой гармонии.

Но не всегда бывает просто. Порой, чтобы добиться нужного мне результата, приходится объяснять и показывать не один раз. Такая работа ведется систематически, каждый день. Для лучшего запоминания и закрепления пройденного материала, после групповых занятий проводятся индивидуальные и психологические. И даже на прогулке я не забываю вспомнить о цвете.

Этапы работы и оценка результатов.

На основе вышеизложенного материала определились этапы моей работы:

  1. Знакомство с системой цветов и последовательностью их расположения в спектре.
  2. Различение теплых, холодных и промежуточного цветов.
  3. Приобретение знаний об основных и составных цветах.
  4. Знакомство со смешанными цветами.

В ходе работы дети получают и краткие сведения о психологической характеристике цветов.

Оценка результатов деятельности выявляется путем диагностического обследования. Это позволяет выявить начальные знания дошкольников и успешность усвоения пройденного материала на каждом этапе работы.

В процессе обучения, развития цветовосприятия дети становятся более раскрепощенными, уверенными, самостоятельными. На занятиях ведут себя активно, стараются первыми ответить на заданный вопрос. Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, восприятие, память.

Разнообразие форм занятий разного типа дает возможность выполнять учебные и творческие задачи как индивидуально, так и коллективно, находить в каждом конкретном случае способы их самостоятельного решения. Ребенок учится активно наблюдать, выполнять работу творчески, продумывать содержание, учиться доводить работу до конца.

Вывод.

Сенсорное развитие ребенка составляет фундамент общего умственного развития, а также имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения. Дети обучаются рисованию, лепке, конструированию, знакомятся с явлениями природы, осваивают основы математики. Владение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов.

Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть вполне доступна для освоения их детьми дошкольного возраста. Но они все разные, и к каждому надо найти свой, индивидуальный подход.

Ненавязчиво, любуясь вместе с детьми естественными красками природы, смешивая различные цвета, играя в настольные игры, раскрывается мир во всей сложности и многоцветности. А дети испытывают радость от самовыражения в рисунке.

Литература:

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль “Академия развития”, 1997
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.-М. “Просвещение”, 1991
  3. Дьяченко О.М.,Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. –М. Издательство “Гном и Д”,2000
  4. Евдокимова М. Волшебные краски, - М..”Школьная пресса”, 2003
  5. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М. “Просвещение”, 1988
  6. Котенко Л.В. Что мы знаем о цвете? –М. “Книголюб”,2005
  7. Мухина В.С. Детская психология. – М.”Просвещение”, 1985
  8. Дошкольное воспитание №10, 2002 “Природа цвета и цвет природы”, Ашикова С.
  9. Дошкольное воспитание №2, 2006 “Цветовосприятие и позитивное отношение к миру” Русакова Т., Колесниченко Т.
  10. Дошкольное воспитание №2, 2006 “Чудеса чародея цвета”, Афанасьева С.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Тематическая беседа-концерт, посвященная творчеству композитора С.М. Майкапара
Элементы арттерапии в системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста
Методика определения физической подготовленности детей с 3 до 10 лет
Модель воспитательной работы в старшей группе ДОУ
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Путешествие в страну Знаний"
Конспект урока по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): "Понятие о памяти. Виды памяти"
| цветов | цветы | Как | элемент | химический элемент | сенсорного | сенсорные телефоны | воспитания | воспитание детей | коррекционном | коррекционная школа | педагогическом | психолого педагогический | развитии | развитие ребенка | ребенок дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка психолога | Цвет как элемент сенсорного воспитания в коррекционном педагогическом развитии ребенка дошкольного возраста Детский сад
Музыка, как элемент терапии в реабилитации детей с нарушениями общения
Как воспитать Созидателя
Воспитание дошкольников "Ступени нравственности"
Развитие творческих способностей и игровых умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную агрессивность в поведении
Взаимодействие педагогов в условиях дошкольного учреждения с приоритетными направлениями развития воспитанников