Экологическое поведение детей в природе и в быту


Представленный материал является результатом систематизации и обобщения теоретического и практического опыта работы по экологическому воспитанию. Материал адаптирован к работе в условиях Крайнего Севера. Предложенная игра поможет решить как задачи общеразвивающего характера, так и конкретные задачи формирования экологического поведения детей в природе и в быту. Данный материал может быть использован воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, а также родителями в области экологического воспитания детей дошкольного возраста.

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы… Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.

Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут безумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается.

Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой организованное педагогом, содержание знаний доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.

Сущность опыта: система работы воспитателя по овладению экологическими знаниями строится на основе комплексного подхода в решении задач обучения, воспитания и развития детей; создание предметно-развивающей среды и экологического просвещения родителей, организации совместных мероприятий семьи и детского сада.

Активная позиция семьи и детского сада по воспитанию экологической культуры детей, доступными для их возраста средствами, позволяет эффективно влиять на формирование экологического сознания, нравственно-патриотических качеств личности, способствует формированию познавательных интересов; реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой.

В начале работы нами были выявлены следующие проблемы:

  • уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;
  • семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания;
  • при наличии программ, методических рекомендаций по экологическому воспитанию дошкольников нет адаптированных пособий, позволяющих вести работу по данному направлению в условиях Крайнего Севера.

Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать и адаптировать имеющийся материал по теме экологического воспитания дошкольников, разработать ряд мероприятий, направленных на привлечение родителей к адаптивному сотрудничеству с дошкольным учреждением по данному направлению.

Система работы по формированию осознанного отношения к правилам поведения в быту и природе исходит из того, что в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Осознание того, что воспитатель и родитель – главная фигура педагогического процесса, в том числе экологического воспитания (понимание ими экологических проблем и их причин, профессионализм и педагогическое мастерство, общая ориентация в новой гуманистической модели воспитателя) определяет цель работы:

  • создание благоприятной экологической атмосферы проживания ребенка в детском саду;
  • формирование основ гражданской ответственности у детей и родителей;
  • творческий поиск средств формирования экологической культуры дошкольников.

Использование методов экологического воспитания в комплексе (совместная деятельность; наблюдения; метод моделирования; исследования) позволяют успешно решить задачи экологического воспитания дошкольников.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Основными формами организации работы являются:

  • комплексные занятия, в которых учебная деятельность сочетается с практической;
  • организации поисково-самостоятельной деятельности;
  • совместная деятельность с педагогом;
  • самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде.

ИГРА – ЗАНЯТИЕ : «ПОЛЕ ЧУДЕС»

Тема: « Знатоки природы»

Программное содержание: развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам в игре. Учить выполнять правила игры.

Словарь: финал, суперигра, банкрот, отборочный тур.

Предварительная работа: просмотр передач «Поле чудес». Подготовка вопросов, соответствующих возрасту детей и поставленным задачам.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель напоминает детям правила игры:

  1. В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
  2. Тот, кто знает ответ, должен поднять руку (в игре со зрителями и в отборочном туре).
  3. Если не ответил на вопрос, ход переходит к следующему участнику игры (очки при этом не засчитываются).
  4. Если стрелка указывает на сектор «П», что означает «ПРИЗ», участник должен выбрать игру или приз.
  5. Если стрелка указывает на сектор «Б», что означает «БАНКРОТ», все заработанные ранее очки «сгорают» и ход переходит к следующему участнику игры.
  6. Если стрелка укажет на сектор «О», ход переходит к следующему участнику игры.
  7. Если участник отвечает на три вопроса подряд, то он получает поощрительный приз.
  8. Все участники, даже приглашенные, поощряются призами.
  9. Каждый игрок должен уметь считать звездочки на барабане. (Они означают количество очков)
  10. Крутить барабан можно только один раз.

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

Воспитатель: Игра будет проходить в три тура. Нам необходимо выбрать девять участников, по три в каждом туре. Я буду называть загадки, а вы должны их отгадывать. Отвечает тот, кто раньше поднимет руку. Не забывайте правила игры.

Загадки для отборочного тура:

  1. Не портной а всю жизнь с иголкой. (Еж)
  2. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
  3. Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)
  4. Маленькие ножки боятся кошки
    Живет в норке, любит корки (Мышка)
  5. Хвост пушистый, мех золотистый,
    В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
  6. Снег на полях, лед на реках,
    Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
  7. На потолке, в уголке,
    Висит сито, не руками сшито. (Паутина)
  8. Вьется веревка, на конце головка.(Змея )
  9. Тает снежок, ожил лужок,
    День прибывает, когда это бывает? (Весной)
  10. У стеклянных берегов не бывает рыбаков. (Аквариум)

ПЕРВЫЙ ТУР

  1. У какого животного есть иголки? (У ежа)
  2. Кто всю зиму в лесу спит? (Медведь)
  3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)
  4. Лев – дикое или домашнее животное? (Дикое)
  5. Назовите домашних птиц, которые умеют плавать? (Утки, гуси)_
  6. Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью)
  7. У какого домашнего животного есть рога и копыта? (У быка, коровы)
  8. Какого животного можно назвать длинноухим? (Зайца)
  9. Какого цвета осенью листья на деревьях? (Желтые, красные)
  10. Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)

ВТОРОЙ ТУР

  1. На доске расставлены картинки, изображающие домашних и диких животных.
    Вопрос:
    Покажи и назови диких животных.
    Покажи и назови домашних животных.
  2. На доске расставлены картинки, изображающие взрослых домашних птиц.
    Вопрос: Как называются птенцы этих птиц. (Утята, цыплята, гусята).
  3. На доске расставлены картинки, изображающие взрослых домашних животных и их детенышей.
    Вопрос: Найди каждой маме ее детеныша и назови его. (Корова – теленок, собака – щенок, кошка – котенок.)
  4. На доске расставлены картинки, изображающие времена года.
    Вопрос: На картинке определи время года. (Зима – снегопад, осень – листопад, лето – все зелено, идет дождь, весна – бегут ручьи).
  5. На доске расставлены сюжетные картинки различного содержания: дети оказывают помощь животным, растениям. (Мальчик поливает дерево, девочка перевязывает собаке лапу, дети поливают цветы).
  6. Найди на картинках животных и птиц, живущих рядом с человеком. Назови их. (Корова, свинья, кролик, петух)
  7. Назови на картинках животных, живущих в лесу, и назови их. (Медведь, заяц, лиса, волк).

ТРЕТИЙ ТУР

  1. Каких зимующих птиц вы знаете? (куропатка)
  2. У какого дерева иголки, как у ежа? (ель, сосна)
  3. Придумай кличку собаке.
  4. Как заяц готовится к зиме? (меняет шубу)
  5. Где живет белка? (в дупле)
  6. Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна)
  7. Каких ты знаешь перелетных птиц? (грачи, ласточка, свиристели)
  8. Назови овощи, которые растут в огороде? (огурец, помидор, капуста, свекла, морковь)
  9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
  10. Что можно дать птицам на обед? (корки хлеба, зернышки)

ФИНАЛЬНАЯ ИГРА

Приглашаются участники, которые выиграли в предыдущих турах. На столе лежат картинки. С их помощью дети должны отгадать загадки – показывать картинки и называть, кто на них изображен:

1. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много.
А ниток ни одной.
(Еж)
2. Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
3. Он высокий и пятнистый,
С длинной – длиной шеей.
И питается он листьями,
Листьями с деревьев.
(Жираф)
4. Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)
5. Посмотрите – ка какая
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой.
Хвост пушистый и большой.
(Лиса.)
6. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга.
Да и сам я весь кудрявый
Даже завитком рога.
(Баран)
7. Зверь я горбатый
Нравлюсь я ребятам.
(Верблюд)
8. Кто в лесу зимой холодной
Ходит злющий и голодный.
(Волк)

СУПЕРИГРА

Приглашается участник игры – победитель. По секторам под стрелкой раскладываются полоски с названиями призов. Предлагается выбрать с помощью барабана приз. Финалисту дается на выбор три задания:

Спеть песню;

  1. Прочитать любое стихотворение о природе;
  2. Назвать народную примету, пословицу о природе.
  3. Если задание выполняется правильно и хорошо, победителю вручается приз.

Между турами можно играть в игру со зрителями с вручением победителям призов

(книжек – самоделок, поделок из природного материала и др.)

Вопросы для игры:

  1. Где живет собака?
  2. Дерево ниже куста или выше?
  3. Где живут заяц и белка? Назови их домик.
  4. Почему сороку в народе называют « сорокой – воровкой»?
  5. Во время дождя под каким кустом сидел заяц? (под мокрым)
  6. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
  7. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, не может. Он не умеет говорить).



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Что означают наши имена?
Дидактическая игра для детей 4 лет "Приятного аппетита!"
Продуктивная деятельность (рисование) "Одуванчика цветы, словно солнышко желты"
Конспект занятия по синтезу искусств для детей подготовительной группы "Рукотворная красота. Кружево"
Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе с использованием ЦОР
Театрализация сказок как средство развития речи у детей раннего возраста
| экологическое | экологические проблемы | поведение | правила поведения | детей | дитя | природе | живая природа | быту | дом быта | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Экологическое поведение детей в природе и в быту Детский сад
Нетрадиционные методы в изодеятельности и их влияние на развитие речи детей с нарушением слуха
Конспект занятия по экологии и развитию речи по теме "Золотая осень" с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ в старшей группе
Укрепление здоровья дошкольников
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности
Часы. Пять минут – много или мало?
Новогодний утренник в детском саду во 2-й младшей группе