Экологическое познавательное занятие


Занятие в подготовительной группе «На тропинке у Лесовичка» направлено на обобщение знаний детей о снеге и значении снежного покрова в жизни растений. Занятие проводится на участке детского сада, построено в форме путешествия по карте.

Цель: обобщение знаний детей о снеге, значение снежного покрова в жизни растений.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о снеге, как о зимних осадках.
  2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между снежным покровом и растениями (деревьями).
  3. Воспитывать познавательный интерес к природе.
  4. Воспитывать умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за состоянием погоды (снегопад, метель и другие зимние погодные явления).
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Рассматривание пейзажных картин о зиме.
  4. Отгадывание загадок о зиме.
  5. Дидактические игры «Что сначала, Что потом», «времена года», «Что лишнее», ассоциации и другие.
  6. Рассматривание снежинок на улице.
  7. Лепка снеговика на прогулке.
  8. Экспериментальная деятельность со снегом.

Оборудование: карта-план участка с обозначениями остановок, письма от Лесовичка, лопата.

Ход занятия

Ребята к нам пришло письмо. Интересно от кого оно, (письмо подписанное) «Детям от Лесовичка». Откроем и прочтем, что пишет нам Лесовичок. А в письме приглашение, прочитаем?

«Приглашаю группу «Радуга» в гости. Лесовичок. Встретимся по карте, я указал место встречи».

Вот и карта, место встречи указано крестиком, но их на карте несколько, как нам узнать какой крестик наш. Где это, что обозначено на карте, вы это место вы знаете? (Да, на нашем участке.) Сейчас мы одеваемся и по карте находим место встречи, оно указано первым крестиком по пути следования.

Ребята мы добрались по карте до места. А где Лесовичок? На месте встречи его нет, но посмотрите тут ещё одно письмо и подписано нам. Ребята, он еще одно письмо нам оставил. Сейчас, мы узнаем, что в письме. А здесь загадки. Отгадаем?

  1. Как по небу с севера плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала-сыпала на поля, озерушки белый пух да перышки. (Снежная туча.)
  2. Вился, вился белый рой, сел на землю – стал горой. (Снег.)
  3. Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
  4. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью летает. (Снег.)

Молодцы. Отгадали все загадки Лесовичка. Наверно он хочет, чтобы мы сегодня рассказали все, что знаем о снеге. Он еще и вопросы нам положил в конверт. Ответим на вопросы, порадуем Лесовичка.

  1. Откуда снег падает?
  2. Что такое снег?
  3. Назовите свойства снега?
  4. Что такое наст? (Наст – снежная плотная корочка. Если бросить небольшой камень на наст, то он не провалится.)
  5. В какую погоду идет снег?
  6. Какую пользу приносит снег (для человека, для растений)?

Какие молодцы, на все вопросы ответили, отправляемся дальше по карте, у нас ещё крестики на карте отмечены, по тропинке идем дальше до следующего крестика. Может там Лесовичок нас ждет.

И здесь никого нет, опять письмо Лесовичок оставил. Что в этом письме написал, или задание для нас положил, посмотрим?

«Дорогие ребята, деревья в детском саду попросили помощи. Как вы думаете, какую помощь можно оказать деревьям зимой?»

Вот это вопрос Лесовичок задал. Вы знаете, какую помощь можно оказать деревьям зимой? (Ответы детей.) Можно защитить ветви деревьев от тяжести снега, обтряхнуть их, чтобы ветви не поломались. Еще можно засыпать стволы и корни деревьев снегом, они не замерзли. А зимой обтаптывают снег вокруг деревьев, защищают их от грызунов. Так давайте поможем нашим деревьям, защитим их (обтряхнуть ветви деревьев от снега, обтоптать снег вокруг деревьев). Наверно Лесовичок рад, мы помогли нашим деревьям. Нам пора идти дальше на следующую остановку по нашей карте.

И тут Лесовичка нигде нет, только лопата и письмо. Что он опять придумал, давайте прочитаем письмо.

«Ребята помогите решить спор. Мы с сорокой поспорили, сколько раз выпадал снег зимой. Она говорит 3 раза, а я 5 раз. Кто из нас выиграл?»

Вы знаете, как проверить сколько раз выпадал снег зимой? А я догадалась, зачем здесь лопата. Надо лопатой сделать вертикальный срез снега и по темным полосам мы узнаем сколько раз выпал снег. Давайте решим их спор и сделаем срез снега. В этом году снежный покров маленький и как вы думаете это хорошо или плохо для растений. Конечно плохо, растениям холодно. Чем больше снега, тем растения лучше защищены от холода и меньше вымерзают. По срезу мы видим, кто выиграл. Ребята по карте у нас последняя остановка, наверное, там нас ждет Лесовичок, отправляемся дальше.

Нигде нет Лесовичка, обманул нас, на встречу не пришел. Посмотрите, письмо лежит и, опять письмо Лесовичок подбросил нам. Посмотрим, что в этом письме нам пишет.

«Дети, извините, что вас не дождался, очень спешил в лес спасать деревья от грызунов. Но я приду вечером посмотреть на ваши рисунки на снегу. Нарисуйте, пожалуйста, рисунки о лете. Ваш Лесовик».

Давайте нарисуем палочками летнюю картину, пусть Лесовичок порадуется, вспомнит лето.

Какие мы молодцы. Что мы сегодня сделали? Какую помощь оказали деревьям? Что ещё нового узнали? А теперь пора отправляться в группу.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
День Победы
Предшкольная подготовка
Взаимосвязь формирования экологической культуры и познавательных процессов будущих первоклассников
Культура питания дошкольников
Занятие по экологии в старшей группе: "Вечная слава воде"
| экологическое | экологические проблемы | познавательное | познавательная деятельность | занятие | конспекты занятий | детский | детский сад | Страничка методиста | Экологическое познавательное занятие Детский сад
"Использование метода проектов в работе с педагогическими кадрами"
Показательное занятие для детей дошкольного возраста "Раскрашивание. Контуры"
Сценарий весеннего утренника для детей 2–3 лет
Метод проектирования в детском саду
Комплексное изучение воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе
Использование нетрадиционных методов для развития зрительного восприятия и мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения