Экспериментальное исследование возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры


Игровая методика, по нашему мнению, наиболее приближена к реальности, так как соответствует возрастным потребностям детей в игре. В связи с этим мы выбрали сюжетно-ролевую игру в качестве основного средства коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование страхов и тревожности у детей 6-7 лет и их коррекция средствами сюжетно-ролевой игры было организовано и проведено в ноябре 2007 - марте 2008 года. В исследовании приняли участие 33 ребенка в возрасте 6-7 лет (16 мальчиков и 17 девочек), посещающие подготовительную группу детского сада №2310 г. Зеленограда. Данное исследование проводилось с участием психолога детского сада.

Нами определены контрольная и экспериментальная группы детей, участвующих в исследовании. Выделение контрольной и экспериментальной группы проводилось по методу попарных сравнений, который предусматривает разделение группы испытуемых на две равные группы (контрольную и экспериментальную).

В экспериментальную группу вошло 16 детей, а в контрольную - 17 детей.

Цель исследования: выявление возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Объект исследования: страхи и тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности сюжетно-ролевой игры в снижении страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевой игры в коррекционных целях позволит уменьшить переживания страхов и снизить уровни тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  • Провести анализ литературы по проблеме исследования;
  • Представить типологию страхов и уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
  • Выделить в практике сюжетно-ролевой игры методы и приемы для снижения страха и тревожности у детей дошкольного возраста;
  • Апробировать в практической педагогической деятельности программу занятий, направленную на коррекцию страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
  • Дать анализ эффективности использования сюжетно-ролевой игры в работе по снижению или преодолению страхов и тревожности у дошкольников;
  • Корректно сформулировать запрос и организовать сотрудничество с психологом для решения задач исследования.

Методики исследования: Наблюдение за игровой деятельностью детей;

2. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

Психологическое тестирование, включающее в себя:

- методику "Опасения и страхи у детей" А.И.Захарова;

- тест "Незаконченные предложения" А.И.Захарова;

- тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;

Работа была организована в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Этап констатирующего эксперимента посвящен изучению страхов и тревожности детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе проводится психологическая диагностика, которая включает обследование детей с помощью следующих методик:

Методика "Опасения и страхи у детей" А.И.Захарова (приложение 1);

Тест "Незаконченные предложения" А.И.Захарова (приложение 2);

Тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена (приложение 3).

Среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) - 11 человек (33,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи.

Большинство дошкольников - 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности. Это дети, которые не испытывают фрустрации потребности в одобрении взрослых, отрицательных переживаний беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.

У 3 человек (18,75%) обнаружен низкий уровень тревожности. У 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями.

Формирующий эксперимент исследования включал в себя проведение с детьми занятий, направленных на снижение реакций страха у детей.

Коррекционные занятия проводились только с детьми экспериментальной группы. Общая продолжительность занятий составила 4 месяца - с декабря 2007 года по март 2008 года. Всего с детьми было проведено 24 занятия по 35 минут. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине 2-3 раза в неделю.

Программа занятий составлена нами из конкретных упражнений, описанных Т.Шишовой, А.И.Захаровым, И.П.Воропаевой (приложение 4).

В качестве основного психокоррекционного метода мы используем сюжетно-ролевую игру.

В ходе коррекционной работы широко использовался весь арсенал игр и игровых упражнений, включая проигрывание условных и реальных ситуаций.

Сюжетно-ролевая игра, используемая в ходе коррекционной работы, включает в себя разнообразные по сюжетам, содержанию игры. В таблице 1 приведен перечень игр, проводимых с детьми. Всего с детьми разыгрывались около 40 игр.

Таблица 1. Сюжетно-ролевые игры, проводимые с детьми

Название этапа коррекционной работы Цель этапа Игры
Установочные игры Установление эмоционального контакта с группой; знакомство участников группы с правилами и нормами во время игры "Здравствуйте, я рад познакомиться". Выработка правил поведения на занятиях
Игры, направленные на преодоление конкретных страхов А) страх темноты "Зверушки в норке",

"Бобры",

"Кто притаился в темноте",

"В темной норе",

"Кукольные прятки",

"Смелый разведчик".

  Б) отыгрывание страшных снов "Зверь под кроватью",

"Снежная королева"

  В) страх одиночества "Спасатели",

"Случай в магазине",

"Малютка потерялась",

"Как важно знать свой адрес",

"Сюрпризы",

"Готовимся к бою"

  Г) страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений "Маски страха",

"Путешествие к бабе Яге",

"Сказочный город",

"Играем в привидение", "Маленькое привидение из Вазастана",

"Превращение страхов"

  Д) страх смерти "Удивительная встреча",

"Ищем в плохом хорошее" или "Монстр",

Игры-перевоплощения

  Е) боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф "Сражение",

"Карлсон против Филе и Рулле",

"Морские разбойники"

  Ж) страх уколов, боли, врачей "Больница"
  З) страх наказания, крика "Пятнашки",

"Жмурки",

"Вышибалы",

"Сердитый утенок".

Содержание коррекционной программы включало в себя два этапа работы:

На первом - ориентировочном этапе, идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.

Второй этап - это этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе ставятся следующие задачи:

- объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками;

- эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с его травмирующим фактором и формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

- развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе;

- формирование способности к произвольной регуляции эмоций;

- формирование предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Этап контрольного эксперимента предполагал проверку эффективности проводимой с детьми коррекционной программы. Для этого с детьми контрольной и экспериментальной групп проводилась повторная психологическая диагностика по методикам, и сравнивались результаты констатирующего и контрольного исследования. Повторное обследование детей проводилось в конце марта 2008 года.

Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посещающих наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере. Для сравнительного анализа проведено сопоставление показателей количества страхов на этапах констатирующего и контрольного исследования (приложение 5).

На основе данных экспериментальной и контрольной группы построены профили данных по видам исследованных страхов до и после проведения сюжетно-ролевой игры для каждой группы (приложение 6). Профили результатов исследований в группах наглядно показывают, что количество страхов в экспериментальной группе после коррекционных занятий значительно снизилось.

Выводы по экспериментальной части исследования:

На этапе формирующего исследования с детьми были проведены психокоррекционные занятия в форме сюжетно-ролевой игры. Применение разнообразных игр позволило решить следующие задачи: объективировать негативные тенденции личностного развития ребенка в игре, в общении со сверстниками; дать ребенку возможность эмоционально отреагировать чувства и переживания, связанные со страхами; сформировать у детей адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи; развивать способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе; формировать способность к произвольной регуляции эмоций; предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Среднее количество страхов у детей на этапе констатирующего исследования равно 10,3, что соответствует норме. Полученные в нашем исследовании данные подтвердили картину страхов, описанную для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет профессором А.И.Захаровым. больше всего дети 6-7 лет боятся: смерти родителей (97%), собственной смерти (93%), сказочных персонажей: Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, Черную Руку, Пиковую Даму, скелетов, призраков, привидений, чертей, инопланетян (90%), животных и насекомых (90%), темноты (87%), боли (80%). В дошкольном возрасте центральное место занимает у детей страх смерти и смерти родителей. Большинство страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-то поводу, например, о них ему напоминают окружающие. Но среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным количеством страхов (12 и более) - 11 человек (34,3% от общего числа детей). Именно эти дети нуждаются в первую очередь в психокоррекционной помощи со стороны психолога и педагога. Большинство дошкольников - 18 человек (54,5%) имеют средний уровень тревожности, у 3 человек (9,1%) обнаружен низкий уровень тревожности, у 12 человек (36,4%) выявлены высокие значения показателя тревожности. Именно эти дети часто имеют большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями.

Изучение межполовых различий в проявлениях страхов у дошкольников показало, что среднее количество страхов у мальчиков меньше, чем у девочек (9,1 и 11,5 соответственно).

Программа коррекции страхов и тревожности детей дошкольного возраста нацеленная на формирование предпосылок для преодоления тревожности, страхов; освоение адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе; способности к произвольной регуляции эмоций - оказалась эффективной, что подтвердили результаты статистического анализа.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абрамова Г.С. возрастная психология. - М.: Академ.проект, 2000.
  2. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.
  3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. - СПб.: Речь, 2006.
  4. Аникеева Н.П. "Воспитание игрой". - М.: Просвещение, 1987.
  5. Алан Д. Ландшафт детской души. - СПб.: Питер, 1998.
  6. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2001.
  7. Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интепретация детского рисунка. - М.: Наука и техника, 2007.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: "Питер", 2008.
  9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990.
  10. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психологическое развитие ребенка/ Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1994.
  11. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2008.
  12. Волков Б.С., Волкова Н.В. дошкольная психология. - М.: Академический проект, 2007.
  13. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 1993.
  14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. - СПб.: Питер, 1994.
  15. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. с.19-28
  16. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Знание, 1984.
  17. Еренкова Н.В. Игровая психотерапия и психопрофилактика в педиатрии// Педиатрия. - 1990. - №9. - С.85-86.
  18. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: МПСИ, 2001.
  19. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника. - М.: МПСИ, 2002.
  20. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Питер, 1995.
  21. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика, 1986.
  22. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. - М.: Просвещение, 1986.
  23. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2007.
  24. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996.
  25. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: "Речь", 2008.
  26. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: Питер, 2001.
  27. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: РПА, 1997.
  28. Короткова Н.А. Современные исследования детской игры//Вопросы психологии. - 1985. -№2. - с.163-168.
  29. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2004.
  30. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Изд. 1-е /2 - е/ 3-е. Ростов-на Дону: "Феникс", 2000.
  31. Кузминкин В. Кого и чего мы боимся. // Вечерний Новосибирск от 13 окт.2001.
  32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1989.
  33. Лэндред Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: МПСИ, 1994.
  34. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми - СПб: Изд-во Речь, 2000.
  35. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка// Вопросы психологии. - 1988. - №2. - с.123-129.
  36. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. - М.: "Гном-Пресс", 2002.
  37. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. Под редакцией Сакович Н.А. - СПб.: "Речь", 2006.
  38. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж., 2000.
  39. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990.
  40. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: "Питер", 2007.
  41. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Academa, 1998.
  42. Рогов Е.И. Эмоция и воля. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999.
  43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
  44. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Издательство "Мир", 2001.
  45. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.
  46. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М.: Издательство "Мир", 2000.
  47. Страх / Сост. П.С.Гуревич. - М.: Алетейа, 1998
  48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Просвещение, 1998.
  49. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, - М.: Изд-во Литур, 2004.
  50. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: "Генезис", 2006.
  51. Шишова Т.Л. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - СПб.: Издательство "Речь", 2007.
  52. Эльконин Д.Б. Психологические игры, 2-е издание. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
  53. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, Воронеж НПО "Модэкс", 2001.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Формирование социально-личностной компетентности дошкольников в школьном театре
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи
Наблюдения — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста
Проект "Здоровячок"
Создание оптимальной системы развивающих игр по ознакомлению с пространственными отношениями детей 7-го года жизни
Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр Воскобовича В.В
| экспериментальное | экспериментальная психология | исследование | методы исследования | возможности | возможности ограниченны | коррекции | коррекция зрения | страхов | страховых компаний | тревожности | уровень тревожности | детей | дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | средствами | народные средства | сюжетно | сюжетные игры | ролевой | бесплатные игры | детский | детский сад | Страничка психолога | Экспериментальное исследование возможности коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно ролевой игры Детский сад
День здоровья
Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетных подвижных игр
Коррекционно–развивающая программа по оптимизации общения детей "Вместе весело живем…"
Здоровьесберегающая деятельность воспитателя
Волшебный мир театра
Игротерапия как инструмент коррекции общения дошкольников