Элементы арт-терапии в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста


С помощью арт-терапии можно решать задачи развития эмоционально-волевой сферы и интеллекта, а также задачи на социальное взаимодействие. Среди широко используемых, в качестве элементов, направлений АТ в работе педагога-психолога можно назвать следующие: изодеятельность, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия, музыкотерапия, а также игротерапия. Элементы АТ хорошо сочетаются с другими видами развивающей деятельности: игровой и интеллектуальной.

В настоящее время использование арт-терапевтического подхода в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста становиться все более распространенным явлением. Для этого есть обьективные основания. Техники АТ (арт-терапии) очень гармонично вписываются в повседневный уклад жизни ребенка в детском саду, они просты и понятны детям, часто целиком или пошагово знакомы им. Работа в АТ сопровождается широким наполнением эмоционального компонента, что гарантирует интерес ребенка к деятельности.

Мы говорим об использовании именно элементов АТ в работе педагога-психолога т.к. психотерапия, как таковая, не входит в перечень направлений работы специалиста. Для достижения разноплановых целей и решения задач коррекционно-развивающей и развивающей работы использование элементов АТ представляет широкий спектр возможностей. С помощью АТ можно решать задачи в целях развития эмоционально-волевой сферы (коррекция самооценки, уровня тревожных проявлений, развитие креативности, рефлексии, активной позиции), и в целях развития сферы интеллекта (развитие ВПФ, в том числе речи и моторики), а также при решении задач на социальное взаимодействие.

Среди широко используемых, в качестве элементов, направлений АТ в работе педагога-психолога можно назвать следующие: изодеятельность, танцевально-двигательная терапия, цветотерапия, музыкотерапия, а так же игротерапия. Элементы АТ хорошо сочетаются с другими видами развивающей деятельности: игровой и интеллектуальной.

АТ направление затратное по количеству материалов и по временному аспекту. Однако, именно оно является глубоко эмоционально экологичным и ресурсным направлением. Для достижения результатов развивающей работы, ресурсирование процесса развития является одним из важнейших условий. Помимо целей, определенных на основе психодиагностического исследования и по запросу (родителей, воспитателей), в коррекционно- развивающей работе решаются и другие важные задачи. Психика ребенка получает возможность самопроизвольного эмоционального отреагирования и ресурсирования. При этом, эмоциональная экологичность направления, делает для индивида этот процесс безопасным.

Индивидуальная работа с ребенком в области эмоциональной сферы подразумевает решение глубоких эмоциональных трудностей и в работе педагога-психолога используется экстренно, крайне редко. Трудности в более поверхностных, социально приближенных, слоях эмоциональной сферы, успешно решаются в групповой работе. При этом, терапевтичным является сам процесс групповой работы, а естественность условий проведения занятий ( в группе) снижает уровень барьеров общения, и дополнительных причин для негативных переживаний (тревога, волнение, страх и т.д.). Каждое занятие с элементами АТ интересно и доступно ребенку в выполнении, и даже при отреагировании негативных эмоций, заканчивается позитивной эмоциональной наполненностью участников.

Отметим, что любое направление в работе специалиста может быть дополнено находками концептуального характера. Приведем пример: в работе с группой одним из ведущих является принцип «здесь и сейчас». Подробно изучить его можно в работе психотерапевта И. Ялома «Случаи из психотерапевтической практики». В соответствии с данным принципом, поведение и отношения членов группы на занятии трактуется как аутентичное их жизненной позиции. Опираясь на данное положение, можно построить работу с группой таким образом, чтобы создавать условия для изменения не только содержания эмоциональных переживаний, личностных качеств, но и социальной позиции членов группы, в сторону их большей реалистичной адекватности.

Далее приведем пример модели развивающего занятия с элементами АТ в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста.

Запрос: развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника.

Примерный перечень упражнений и ход занятия:

  1. Рисунок на свободную тему, индивидуальное обсуждение автора идеи рисунка с ведущим, взаимный просмотр работ участников группы, обьективная взаимная похвала. Возможны варианты работы материалами: акварель и кисть, акварель и пальцы, гуашь и губка, техника Волшебный дождь, цветные парафиновые мелки, пастель и т.д.
  2. Танцы руками, ногами за партой
  3. Общегрупповой танец
  4. Рефлексия (мне больше всего понравилось…)

Время от 30 мин.

Музыкальное сопровождение: классическая музыка, современная инструментальная музыка и т.д в зависимости от цели и идеи занятия.

Требуется цикл занятий (не менее 10).

Примеры типажей для работы:

  1. робкий, неуверенный ребенок (Акцент в работе - на постепенное погружение в процесс, при этом, с каждым занятием оно должно углубляться. Отмечать обьективные достижения в сравнении ребенка с самим собой.)
  2. Чрезмерно-активный ребенок (Акцент в работе - на отставание от работы группы из-за ненаправленной активности, обьективная похвала за достижения, целенаправленную работу.)
  3. ребенок с заниженной самооценкой, отказывается работать(Акцент в работе ведущего – «работа должна быть сделана, хоть что-нибудь, здесь нет отметок, мне важна твоя работа». Постепенное вхождение в ритм группы, обьективноя похвала.)
  4. норма-ребенок (спрашивает разрешение на все)( Акцент в работе ведущего – «я не знаю как, мне важно как именно ты хочешь выполнить работу», поощрение инициативы, обьективная похвала.)
  5. ребенок с низким уровнем креативности (срисовывает)( Акцент в работе ведущего - сажать одного, «мне важна именно твоя работа в твоем альбоме, на соседей ты отвлекаешься», обьективная похвала и подбадривание.)
  6. ребенок-бунтарь (игнорирует нормы занятия)( Акцент в работе ведущего - «кто не работает, тот уходит с занятия, чтобы не мешать другим заниматься интересным делом.», одобрение проявления нормо-поведения, обьективная похвала.)
  7. Ребенок, неоправданно притендующий на лидерство (кумир семьи) (Акцент в работе ведущего -«не всем твоя работа нравиться, тебе тоже нравяться не все работы, посмотри работы других ребят, какие тебе понравились, такую картинку я у тебя уже видела не раз, придумай еще что-нибудь, ты можешь, у тебя получается», обьективная похвала.)

Материал наблюдений занятий может быть использован в родительских консультациях.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Презентация к занятию "Гармония контрастов" и методического пособия "Краски, сказки, маски"
Досуговая деятельность как средство развития физического потенциала у детей старшего дошкольного возраста
Программа "Формирование доматематических представлений у детей раннего возраста" (2–3 года)
Сценарий сказки "Вовка в Тридевятом царстве"
Город эмоций
Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к ДОУ
| элементы | химический элемент | арт | арт хаус | терапии | мануальная терапия | работе | вакансии работа | педагога | социальный педагог | психолога | работа психолог | детьми | дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка психолога | Элементы арт терапии в работе педагога психолога с детьми дошкольного возраста Детский сад
Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников
Организация природного экологического букваря
Детский сад – школа социального развития ребенка
Методическое сопровождение экспериментальной деятельности по апробации "Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста"
Программа "Здоровье" – опыт работы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Управление ДОУ по результатам — эффективное управление