Занятие на тему "Музей под названием "Русские чудеса"


Цель занятия: приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры; активизировать знания детей о русских народных ремеслах (богородская, дымковская игрушка, хохломская посуда, вологодское кружево и др.); развивать творчество.

Программные задачи

Методические приемы

Используемый материал

Звучит русская народная мелодия. Появляются ведущие и дети. Все встают перед столами.

Ведущий: Русский народ издавна удивлял весь мир своими умелыми руками. В мире даже есть такое словосочетание: Русское чудо. А мы пришли на необычную экскурсию, которая называется "Русские чудеса". Посмотрите сколько их!

Звучит русская народная мелодия. В центр выходит Мужик и Медведь. Кланяются Ведущему.

Ведущий: Здравствуйте гости дорогие! Откуда Вы к нам пожаловали?

Мужик и Медведь: Из села Богородское.

Ведущий: О каком промысле Вы хотите рассказать?

Мужик и Медведь: А мы не только расскажем, но и покажем!

Медведь: Есть в России село Богородское.

Мужик: Там живут мастера, которые делают деревянные фигурки людей, медведей и разны животных.

Медведь: Знаменитая игрушка называется "Мужик и Медведь" (показывает).

Ведущий: Сейчас Мужик и Медведь покажут нам сценку. Которая расскажет как возникло ремесло резьбы.

Мужик берет топор. Чтецы встают полукругом.

1-й чтец:

Как то шел мужик с работы
И зашел в дремучий бор
Подобрал мужик полено,
Снял он с колеса топор.

2-й чтец:

А из темного из леса
Мишка бурый прибежал.
Увидал он незнакомца
И сердито зарычал.

Мужик:

Не пугай зверушка!
Я тебя сейчас потешу
Вот тебе игрушка!

3-й чтец:

Разрубил мужик полено,
Стукнул топоришком,
И сработал он игрушку,
Удивился мишка.

Медведь:

Что за добрая игрушка
Получилась славно.
Деревянная потешка
Смотрится забавно.

4-й чтец:

А за ней мужик с медведем,
Словно дровосеки,
Топорами бьют полено
В маленькие щепки.

5-й чтец:

Над землей века примчались,
Только видно с этих пор
Два веселых дровосека
Помнят мирный уговор.

6-й чтец:

И едва мы их увидим,
Сразу без ошибки
Богородская игрушка
Дарит нам улыбки.

Ведущий: О какой игрушке мы сейчас говорили?

Дети: О Богородской.

Ведущий: Подойдите к стенду и посмотрите, какие здесь игрушки. Как они называются?

Дети: "Мужик и медведь", "Хрюша строитель", "Лиса и ворона", "Медведь и заяц".

Ведущий: Возле какого города находится село Богородское?

Дети: Возле Павлова Посада.

Ведущий: А что там изготавливаю?

Медведь: Там издавна занимаются вырезанием из дерева. Резники делали фигурки по сказкам "Маша и медведь", "Вершки и корешки", "Три медведя".

Мужик: Смастерить игрушку не просто. Сначала рисуют контур, затем обтачивают части стамеской, потом ножом снимают тонкую стружку, чтобы придать объем изделию.

Медведь: Фигурки выполняют из мягкой древесины: ольхи, осины, липы.

Мужик: Сначала древесину запаивают в печи, затем сушат и вырезают.

Ведущий: Спасибо Вам гости дорогие! Интересно рассказали. Послушайте какая красивая музыка звучит. (Звучит мелодичная музыка)

Входит девочка-кружевница.

Кружевница: Зимний вечер. Горит свеча. Девушки плетут чудесные кружева. Не крючком и спицами, а при помощи палочек-коклюшек, перебирая с одной нитки на другую. Так плетется вологодское кружево. Вологодские кружева много раз занимали первые места на международных выставках.

Ведущий: Посмотрите какое чудесное кружево сплела нам кружевница. (Демонстрирует)

Дети садятся на стульчики, звучит русская народная мелодии "Пойду ль выйду ль я".

Прибегают три дымковские барышни.

Ведущий: Что это за гости к нам пожаловали?

Барышни: Мы барышни из села Дымково.

Ведущий: Известный промысел Дымково - глиняные игрушки. Ну-ка расскажите о себе.

1-я барышня: В селе Дымково издавна занимались лепкой и раскраской глиняных игрушек: петушков, всадников, лошадок.

2-я барышня: Они очень нарядные. По белому фону расписывают узоры из кругов, колец, полосок, точек.

3-я барышня: Самая знаменитая игрушка - барышня-водоноска. В женских фигурках всегда делали много деталей: кокошники, оборки, сумки, зонтики.

Ведущий: А как изготавливают дымковскую игрушку?

1-я барышня: Сначала игрушку лепят из глины, затем высушивают и обжигают в печи.

2-я барышня: Так они остаются для просушки. Затем покрывают белым слоем мела.

3-я барышня: Потом расписывают разными красками. Очень ярко расписывают юбочки и барышень.

Ведущий: В нашей стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек.

1-я барышня: В селе Дымково глина особенная. Песок просеивают через сито и смешивают с глиной.

2-я барышня: Дымковская игрушка еще и полезна.

3-я барышня: Она служит не только украшением, но и моет быть музыкальным инструментом.

Ведущий: Почему?

1-я барышня: В России живет музыкальный народ. И дымковской глины делают веселые свистульки.

Медведь: А ведь из дерева тоже делают музыкальные инструменты - ложки.

Играет оркестр из свистулек и ложек.

Ведущий: Здорово сыграли. Но ложки тоже предмет русского ремесла. Какого?

Дети: Хохлома.

Ведущий: Ребята подойдите к стенду. Что вы на нем видите?

Дети: Хохломские изделия. Посуду, которую делают селе Хохлома, что в Поволжье. Все делают из дерева. А изготавливают ее по-особому: вырезают, сушат, расписывают узорами (травинками, бусинками, завитками, ягодками) и покрывают лаком.

Ведущий: Какие изделия хохломских мастеров в нашем музее?

Дети перечисляют.

Ведущий: Посуда отличается округлыми формами и толстыми стенками. Часто из хохломской посуды изготавливают целые наборы (для кофе, чая). Наш народ славится не только своим мастерством, но и задорными русскими плясками.

Кружевница: Какой же праздник без нового наряда и песни веселой?

Ведущий: Тогда прошу всех на танец.

Исполняется народный танец "Барыня".

Используемая литература.

1. Г.А. Лапшина "Календарные и народные праздники в детском саду";

2. Л.В. Орлова "Народное творчество в детском саду";

3. О.С. Ушакова "Знакомство дошкольников с литературой";

4. М.Ю. Картушина "Русские народные праздники";

5. М.Ю. Картушина "Театрализованные представления для детей".




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Программа по гимнастике для дошкольного отделения
Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста "Число 7, цифра 7"
Интеллектуальная игра "Страна Сообразилия"
Занятие по развитию элементарных представлений "Круг, квадрат, треугольник" в средней группе
Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы к школе
Использование нетрадиционных форм работы с художественной литературой в детском саду
| занятие | конспекты занятий | тему | и тем и тем | музей | музеи москвы | под | песни под | названием | названия городов | русские | русскай | чудеса | чудо | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Занятие на тему Музей под названием Русские чудеса Детский сад
Занятие «Городецкая роспись. Рисование узора на доске»
Сенсорное воспитание в младшей группе. Тема: "Готовим салат для мамы"
Здоровьесберегающий проект "Витамины"
Портфолио дошкольника
Урок-презентация "Устройство компьютера"
Учим читать дошколят играя