Занятие по математике в подготовительной группе "Путешествие по городу математических загадок"


В занятии представлены приемы формирования у детей понятия числа, счета, решение арифметических задач, представления о знаках «больше», «меньше», о длине и ширине предметов, об их измерении. В интересной игровой форме дети совершают путешествие по улицам города математических загадок.

Задачи:

Материал:

  • У детей: карточки с точками и цифрами, под которыми зашифрованы разные виды транспорта, тетради в клетку, простые карандаши, ножницы, чистые листы бумаги (формат А4), карточки с наклеенными квадратами разного цвета (на порядковый счет), объемные цифры, карточки с задачами-иллюстрациями, маленькие машины.
  • У воспитателя:таблицы с цифровыми рядами, знаки «больше», «меньше»; таблица «Узнай путь белочки к дуплу», «Узнай путь ежика к норе»; аудиозапись «Голос волшебника».

Ход занятия:

До занятия воспитатель вместе с детьми строит из мелкого строительного материала, городок с улицами и площадями, замком, парком. Во дворики домов помещаю мелкие игрушки зверюшек и домашних животных. Дети рассаживаются за столы вокруг этого городка.

«Ребята, какой интересный городок мы с вами построили, но оказывается в нем хозяйничает злой волшебник по имени – Ноль, А город называется Магнитофон. (Голос «волшебника») «Здравствуйте ребята! Я волшебник по имени Ноль, хозяин города математических загадок, приветствую Вас! В моем городе живут звери и животные, но я их запер в ломах и не пускаю повеселиться на теплом весеннем солнышке и зеленой травке, потому, что еще не нашелся никто, кто бы отгадал мои загадки! (Выключается магнитофон)
Ребята, жалко вам зверюшек? Давайте освободим их, выпустим из домов погулять на травке? Но для этого надо решить задачки волшебника Ноля.

1. На чем мы можем поехать в город математических загадок? (Дети перечисляют: на автобусе, на поезде, на самолете, и т.д.) каждый из вас поедет на своем транспорте. Он зашифрован на вашем листочке. Вы видите на листе точки. Все точки надо соединить линиями по порядку, который подскажут цифры. От цифры один проводим линию к цифре два, от цифры два проводим линию к цифре три. И т. д. (После выполнения задания опросить детей: «На чем ты поедешь в город математических загадок?»)

2. Представим, что мы подъехали к городу и остановились у ворот. А в город нас не пускает стража. Стражники приказывают нам отгадать их трудные задачки (берет лежащий у ворот листок и читает):

а) На поляне у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать
Кто успел их сосчитать? (Четыре жука)

б) На полянке у дубка
Крот увидел два дубка.
А подальше у сосны,
Он нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов?
Сколько крот нашел грибов? (Три грибка)

в) Расставил Андрюшка в два ряда игрушки,
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка косой.
Следом за ними еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюшка? (Шесть игрушек)

г) Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек
Кто ответит из ребят:
Сколько было всех утят? (Четыре утенка)

д) В снег упал Сережка
А за ним Алешка
А за ним Маринка
А за ней Иринка
А потом упал Игнат
Сколько на снегу ребят? (Пять ребят)

– Ну, молодцы, ребята, отгадали все загадки и стражники, наверное, пропустят нас в город.

3. Представим себе, что мы зашли в город математических загадок и сразу попали на числовую улицу. Вот вы, на какой улице живете? (Спросить 2-3 детей) А в этом волшебном городе есть улица Числовая. На ней живет мальчик Гаврюша со своими питомцами (показывает указкой на зверюшек и выставляет их на мольберт таблицу «Гаврюша». Затем показывает картинки лопаты и лейки) Куда пойдет Гаврюша? Что он хочет делать на огороде? Дайте ему в правую руку лейку, а в левую лопатку (показывает тетрадку с неоконченной работой) Гаврюша оставил недоделанную работу по математике. Давайте решим за Гаврюшу его задачи. Что же он тут писал? (Выставляет крупный образец) Посмотрите и скажите, сколько фигур должно быть на третьей строчке? Почему? Докажите. Если ваш товарищ ошибется, поможем ему, т.к. мы вместе должны путешествовать по городу Математических загадок. Откроем тетради и напишем всего пять строчек геометрических фигур, но количество фигур в каждой строчке должно быть разное. Догадайтесь, какое? (Напомнить правило написания в строке)

4. Ребята, как еще долго придется путешествовать по городу. Давайте отдохнем. Поиграем в игру «Чье звено быстрее соберется?» У вас есть карточки, на которых квадраты разного цвета. Все зеленые квадраты соберутся к окну, фиолетовые – к мольберту, а коричневые – к уголку природы. В звеньях постройтесь по порядку и посчитайтесь: 1, 2, 3... Под бубен маршируйте по группе, а по сигналу стройтесь в звенья. Чье звено быстрее соберется? (Играть 2, 3 раза)

5. Продолжаем наше путешествие. Сейчас мы попали на улицу Смекалистых. Есть среди вас Смекалистые? Ну, посмотрим!

а) умеете ли вы считать обратно. Я буду бросать мяч, и называть число, а вы от этого числа считайте обратно (4-5 раз)
б) посмотрите на эту таблицу: Какое число здесь самое большее? А какое число здесь самое меньшее? А число 2 меньше, каких чисел? А число 8 больше, каких чисел?
в) А умеете ли вы отгадывать неизвестные числа? Откройте тетрадки, на которых нарисован утенок из мультиков Диснея, на странице, где Чипполино предлагает нам свои загадки.

В каждой строчке найдите неизвестные числа, поставьте цифру в нужную клетку. Какое неизвестное число в первой строчке? Прочитай всю строчку. Какое неизвестное число во второй строчке? Читай ее. Третью строчку прочитаем все хором. Какое здесь было неизвестное число? Молодцы ребята и эти загадки волшебника Ноля вы отгадали.

6. А сейчас мы с вами попали на улицу знаков (показывает узкий указкой улицу и выставляет на мольберт две цифры: 3 и 3) Какой знак можно поставить между этими цифрами? Правильно (+), (ставит знак) Три плюс три чему равно? А еще, какой знак можно поставить? Дети : минус (–) Три минус три, чему равно? Правильно, нулю. Это любимая цифра волшебника Нуля. А можно между этими цифрами поставить вот такой знак? (Ставит знак равенства). (Выслушать ответы детей, предложить доказать правильность своего ответа) А если я вместо цифры три поставлю другую цифру? (Ставит цифру 4) Можно ли между ними оставить знак равенства? Нет? Почему же? А я думаю что можно? Докажите. Конечно ребята, 4 больше трех, если какое то число больше или меньше другого, то ставятся вот такие знаки (показывает, выставляет на мольберт два примера: 4 больше 6; 3 и 5 меньше 6), Этот знак называется «больше» и читается так: 4 больше трех, а этот знак называется «меньше» и читается так: 5 меньше 6. Похожи эти знаки друг на друга? Чем они похожи? (Они одинаковые, только острие направлено в разные стороны) Эти знаки можно распознавать по рукам, на правой руке знак «больше» (показывает), на левой – знак «меньше». Покажите на своей руке знак «больше» (показывает), покажите – знак «меньше».
Какой знак надо здесь поставить? (Ставит цифры 8 и 3)
А здесь? Ставит цифры (6 и 10). Ну ребята волшебник Ноль и не думал, что вы запомните эти знаки! Их не трудно запоминать, да?

7. Ребята, на улице знаков протекает река быстрых ответов. Как нам перейти на ту сторону реки? Да нужен мост. Как называется мост, по которому идут пешеходы? А если мы поедем на машине по мосту? Как он будет называться? Давайте из бумаги сделаем пешеходный и автомобильный мосты. Мост у вас должен быть в идее полоски бумаги (показывает). С чего начинаем изготовление моста? Какой ширины будет пешеходный мост: узкий или широкий? А автомобильный? Как узнать, какой длинны надо делать мост? Как измерить длину моста? Помогайте друг другу.

8. Перешли мы на ту сторону реки, и попали в замок нерешенных задач. Давайте их решим и выпустим на волю гусят, которые живут в замке. Придумайте задачки по своим картинкам. (Спросить 3-4 ребенка) Какие части есть у задачи? Давайте решим Сашину задачку (повторить ее) Это задача на сложение или вычитание? Как вы ее решили? Придумайте задачку вот по этому примеру (6 + 2 = ?)
А кто решит вот такую задачу: «На озере плавали гуси, Когда один вышел на берег, то в воде осталось 7 гусей. Сколько гусей плавало в озере? Помогайте товарищу решать, решайте вместе».

– Молодцы ребята, у волшебника Ноля совсем испортилось настроение, придется ему выпускать своих пленников.

9. В конце города, ребята парк. И он называется парком Неизвестных чисел. Кто живет в этом парке? (Выставляется таблица «Укажи путь белочки к дуплу» и «Укажи путь ежику к норе») Где спит белочка? (Показывает на дупло). Где спит ежик? Белочка может пройти к дуплу вот по этим дорожкам, но не по всем, а по какой-то одной, на которой два числа составляют третье в дупле (в каждой из трех дорожек ставит числа и только на одной ставит числа, которые составляют сумму числа, находящегося в дупле) По какой дорожке должна прыгать белочка,? По какой дорожке бежит ежик? Почему?

– Ребята, мы выполнили все задания волшебника Ноля. И мы можем выпустить всех животных, а по улицам повести машины. Возьмите животных и машины, поиграйте в городке.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Информационные технологии на занятиях математики с учетом ФГТ
Проект опытно–экспериментальной деятельности «Чудеса» «Кока–колы»
Образовательная деятельность по познавательно-речевому направлению с элементами исследования с ИКТ для детей старшего возраста "В гости к Бабе-яге"
Конспект занятия по математике в средней группе с элементами ТРИЗ "Путешествие на воздушном шаре"
Витаминная ярмарка
Физкультурный досуг для старших дошкольников "Возьмемся за руки, друзья" (совместно с родителями)
| занятие | конспекты занятий | математике | математикой | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | путешествие | путешествие в петербург | городу | день города | математических | математический анализ | загадок | загадки с ответами | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Занятие по математике в подготовительной группе Путешествие по городу математических загадок Детский сад
КВН "Каждый маленький ребенок это должен знать с пеленок"
Поисково-познавательное занятие в форме экспериментальных действий в старшей группе по теме: "Ловим электричество"
Конспект занятия по безопасности жизнедеятельности с включением игры "Проверь себя" для детей 6—7 лет
Знакомство детей с хакасским декоративно-прикладным творчеством
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Занятие по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Под шапкой-невидимкой"