Активизация творческих проявлений через элементарное музицирование у детей младшего дошкольного возраста


Орфовская педагогика представляет собой тип музыкальной педагогики, которую называют креативной. Она создает условия детям - желание и умение музицировать творить свою музыку в самых разнообразных формах, сочетающих в себе музыку, речь и движение. Учит выразительно пользоваться звуками, ощущать своё тело, управлять им, бережно относиться к партнёру во время занятий. Дети на таких занятиях являются активными участниками, а не пассивными слушателями. Они действуют творчески, поскольку их ставят в условия, в которых они могут фантазировать придумывать, проявлять свою индивидуальность. Предлагаю Вашему вниманию примерные конспекты занятий, где предложенный практический материал, может быть заменен, оставляя педагогам право проявлять свою фантазию.

“ПУШИСТЫЙ УРОК”

Тематическое занятие по принципам Карла Орфа для детей младшего дошкольного возраста.

Цели занятия:

Пособия и материалы:

  • музыкальные инструменты;
  • шапочки животных;
  • фонограмма.

Ход занятия

Предлагаю детям отгадать загадку:

Кто сметану любит?
Кто клубочком спит?
А когда погладят
Песню заурчит?

Да, это наши любимые животные кошки. Я хочу вместе с вами отправиться к ним в гости. Хотите?

Весело нам жить на свете,
Мы к котятам в гости едем.
Поезд отправляется –
Поездка начинается.

1. Рече-двигательное упражнение “Поезд”

Поезд подает сигнал,
Он стоять уже устал, дети тянут “у – у – у”
Набирает поезд ход,
Свою песенку поёт.

Дети двигаются дробными шагами, произносят “чух – чух” с ускорением и замедлением темпа. В конце на выдохе произносят “пш – ш – ш”.

Вот уютный светлый дом,
Наши киски живут в доме том.

2. Давайте попробуем изобразить повадки кошек.

Осторожно, словно кошки,
До дивана от окошка,
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь…
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну.
Спинку я дугою выгну,
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко,
А из блюдца молочко
Полакаю язычком,
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.

Под спокойную музыку, дети выполняют движения по тексту, импровизируя по – своему движения.

3. Коммуникативная игра “Два кота”

Та-та два кота стоят парами по кругу
Восемь лапок, два хвоста. лицом к друг другу.
Серый кот в чулане, выполняют хлопки с друг другом,
Все усы в сметане. поворачиваются спинками
Черный кот полез в подвал и парами двигаются боком
И мышонка там поймал. приставным шагом в центр.
Так же двигаются из круга.
С окончанием, повернувшись
Лицом обхватывают друг друга.

4. Русская народная потешка “У кота воркота” (модель Т.Э. Тютюньниковой).

Дети делятся на две группы:

1-я часть сидит в центре круга, поют песню под аккомпанемент инструментов.

2-я водит хоровод вокруг кота. На припев останавливаются и разомкнув руки, “качают колыбель”.

– Но кошки не всегда спят, они ещё и много трудятся.

5. Песня “Цап – царапки” Л.Гусевой (сб. “Колокольчик” № 9 1998 г.).

Дети выполняют образные движения в конце песни можно предложить каждому ребенку пропеть по – своему “Мяу”, изучить возможности своего голоса.

Я котят благодарю,
Всех к себе плясать зову.

6. “Весёлые котята” на мотив “Если нравится тебе”.

Если кушаешь ты рыбку,
Делай так: “Мур, мур!” – 2 раза – облизываются 2 раза.

Если кушаешь ты рыбку,
То не прячь в усах улыбку.
Если кушаешь ты рыбку,
Делай так “Мур – мур!” – облизываются

Если пес полез кусаться,
Делай так: “Фыр! Фыр!” – 2 раза раздувают щеки выгнув спинки

Если пес полез кусаться,
Приготовься защищаться.

Если пес полез кусаться,
Делай так: “Фыр! Фыр!”

Если киска схватит мышку,
Делай так: “Цап – Цап” – царапающие движение руками.

Если киска схватит мышку,
Дай за это ей сосиску.

Если киска схватит мышку,
Делай так: “Цап – цап”.

Если любят кошку люди,
Делай так: “Кис – Кис” – 2 раза поглаживающие движения

Если любят кошку люди,
Кошка верным другом будет.

Если любят кошку люди,
Делай так: “Кис – кис”.

Вот на солнышке пригрелись,
Спать котятам захотелось.

7. Игра “Котята” – двигательная импровизация.

На ковре котята спят – лежат парами, спинками к друг другу.
Мур, – Мур, Мур – Мур!
Просыпаться не хотят.
Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне – мурлыкают.

Вот на спинку все легки – перевернулись, “шалят” кто как хочет.
Расшалились все они.
Лапки вверх и все подряд
Все мурлыкают, шалят.

Вот идет лохматый пес,
А зовут его Барбос.

Барбос:
Тут котята все шалят? – дети прислушиваются, затем разбегаются.
Напугаю всех котят.
Нет красивей наших Кис.
Вот вам маленький сюрприз.

Вносят в большой корзине живого кота. Дети гладят его, говорят ему ласковые слова.

– Нам с котятами пора проститься и обратно возвратиться.

Уезжают на чем приехали.

“МЫШИНЫЙ УРОК”

Тематическое занятие по принципам Карла Орфа для детей младшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

  • развивать внимание и быстроту реакции;
  • учить выразительно передавать игровые образы;
  • формировать эмоционально – радостные ощущения от активного участия в музицирование.

Пособия:

  • музыкальные инструменты;
  • шапочка кота;
  • бутафорский кусочек сыра.

Ход занятия

Занятие можно начать с загадки про мышку.

В этом доме на опушке
Проживает мышь – норушка
С малыми ребятами,
Веселыми мышатами.

Из бутафорского куска сыра и из корочек выбегают дети – мышки и начинают двигаться по залу.

1. “Мышата” двигательное упражнение (фонограмма, музыка “Мышки” Жилинского.)

Тише, тише, тише, тише – ходят образно, палец к губам.
Поселились в доме мыши,
И теперь звучит в тиши
ши, ши, ши.

Мышки ночью выбегают, – легко бегают.
Мышки пляски затевают.
Чок – чок – каблучок – стучат каблучком
Вот так танец “Чопачок”.

Мышки носиком потянут, – втягивают носом воздух.
Мышки носиком потянут,
Как на кухне что найдут, – руками двигают вперед – назад, шевеля пальчиками.
Быстро в норку отнесут.

Если мышку мы поймаем, – разводят руки в стороны, ловя друг друга в объятия.
Очень мышку напугаем.
Ей от нас уж не уйти
Пи – пи – пи

2. “Мышки” – координационная игра.

Вышли мышки как-то раз – мышки крадутся, прислушиваясь к шороху.
Поглядеть который час (шорох изображается бумагой и т.п.)
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири. – хлопки

Вдруг раздался страшный звон... – дети ударяют по тарелкам, крышкам от кастрюль, сковороде и т.д..
Бом! Бом! Бом!
Убежали, убежали,
Убежали мышки вон! – разбегаются

Дети проговаривают с соответствующей интонацией.

Маленькие мышки забрались в кладовку со своими подружками… давайте присядем, а колени будут у нас понарошку кладовками для мышек.

3. Пальчиковая игра “5 мышек”.

Пять маленьких мышек – шевелят всеми пальцами обеих рук.
Забрались в кладовку.
В бочонках и банках
Орудуют ловко.

На сыр забирается 1-я мышка, – выставляют большой палец.
В сметану ныряет 2-я мышка, – выставляют указательный палец.
А третья с тарелки все масло слизала, – выставляют средний палец.
Четвертая в миску с крупою попала, – выставляют безымянный палец.
А пятая мышка медком угощается. – выставляют мизинец.
Все сыты, довольны. – потираем ладони.

Вдруг… Кот просыпается. – вытягивают коготки.
“Бежим!” – пропищала
Подружкам малышка,
И спрятались в норку
Проказницы мышки – прячут руки за спину

Мышки весело живут,
Мышки песенки поют.

4. Песня “Веселые мышата” Ю. Парфенов.

Инсценируют песню.

Инструменты выбирайте,
И со мною вы играйте.

5. “Веселый оркестр” на проигрыш.

Я на барабане весело играю, – дети играют на барабанах.
Ну а мне мышата дружно помогают.
А теперь на дудочке весело играю,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на дудочках.
Я на колокольчиках весело играю,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на колокольчиках.
Я на молоточках весело играю,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на молоточках.
А я на тарелках весело играю,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на тарелочках.
Я на ксилофоне весело играю,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на ксилофоне
Мы на инструментах весело играем,
Ну а мне мышата дружно помогают. – дети играют на всех инструментах.

6. Музыкальная игра “Хитрый кот” (“Колокольчик” № 12 1999 г.).

Выходит кот, присаживается на корточки, мышки гуляют, поют песню, с окончанием песни кот ловит мышей.

Мышки убегают в свои норочки.
Мышки убежали, тихо стало в зале.

Конец занятия.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Проект к Дню матери. Тема: "Нет лучше дружка, чем родная матушка"
Экологическая сказка "Стоит в поле колобок"
Комплексное занятие-развлечение в старшей группе "Мир волшебства"
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами различных видов искусств
Интегрированное занятие по развитию речи и элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста "Путешествие на остров сказочной математики"
"Разнообразие форм и методов в развитии танцевального творчества детей дошкольного возраста"
| активизация | активизация деятельности | творческих | творческое развитие | проявлений | формы проявления | через | элементарное | элементарно | музицирование | элементарное музицирование | детей | дитя | младшего | младшая группа | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка музыкального руководителя | Активизация творческих проявлений через элементарное музицирование у детей младшего дошкольного возраста Детский сад
Занятие интегрированного вида "Путешествие на воздушном шаре"
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы ДОУ "Где живет звук?"
Доклад "Использование нетрадиционных приемов в развитии музыкальности у детей старшего дошкольного возраста"
Сценарий новогоднего праздника "Чудеса под Новый год для старшей группы"
Конспект занятия для детей средней группы по успешной адаптации к детскому саду "Как Бурый ходил в гости в детский сад"
Музыкально-тематическое занятие по теме "Трехчастная форма"