Занятие по познавательному развитию "Наш край Северный"


Цели урока: закрепить знания детей о своей стране - России; дать знания о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Программные задачи: закрепить знания детей о своей стране – России; дать знания о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Активизировать словарь детей со словами: чум, тундра, неводы, стойбище, нарты, малица, орнамент.

Материал: карта России, карта Ямала, иллюстрации природы Ямала, одежды и т. п.

Раздаточный материал: трафареты с орнаментами, гуашь, губка, кисточки, образцы одежды, сумок, сувениров, обуви.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов.

Методические приемы: беседа, чтение стихов, физкультминутка, работа с раздаточным материалом, анализ работ.

Ход занятия

Воспитатель вывешивает на доске карту России.

Воспитатель: Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень.

– Назовите, какие города вы знаете? (Дети называют названия городов).

– Да, ребята мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная, что когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, в это время на севере (показывает указкой) лежит снег.

В России живет много народов, не только русские. Сегодня мы поговорим о нашем Северном крае, о народах Севера. Но сначала обратите внимание на мою одежду. Посмотрите, как я одета? (Дети рассматривают одежду и говорят что это – национальный костюм северных народов).

– Вспомните что вы знаете об этом крае?

Как я уже говорила, что мы сегодня продолжим знакомство нашим северным краем. Но в ходе беседы вы будете дополнять мой рассказ.

На территории нашего района проживает несколько народностей, но основная масса – это Пуровские лесные ненцы. Исконные занятия лесных ненцов – оленеводство, рыболовство, охота-промысел. Живут оленеводы на одном месте полтора – два месяца. В сентябре уходят со стадом на осенние пастбища. Оленеводы караулят оленей, чтобы они не разбежались, охраняют от волков, перегоняют с пастбища на пастбище, собирают, отлавливают, пересчитывают, лечат. Когда стадо кочуют по тундре, то в тех местах, где большие и богатые пастбища, они делают временную остановку. Ставят чумы, раскладывают костры. Вот такое место называется – стойбище.

– Ребята кто внимательно слушал меня, тот сейчас разгадает загадку.

“Не из камня, не из бревен, а с оленьих шкур построен, а живут в нем люди. Что это?

– Чум.

– А теперь кто-то дополнит мой рассказ.

Рассказы детей: На севере местные жители разводят оленей.

Олень – очень полезное животное. Они заменяют человеку лошадь и машину, дают ему мясо, а из шкур шьют теплую одежду. Оленеводы пасут стада оленей далеко в тундре, там животные находят свою любимую пищу – мох.

О оленеводах и оленях написано много стихов, песен.

(Чтение стихов).

Моя Тундра.

Ты еще не видел чуда –
В нашей тундре не был?
Видишь – сопки, словно чумы,
Подбирают небо?

А по небу
К океану,
Подчиняясь урагану,
Мчатся тучи-тени.
И взлетают в жгучей пене
Волны, как олени.

Но не думай,
Но не думай –
Край мой
Вовсе не угрюмый.

Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту…
Приезжай. Мы встретим лаской.
Здравствуй! (Василий Ледков).

Костер

Ставят чум отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,
Есть кустарник – нарублю.

Только будет чум готов,
Принесу охапку дров.

Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей. (Василий Ледков).

Воспитатель: Так же мы говорили, что кроме оленеводства они еще занимаются охотой и рыбным промыслом.

– А вот здесь недалеко от стойбища расположились рыбаки. Они круглый год ловят рыбу неводом, сетями. Тяжелый, но нужный труд рыбаков. Ведь рыба – ценный продукт питания.

– А кто скажет, какая рыба водится в наших реках?

(Язь, щука, нельма, муксун и т. д.).

– Следующий вид занятия – это охота. У охотников тоже нелегкая работа. Чтобы добыть пушистые шкуры песца, нужно хорошо потрудиться. Охота не забава. Не зря в пословице говорится: “Охота глазам слава, ногам слава, рукам слава”. Но чтобы поменьше наносит вреда природе и не убивать песцов в тундре, у нас есть звероферма в поселке Тарко – Сале, где разводят песцов.

– До сей поры, мы говорили о мужском труде.

– Давайте еще раз вспомним, чем мужчины занимаются на Севере?

(Ответы детей).

– Как вы думаете, чем занимаются женщины?

(Ответы детей).

– Прежде всего, женщина – это мама и хозяйка в доме. Она воспитывает детей, выделывает шкуры оленя, шьет одежду, обувь. Украшает свои изделия красивым орнаментом.

(Рассматривают иллюстрации женской одежды, обуви, разных украшений).

– Все это изделия ненецких и хантыйских мастеров. Все они выполнены красочно, со вкусом. Обращаю внимание, из чего сделаны эти вещи, чем украшены – это ситец, шкура оленя, тесьма, бисер, холст. Все эти работы выполнили мастера.

– Дети, вспомните, как называется мужская верхняя одежда и женская?

(Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур)

– Мы говорили, что их шьют мастера. Теперь мы с вами станем мастерами. У нас будет своя фабрика, которая будет называться “Северное сияние”. На нашей фабрике будут работать мастера. Директором буду – я. Я открою три цеха:

– 1 цех будет украшать одежду,

– 2 цех – обувь

– 3 цех – сувенирный.

– Изделия для украшений лежат на ваших столах. Но прежде, чем приступить к работе, вспомним, чем украшают изделия ненецкие и хантыйские мастера.

– Орнаментом.

Ребята приступают к работе. Анализ работ.

Воспитатель: Теперь эти работы украсят наш музей.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Ознакомление с окружающим для детей старшего дошкольного возраста "Золотая осень"
Конспект занятия по математике. По сюжету русской народной сказки "Гуси-лебеди" (подготовительная группа)
Модуль "Огород на окне"
Досуг в младшей группе. "К бабушке Варварушке в гости на оладушки"
Открытое занятие для детей трех лет. Формирование первичных математических представлений
"Учимся учиться, дружить и взрослеть"
| занятие | конспекты занятий | познавательному | познавательная деятельность | развитию | Наш | край | краснодарский край | северны | северный | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Занятие по познавательному развитию Наш край Северный Детский сад
Для чего нужны зеркала?
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через творческую деятельность (рисование)
Дидактические игры, способствующие расширению области правовых знаний
Комплексное занятие по экологии и аппликации на тему «Смешанный лес. Сравнение дуба и сосны. Аппликация-оригами "Елочка"»
Коррекционно-развивающее занятие в средней группе "Путешествие по сказке "Маша и медведь"
Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементами народно-прикладного искусства и рисования