Занятие по развитию речи "Путешествие в гости к осени" в логопедической группе для детей с ФФНР


В занятии представлены эффективные приемы, игры и игровые упражнения, мнемотаблица, которые повышают интерес детей к занятию и оптимизируют учебный процесс.

Коррекционно-образовательные задачи. Закреплять знания признаков осени, умение различать листья разных деревьев. Содействовать активизации словаря по теме “Осень”, “Деревья”.

Совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать прилагательные с существительными, умение подбирать признаки, действия, к словам “осень” и “дерево”, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать речевой слух, мышление, память, зрительное внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение. Воспитание внимательного отношения к природе, умение видеть ее красоту.

Словарь: Растет, качается, гнется, наклоняется.

Оборудование: Картины: “Осенние пейзажи”. Набор картин “Деревья”. Мнемотаблица “Осень”. Музыкальный центр, диск с музыкальным произведением П.И. Чайковского “Осень” из серии “Времена года”, мяч.

Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе, за изменением окраски листьев деревьев и кустарников. Рассматривание деревьев во время прогулки. Сбор и рассматривание опавших листьев.

Ход занятия

1. Звучит музыка П.И. Чайковского из серии “Времена года” “Осень”.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

Птицы стаями летят, грустно – дождь и листопад.
Ветер в небе тучи носит, потому что это…? (Осень.)

– Сегодня мы отправимся в путешествие в гости к осени.
– Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
– У осени и три периода. Ранняя – начало осени, золотая – середина, поздняя – предзимье.

2. Игра: “Какая осень?”

– Скажите, какая бывает осень? (Золотая, холодная, дождливая, ветреная, солнечная, пасмурная, теплая, красивая, разноцветная, радостная, богатая, хмурая, скучная, щедрая, ранняя, поздняя, удивительная и т д.).

3. – Какие признаки осени вы замечаете на улице? (на доске осенние картины).

Ответы детей: На деревьях листья пожелтели, покраснели. Листья опадают, деревья и кусты становятся голыми. На улице похолодало, люди надевают теплую одежду. Птицы улетают в теплые края. Осенью часто идут дожди, дует холодный ветер. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди убирают урожай. Звери готовятся к зиме.

– Посмотрите на доску (выставляется мнемотаблица). Все ваши ответы, я зарисовала в виде таблицы. Она поможет вам составить рассказ об осени.

Дети составляют рассказ об осени, опираясь на мнемотаблицу. Примерный рассказ. Наступила осень. Листья на деревьях сначала пожелтели, покраснели, потом опали. Деревья стоят голые. Солнце светит мало. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, дуют холодные ветра. Утром на земле заморозки, вода в лужах замерзает, превращается в лёд. Перелётные птицы улетают на юг. Звери начинают готовиться к зиме. Люди надевают тёплую одежду. Я люблю осень.

– Молодцы. Очень интересно вы рассказали об осени.

4. – А сейчас мы с вами поиграем в игру “Скажи правильно”. Я буду начинать, а вы будете образовывать слова от слова осень (воспитатель кидает детям мяч, ребёнок отвечает и передаёт мяч обратно):

Солнце осенью – осеннее.
Ветер осенью – осенний.
Туча осенью – осенняя.
Дождь осенью – осенний.
Аллея осенью – осенняя.
Пальто осенью – осеннее.
Сапоги осенью – осенние.
Одежда осенью – осенняя.
День осенью – осенний.
Утро осенью – осеннее.
Парк осенью – осенний.
Небо осенью – осеннее.

5. Физкультминутка

А сейчас мы с вами превратимся в деревья и будем выполнять различные движения.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле. (потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется. (потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперёд)
Вправо-влево, взад-вперёд –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, взад-вперёд)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращения туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся на места)

6. – Сейчас поиграем в игру “Назови ласково”. Я буду показывать дерево, а вы будете называть ласково.

Рябина – рябинушка.
Осина – осинка.
Клен – клен.
Береза – березонька.
Сосна – сосенка.
Дуб – дубок.
Калина– калинушка.
Тополь – тополек.
Ель – елочка.

7. Игра “Что делает дерево?”

(Растет, весной – зеленеет, качается, шелестит, гнется, стоит, зимой – спит и т д.).

У каждого дерева есть листья, которые мы с вами собирали.

8. Игра “Чей лист?”

Лист рябины – рябиновый
Лист осины – осиновый
Лист клена – кленовый
Лист березы – березовый
Лист дуба – дубовый
Лист калины – калиновый
Лист тополя – тополиный

9. – Вот и закончилось наше путешествие в гости к осени, пора возвращаться в детский сад.
– Что нового вы узнали?
– Кто был внимательным и правильно отвечал?
– Какие игры были для вас интересные?
– Какие задания оказались трудными?

– А свои впечатления о путешествии мы нарисуем.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Развитие творческой активности детей с нарушением речи посредством изобразительной деятельности
Итоговое фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Кругосветное путешествие по стране Златоустии"
"День рождения зайчика". Проект занятия в средней группе детского сада
Дифференциация звуков [с] – [ш]
Обучение детей раннего возраста, имеющих сложную структуру дефекта, на логопедических занятиях в условиях Дома ребенка
Увлекательное путешествие по стране "Математика"
| занятие | конспекты занятий | развитию | речи | части речи | путешествие | путешествие в петербург | госте | гости | осени | осень 2011 | логопедической | логопедические занятия | группе | группы песен | для | детей | дитя | ффнр | дети с ффнр | детский | детский сад | Страничка логопеда | Занятие по развитию речи Путешествие в гости к осени в логопедической группе для детей с ФФНР Детский сад
Формирование первичных навыков анализа предложений у старших дошкольников с ОНР
Непосредственно образовательная деятельность в области "Чтение художественной литературы" с интеграцией образовательных областей "Коммуникация" и "Социализация" с элементами драматизации сказки "Маша и медведи"
Фронтальное логопедическое занятие по теме "Посуда"
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи через изобразительную деятельность
Повышение профессионального мастерства и уровня психологической культуры педагогов на основе личностно-ориентированного подхода
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе ( 1-й год обучения, II период )