Занятие по этике и этикету. Тема: "Доброе слово – что лучик света"


Методическая разработка занятия по этике и этикету предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений, а также учителей начальных классов общеобразовательных школ и направлена на развитие и формирование у детей навыков культурного поведения. Занятие способствует стремлению употреблять в речи вежливые слова, оказывать моральную поддержку тому, кто в ней нуждается; воспитывает бережное отношение к родному языку.

Задачи:

Оснащение: персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Страна Вежливости», доска, альбомные листы, цветные карандаши, фломастеры, музыкальное сопровождение.

План:

1. Организационный момент
2. Введение в тему занятия
3. Сообщение нового материала
4. Релаксация
5. Закрепление знаний, умений
6. Подвижная игра «Пожалуйста»
7. Работа в группах, презентация работ
8. Поэтические минутки
9. Рефлексия

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

– Здравствуйте, мои милые и дорогие ребята! Здравствуйте! Я желаю вам крепкого здоровья и успехов! Пусть на наших занятиях вам будет хорошо и уютно. Вижу, что вы изменились. Многие из вас стали чаще улыбаться. А это, значит, настроение наше улучшилось. Это очень приятно. Спасибо вам!

Психологическое упражнение «Барометр настроения»

Детям предлагаю показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Повторение

– Что вы запомнили на прошлом занятии?

Знакомство с темой «Доброе слово, что лучика свет», планом работы на занятии.

Диалог – презентация «Страна Вежливости»

– Представим, что перед вами два указателя. Один из них показывает в страну Вежливости, а  другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран вы хотели бы попасть?
(Предупреждаю, что  путь в страну  Вежливости лежит через страну, в которой нет никаких правил)
– Итак, мы попадаем в страну, где нет никаких правил. Главными лозунгами в этой  стране являются лозунги: «А я так хочу!», «А мне все равно», «Я самая, самая!»
– Представьте на минутку, что можно увидеть на улицах этой страны?
– Хотели бы вы остаться в этой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?
– А теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этики. Она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только соблюдать правила поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В  этой стране каждый немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет тебе, будет рад тебе и твоим успехам.
– Итак, если вы хотите стать немного добрыми волшебниками, то  нужно непременно познакомиться с добрыми (волшебными) словами. 
Спасибо («Пусть спасет тебя БОГ»)
Доброе утро!  Добрый день! Добрый вечер!
Пожалуйста! («пожалуй» – сделай милость, окажи любезность; «ста» – форма обращения. например, Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины).

Проблемная ситуация «Для чего говорят «спасибо?»

Чтение рассказа «Спасибо» В.А. Сухомлинский

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо, тебе ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку – Ведь ручей не живой, не услышит твоих слов, не поймет твоей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик  задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…

Релаксационное упражнение «Драгоценность»

Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

Ролевая игра «Мы волшебники»

Разбиться на три-четыре группы. Задания для каждой:

– Вы приглашаете в гости друг друга.
– Вы просите прощения за то, что разбили нечаянно мамину кружку.
– Вы хотите купить хороший мультфильм в подарок другу (подружке).
– Вы предлагаете помощь маме (бабушке) дома.

Анализ ситуаций.

Подвижная игра «Пожалуйста»

В игре будем использовать волшебное слово «пожалуйста». Я буду просить исполнить вас определенные команды. Вы их выполняете только тогда, когда я произнесу вам слово «пожалуйста». Если не произнесу, то команду вы не выполняете.

Этикетные задания

– Знаете, я сегодня на своем пути встретила невоспитанного мальчика. Его зовут Витя. Он грубил своей маме, громко кричал и что-то требовал, злился.
Витя не из нашей школы, но я знаю его адрес, т.к. он живет в соседнем доме. Пожалуйста, вспомните и расскажите, ребята, ситуации из вашей жизни, в которых волшебное слово вам помогло и я их передам Вите. Спасибо, будем надеяться, что наши правдивые ситуации и советы ему очень помогут.
– Как называют человека, который произносит волшебные слова? Каким качеством он обладает? (Вежливость, воспитанность…).

Работа в группах. Презентация работ

Мы узнали много добрых слов. Напишите их, пожалуйста. Сначала солнышко, а на его лучах – волшебные слова. Оставьте место для новых лучиков.

Вывод: доброе слово, что лучика свет. А когда все лучики вместе, то свет еще сильнее, ярче.

Поэтические минутки «Вежливые сочинялки»

Сочинение стихов с использованием вежливых слов. Например, «Здравствуйте» – это волшебное слово. Людям дарите снова и снова!» или «Вечером маме всегда говорю «Мамочка, милая, как тебя я люблю». Ночи спокойной, родная, тебе!».

Подведение итогов

– Что нового вы сегодня узнали?
– Что понравилось на занятии, не понравилось?

Ритуал прощания. Игра «Хоровод»

Дети становятся в круг, берут друг друга за руки, улыбаются и благодарят за хорошую совместную работу.

– Спасибо! До следующей встречи! Я жду вас на следующее занятие!

Список используемой литературы к занятию:

  1. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 2008.
  2. Волина В.В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 2006.
  3. Корчинова О.В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2005.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Правовое воспитание дошкольников
Игра как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
Установление взаимодействия с родителями по вопросу оздоровления детей в условиях детского сада
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими повышенную агрессивность в поведении
Формирование здоровьесберегающей компетентности у дошкольников в процессе экологического образования
| занятие | конспекты занятий | этике | профессиональная этика | этикету | тема | и тем и тем | добрей | добро | слово | слова песни | что | лучик | лучик света | светой | детский | детский сад | Страничка психолога | Занятие по этике и этикету Тема Доброе слово – что лучик света Детский сад
Методическая разработка "Гендерный подход в работе с детьми 3–5 лет"
Презентация PowerPoint в системе работы педагога ДОУ по воспитанию гражданственности дошкольников во взаимодействии с подразделениями воинской части
Программа развивающих занятий "Мир психологии"
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области "Чтение художественной литературы"
Тема урока: "Одежда"
План-конспект психологического занятия по формированию детско-родительского взаимодействия в подготовительной к школе группе