Знакомство детей с историей возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства


Данный материал из опыта работы по знакомству детей с произведениями декоративно-прикладного искусства позволяет познакомить их с обычаями и культурой народов Руси, историей возникновения орнамента, значением знаков-символов и их использованием в жизни славян. Задача этой работы - попытаться зародить в душе маленького гражданина нашей страны чувство уважения, гордости к поколениям наших предков, их взглядам и идеалам.

Задачи ознакомления детей подготовительной к школе группы с историей возникновения и развития декоративно-прикладного искусства Древней Руси:

Конспект занятия
История возникновения народного искусства”

Цель:

  • На основе полученных знаний о развитии древнего человека, его среде обитания, деятельности и способах общения познакомить с условиями возникновения древнего искусства, его значением для жизни человека.
  • На предметах прикладного характера, их примере, познакомить с видами материала, используемого в деятельности “художественного промысла”. Дать понятие “народное искусство”. Способствовать возникновению интереса к истории развития русской культуры, русского искусства.

Материал: предметы прикладного характера, выполненные на материале разного вида и фактуры (кость, дерево, камень, ткань).

Иллюстрации книги “Русское народное искусство”.

М/П: Занятие провести в музее "Истоки" или специально оборудованной комнате .

Рассматривание детьми предметов; обратить внимание на то, что их заинтересовало, чем делятся с товарищами.

На примере своего заинтересованного рассказа, высказывания о каком то предмете, побуждать детей делиться своими мыслями, впечатлениями о путях возникновения, способах создания и использования человеком в своей деятельности или среде.

Обратить внимание детей на разнообразие материала, использованного для создания предметов, разновидностей художественного промысла. Заинтересовать вопросами о том, для чего они созданы, кто их создал, когда созданы...

Что служило причиной возникновения таких предметов, что могло побудить человека к созданию художественного произведения?

Искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало. Началось это очень давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наводил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть “народным”.

Различия в условиях жизни нашли свое отражение в искусстве, наложили на него свой отпечаток. В процессе развития особенности сложились в традиции, которые соединили в себе самые характерные черты. Они стали все больше и больше напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой древности в наши дни. В число таких особенностей входят темы орнамента, колорит, сюжет, ритмы.

Стоит сравнить рисунки наскальной живописи Заонежья /2000 лет/ с росписью на местных прялках - удивительное сходство.

Народное искусство того народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты. Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое. Тесно связанный с лесом русский человек считал его живым существом, воспевал в сказаниях и песнях. Предметы, созданные из него руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой.

Знакомясь постепенно с вещами наших предков, искусством их создателей, мы как бы заглядываем в далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших предков.

Консультация для воспитателей
“Орнамент сквозь века. История возникновения искусства”

Орнамент, в отличие от живописи, существует на какой-то созданной человеком вещи, стене дома, сосуде, тканях.

Почему возникла сама вещь, и зачем понадобилось на нее наносить рисунок? Ясное дело, для чего: горшок - чтобы варить кашу, плуг - чтобы пахать, прялка - чтобы...

Человек выделился из природы, когда стал творить, когда стал не просто осознавать мир вокруг себя, но и когда научился выражать свои представления в создаваемых им предметах.

Первое, что он осознал, было то, что существует “верх и низ”, т.е. небо и земля. В виде круга древний человек изображал солнцеЮ небо. А вот землю – в виде квадрата, иногда с точками, изображавшими зерна, т.е. засеянное поле. Вода обозначалась волнистой зигзагообразной линией. Более сложные понятия выражены в свастике. Она выражает движение солнца. А её излом - направление движения, 4 конца света и времени года. Спираль - формула всеобщего развития и движения. Древний человек изображал его, находя аналоги в окружающем мире: завитке, раковине водовороте т. д.

Культура древнего Египта таинственна и глубока. Каждый предмет в ней - вместилище, в котором орнаментальный декор играет важную роль. Орнаментальный знак и сама вещь находятся в органичном единстве с письменностью. Одни и те же знаки были одновременно элементами декора и знаками письменности, и частями вещи. В квадратах египетского орнамента ромб обозначает форму рыболовной сети с узелками или волнистой - окружение земли водой, встречаются элементы, похожие на ромашку. Она напоминает солнце, 4 луча - 4 времени года. В Древнегреческом орнаменте квадрат - символ 4 времен года, а круг - идея постоянного круговорота явлений в природе и во вселенной. Поэтому в центре Квадрата мы видим ромашку-солнце.

Для египтян линейный же орнамент - идея бесконечности бытия, а греческий замыкает в квадрате, круге.

Орнамент как произведение искусства существует в пространстве и во времени. Нужно быть очень внимательным к каждому мотиву, ритму, и тогда он поведает нам длиннющую, уходящую в глубь веков историю.

Римский рисованный орнамент живописен, в нем появляется соотношение различных оттенков цвета, то, что принято называть живописью, колоритом.

В Греческом - сочетание локальных цветов, а орнамент из охранительной функции переходят в мотив живой сцены.

В Римском декоре - гирлянды: лепные, рисованные, пышные с лентами, венками ягод и фруктов, т.е. изображалось все, что дорого человеку. Декор интерьеров отличает изысканная утонченность колорита.

Основы композиции. Орнамент.

В древнегреческом орнаменте присутствует “меандр” - выражающий идею движения через стилизованный образ вечно набегающей и убывающей волны, плавные изгибы русла одноименной реки.

В орнаменты разных стран и культур разных эпох входили свои элементы-символы: Египет - лотос, Греция - листья аконта, Япония - хризантема, Индия, Персия - огурец.

Существует различные виды орнамента:

Предметный - образующий пышные орнаментальные узоры, натюрморты, Возрождения.

Астральный - с изображением Галактик, Солнца, звезд, планет, комет.

Каллиграфический - в рукописях буквенных заставок.

Пейзажный - в японских и китайских ширмах интерьерных перегородок.

Зооморфный - фигуры, портретное изображение человека.

Конспект занятия
“Возникновения и стилизации образов в народном искусстве”

Цель:

  • На основе полученных знаний продолжать расширять представления детей о роли солнца, его значении в природе и деятельности человека.
  • Показать стилизованное изображение солнца в древнерусской культуре.
  • Показать способы изображения знаков-символов. Способствовать творческому поиску способов и приемов в декоративном оформлении солярного знака. Развивать фантазию.

Материал: силуэт солярного знака, разноцветная тушь, кисти, тычки, перо.

М/П: Вспомнить с детьми о значении солнца в природе, жизни и деятельности человека, прочитав загадку:

“На заре зарянской

катится шар вертянский.

Никому его не обойти, не объехать”.

Солнце для древних людей являлось одним из главных богов-покровителей. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, творческая, плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах. Много песен, загадок сложили люди о солнце. Кто знает больше загадок про солнце?

2 ч. А теперь попытайтесь из этого материала выделить изображение солнца (показ видов солярного знака).

Пояснение рисункам: Говорят, что оно катится как колесо, так сравнивали его наши народности славяне и литовцы. Встречается кружок с точкой - китайское, египетское изображение. На Кавказе изображали розетку с завихрением, иногда оно изображалось в виде спирали.

В образном представлении народа солнце связывалось с плодородием и часто изображалось в женском облике. “Встану я рано, бело да румяно, умоюсь росой, расчешу золотые косы”, - говорится о нем в русской загадке. Лучистый солнечный диск на голове женского божества стал одной из самых характерных черт вышивок.

(Рассказ, беседа сопровождается показом).

3 ч. Предложить украсить образ солнца графическим изоматериалом, используя знакомые элементы орнамента: линией, штрихом, точкой...

Рассматривание, увидеть оригинальность, подчеркнуть индивидуальность в работах, фантазию детей.

Перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы на тему “Знакомство детей с историей развития русского народного искусства”

Конспект занятия
“Образ птицы, знака-символа в деревянном зодчестве на Руси”

Цель:

  • Расширение знаний об особенностях строительства русской избы.
  • Познакомить с историей и причинами возникновения орнамента в деревянном зодчестве.
  • Познакомить с образом птицы как знаком-символом в прикладном искусстве.

Беседа с детьми об особенностях строительства избы: выборе места, выборе материала, его подготовке для строительства избы, последовательности постройки и назначении орнамента.

Подчеркнуть, что орнамент, его элементы служили оберегом для жизни тех, кто поселится в этой избе.

Рассмотреть иллюстративный материал по теме.

1) Его расположение на избе, выделить его элементы, уточнить, что они обозначают.

Рассмотреть, какие знаки-символы используют для размещения на крыше избы, на “полотенце”, на её коньке.

Рассказ

Образ птицы в глубокой древности был привычным талисманом, оберегом. Одним из воплощения духа огня на земле считался в древние времена петух. “Гласим-царь”, “Будимир-царь” - верные часы народной Руси. “Петух поёт, значит нечистой силы темное время прошло”.

Другой петух, петушок-золотой гребешок, - это герой русских сказок, представляется сидящим на своде небесном и не страшащимся ни воды, ни огня. Как поступит этот петух, если кинуть в его в огонь или в воду? Если кинуть в воду – всю разом выпьет, в огонь – зальет все пламя. Петух считается существом, отгоняющим нечистую силу и охраняющим от пожара. Поэтому на коньке крыш ставят деревянного или железного петуха.

  1. Рассмотреть стилизованные изображения птицы и объяснить свой выбор.
  2. Выполнить зарисовки птицы – по своему замыслу.

Конспект занятия
“Образ птицы как знака-символа в прикладном искусстве народов Руси”

 

Цель: Познакомить детей с разнообразным “звучанием” образа птицы, её значением и смыслом в народном декоративно-прикладном искусстве.

Методические приемы:

1) Рассмотреть предметы декоративно-прикладного искусства: одежда, украшения, посуда, полотенца, скатерти, прялки.

Обозначить внимание на расположение орнамента, сочетание цвета: где обычно располагается орнамент. Почему? Какие цвета используются в орнаменте? Что они означают?

2) Рассмотреть элементы орнамента, уточнить их смысл.

Обратить внимание на способы изложения птицы, какие птицы изображены?

Пополнить ответы, рассмотреть факты.

Сокол - пользовался на Руси почетом. С соколом сравнивали добрых молодцев. Соколиные очи - зоркие очи.

Лебедь - символ чистоты, красоты. “Словно белая лебедушка плывет”, - говорили про девушку.

Сорока-белобока слывет за красавицу-воровку и сплетницу, приносящую на хвосте всякие вести.

“Совушка - умная головушка” - символ мудрости. (Передача “Что? Где? Когда?”)

Грачи, скворцы, жаворонки - вестники весны.

Прилетайте к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!

Ворон - птица вещая, на крыльях “приносит бурю”, живую и мертвую водоу.

  1. Предложить отобрать из выполненных зарисовок те, которые являются стилизованным изображением птицы. Предложить объяснить свой выбор.
  2. У славян птица с распростертыми крыльями символизировала солнце. Считалось, что птица-солнце и уточка, соединенные на височной подвеске, могут защитить женщину от бед.
  3. Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки, стилизованного листа означает начало жизни, символ добра и счастья.

    Все эти изображения означали жизнь и благополучие.

  4. Предложить по желанию любой образ птицы-знака, символа благополучия и добра.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста "Поле чудес"
Интеллектуальная игра по экологии "Звездный час"
Занятие по математике для детей старшей группы "Путешествие на остров"
Методическое пособие "Умные квадраты"
Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях
Работа родительско-детской дизайн-студии "Семья талантов"
| знакомство | сайт знакомств | детей | дитя | историей | классы история | возникновения | история возникновения | развития | развитие ребенка | народного | народные средства | декоративно | декоративная штукатурка | декоративно прикладное | прикладное искусство | искусства | изобразительное искусство | детский | детский сад | Страничка методиста | Знакомство детей с историей возникновения и развития народного декоративно прикладного искусства Детский сад
Статья об использовании песочной игровой терапии "Волшебный песок"
Театрализованное представление с элементами интеграции "Сказка дарит добро"
Динамическая игра "Солнышко и дождик"
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной группе "Море в беде"
Развлечение "Поможем Зайке" для детей младшего дошкольного возраста
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала (средний и старший дошкольный возраст)