Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников


Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания.

Нет никакой необходимости подробно говорить о роли игры в жизни ребёнка. Значение игры Альберт Эйнштейн оценивал следующим образом: «Теоретическая физика-это детские игрушки по сравнению с игрой». Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.

С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра-это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Наш детский сад комбинированного типа с интеллектуальным направлением работы. Мы работаем над развитием логического мышления детей, над развитием познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Для каждого занятия стараемся продумать игровую мотивацию с целью вызвать у детей интерес к занятию, создать состояние увлечённости, умственного напряжения и направления усилия детей на осознанное освоение знаний, умений, навыков. Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом учитываем следующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной;

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы;

4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным;

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него;

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников;

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия, стимулировать познавательную активность детей.

При использовании игровой мотивации персонаж или несколько персонажей вызывают у ребёнка чувство доверия к ним, стремление помочь им в выполнении различных заданий, действий, опекать их.

Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому занятия проходят в атмосфере повышенного старания. Ребёнок имеет хорошую возможность проявить самостоятельность и ответственность.

Эмоциональная насыщенность связана также с их образностью и оригинальными игровыми действиями: перевоплощением в конкретный образ, использованием диалогов, характеризующих персонажей и их действия.

Особая роль возлагается на метод замещения, когда различные знаки и символы, схемы и планы, вызывают у детей ассоциации с действительными образами – это предоставляет ребёнку большую свободу воображения, мышления и способствует эмоциональной раскрепощённости.

Дети получают возможность применять свои знания, умения и навыки в реальной для них и эмоционально насыщенной игровой деятельности. Так происходит по-настоящему равноправное общение взрослого и ребёнка, в результате которого ребёнок учится «работать» в коллективе, самостоятельно находит выход из затруднительных ситуаций, проявлять сочувствие и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

А разве не эти качества составляют «багаж» будущей личности, способный обеспечить прогресс нашего общества, как в экономическом, так и в социальном плане...




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Семинар-практикум для педагогов "Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах"
Сценарий развлечения для старшей группы "День здоровья"
Авторский учебно-методический материал "Волшебная вода"
Сценарий развлечения для дошкольников "Вошлебная водица"
Урок по истории искусств "Этот волшебный мир"
Конспект сюжетного занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
| игровая | игровые автоматы | мотивация | мотивация персонала | Как | одно | средств | народные средства | развития | развитие ребенка | логического | логические игры | мышления | развитие мышления | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка методиста | Игровая мотивация как одно из средств развития логического мышления дошкольников Детский сад
"Нам не страшен серый волк". Сценарий досуга по ОБЖ для дошкольников по мотивам русских народных сказок
"Мы скучаем по тебе, Лето!"
Моделирование как способ обучения дошкольников решению арифметических задач
Перспективный план работы с детьми 6—7 лет по ознакомлению с символикой, прошлым, настоящим и будущим родного города
Кто живет в воде? Морские и речные обитатели
Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развитию речи с детьми 5–6 лет