Игры на развитие умения ориентироваться в пространстве для детей старшего дошкольного возраста


В работе представлено несколько игр на ориентирование с описанием и иллюстративным материалом.

Одним из факторов успешной подготовки к школе является умение ориентироваться в пространстве, в частности, на плоскости. К 5 – 6 годам большинство детей освоили понятия «за», «перед», «над» и подобные, однако многие путаются в понятиях «слева», «справа», «левый верхний угол», «три клеточки вправо». Для развития умения принимать и использовать такие понятия, умения ориентироваться в пространстве по схеме, адресу, по инструкции, - используются различные игры. Приведем примеры таких игр.

Игры с использованием клеточек и инструкции.

«В гости к лесным жителям». Фронтальная игра.

На листе ватман расчерчиваем на клеточки (примерно 7 на 7 см) карту. Рисуем в некоторых клеточках животных (белочка, зайчик, синичка…), в некоторых – природные объекты (дуб, гора, река, пень), некоторые клеточки остаются свободными, чтобы можно было использовать их как дорожки. В правом нижнем углу обозначаем начало пути. (рис.1) Заранее просчитываем и записываем маршруты к разным обитателям леса (например: 2 клеточки вверх, 3 клеточки вправо, 1 клеточку вниз…). Карта вывешивается на магнитную доску. Фишкой является большой яркий магнит. Дети по-очереди подходят к доске и «отправляются в гости» к зверятам. Остальные дети следят за правильностью ходов. В качестве награды ребята, правильно выполнившие задание, могут получать картинки с изображением лесных обитателей. 

«Волшебник». Подгрупповая или индивидуальная игра.

В этой игре каждый ребенок получает карту и атрибуты, поэтому их должно быть заготовлено в расчете на подгруппу (6 – 8 штук).

Лист формата А4 расчерчен на клеточки. Внизу слева помещается изображение волшебника и ярко-розовая клетка – начало пути. (рис.2,3) На карте помещены изображения колбочек и флаконов разного цвета. У каждого ребенка – карта, фишка и набор карточек - разноцветных колбочек (по 2 каждого цвета). Заранее просчитываем и записываем маршруты сбора ингредиентов для волшебства (например: 2 клеточки вправо, 5-вверх, 3-вправо, 2-вверх, 2-вправо, 1-вверх (оранжевый флакон…. И так собираем несколько колбочек). Во время игры педагог диктует ходы, дети шагают фишкой по карте и, попадая на цветные клетки, выкладывают из своего набора соответствующие колбочки до сигнала «Готово». Произносим «Волшебные слова». Педагог проверяет, правильно ли собраны все ингредиенты. Дети, выполнившие всё правильно, получают приз – картинку для раскрашивания со сказочным персонажем. Волшебство получилось.

Фронтальная игра с использованием адреса. «Подарки».

Игра построена на основе психологического теста для детей старшего дошкольного возраста «Схематизация» Р.И. Бардиной (в системе Л.А. Венгера – В.В. Холмовской). На листе ватман расчерчивается разветвлённая схема с условными знаками – элементами адреса. В конце каждой дорожки сказочные зверята. (рис.4,5) Детям по- очереди предлагается отнести подарок по заданному адресу, написанному на карточке. Остальные дети следят за правильностью ходов. Когда ребёнок определил адресата, педагог предлагает рассказать, какой подарок он хотел бы подарить этому герою. За правильные ответы можно поощрять фишками, чтобы в конце игры определить победителей. Такую игру можно сделать в виде индивидуальных заданий. (рис.6)

Подгрупповая игра с использованием координат и маршрутов. «Космическое путешествие».

Каждому ребёнку выдаётся игровой набор: шаблон для составления карты, элементы карты (солнце, комета, корабль инопланетян, планета, звезда), карта космического путешествия, фишки – космические корабли.

Шаблон (рис.7) для составления карты представляет собой лист А4 расчерченный на клетки, пронумерованные по принципу «Морского боя». 2 -3 клетки заполнены изображениями. К шаблону выдается набор карточек с космическими объектами. (рис.8) Карта путешествия – лист А4, расчерченный на клетки и заполненный объектами так, чтобы можно было пройти к каждому объекту по пустым клеточкам. (рис.9) К карте путешествий выдаются фишки – космические корабли по выбору детей. (рис.8)

Ход игры. Сначала ребятам предлагается составить космическую карту. Берём шаблон карты и по инструкции педагога расставляем объекты (Например: в клетке А3 – комета, в клетке Г2 – звезда…) Для предварительного объяснения можно использовать нанесённые на карту знаки, определяя их адрес. Когда карта готова, откладываем её в сторону и приступаем к следующему заданию.

Педагог раздаёт детям карты космического путешествия и фишки с кораблями. Сначала маршрут выбирает педагог. Он определяет стартовую точку и сообщает цель путешествия. (Например: от Земли к звезде). Педагог диктует шаги по клеточкам, а дети перемещают фишки. Далее задание усложняется. Педагог даёт задание одному из детей пройти от указанного старта к заданной точке (Например: от звезды к комете) так, чтобы другие дети не знали точки финиша. Ребёнок мысленно прокладывает маршрут и диктует шаги по клеточкам другим ребятам. Дети сообщают, куда они прилетели. Теперь ведущим становится другой ребёнок.

В конце игры участники получают дипломы капитана космического корабля. (рис.10)

Рисунки.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект открытого занятия "Познай себя"
Организация работы в системе сопровождения и оказания коррекционной помощи детям с разными образовательными потребностями, имеющими какие-либо отклонения, в условиях детского сада комбинированного вида
Музыка, как элемент терапии в реабилитации детей с нарушениями общения
Обучение детей чтению по методике Зайцева
Создание позитивной направленности к профессионально-педагогической деятельности
Оптимизация интеллектуального развития дошкольников средствами инновационных технологий
| игры | бесплатные игры | развитие | развитие ребенка | умения | навыки и умения | ориентироваться | как ориентироваться в лесу | пространстве | пространство и время | для | детей | дитя | старшего | порно постарше | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка психолога | Игры на развитие умения ориентироваться в пространстве для детей старшего дошкольного возраста Детский сад
Развитие этновосприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста
Понятие "индивидуальная образовательная траектория" в развитии детей 2–7 лет
Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Разработка годового плана
Социальная готовность ребенка к школе
Методическое пособие по использованию нестандартного оборудования