Индивидуальное логопедическое занятие "Различение звуков [з]–[з'] на слух"


Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Комарик». Ребенок вместе с Комаром и Комариком уточняет характеристику звуков [з] - [з’] по артикуляционным и акустическим признакам, перебирает бусинки, поет слоговые песенки, выполняет игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, проговаривает веселые скороговорки.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

- Формирование умения различать звуки [з] - [з’] на слух;

- Закрепление умения согласовывать существительные с местоимениями мой, моя.

Коррекционно-развивающие:

- Развитие продолжительного выдоха;

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики;

- Развитие зрительного и слухового внимания;

- Развитие фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать активность и самостоятельность ребенка на занятии.

Оборудование. Зеркало; маленькая бутылочка; бусинки синего и зеленого цвета; тарелочки; звуковые домики (синий и зеленый); плоскостные изображения комара и комарика; предметные картинки; индивидуальный лист к игре “Найди свои картинки”; цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организация начала занятия.

Логопед. Сегодня, наши друзья – Комар и Комарик вновь приглашают нас с тобой в путешествие, и предлагают выполнить артикуляционную и дыхательную разминку.

2. Артикуляционная и дыхательная разминка.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения выполняются перед зеркалом.

Комар и Комарик.

“Трубочка” - “Улыбка”. Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 сек.

“Накажем непослушный язычок”. (Самомассаж языка.) Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить “та-та-та”. Затем пошлепать язык губами, произнося “пя-пя-пя”.

“Лопаточка”. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

“Качели”. Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка вверх – вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

“Горка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Дыхательное упражнение “Ветерок шумит, пузырёк гудит”.

Язык “желобком” — дуть воздух по языку в бутылочку (бутылочку приложить к подбородку, край её горлышка у нижней губы).

3. Драматизация сказки “Комар и Комарик”.

Летят навстречу друг другу Комар и Комарик (помахать пальчиками). Летят и зудят свои песенки.

Комар: “З-З-З” Комарик: “ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ”

Логопед. Одинаково ли звучат их песенки?

Ребенок. Нет.

Логопед. Давай споем вместе с ними!

- Чья песенка твердая? (Комара).

- Чья песенка мягкая? (Комарика).

- Чья песенка звонкая? (И Комара и Комарика).

- Чья песенка глухая? (Ничья).

Встретились Комар с Комариком и решили дальше лететь вместе (помахать пальчиками). Летели они, летели, устали и опустились на полянку, чтобы немножко отдохнуть.

Вдруг видят, стоят два домика – синий и зеленый. Стали спорить Комар с Комариком, кому в каком домике жить. Спорили, спорили – но так ничего и не решили. Сидят на травинках-былинках печалятся.

Помоги им найти свои домики.

Ребенок выбирает для Комара синий домик, а для Комарика – зеленый и объясняет свои действия.

Повеселел Комар, повеселел и Комарик, и стали они бусинки перебирать. Комар в свою тарелочку складывает синие бусинки, а Комарик – зеленые.

Помоги им бусинки перебрать.

Ребенок в одну тарелочку складывает бусинки синего цвета, а в другую – зеленого.

Нанизывает Комар на нитку бусинки синего цвета и поет свою песенку:

за-зо-зу-зы
зо-зу-зы-за
зу-зы-за-зо
зы-за-зо-зу

Поможем Комару?

Ребенок берет из тарелочки по одной бусинке, нанизывает на нитку и произносит слоги.

Комарик тоже нанизывает на нитку бусинки, но зеленого цвета и поет свою песенку:

зя-зё-зю-зи
зё-зю-зи-зя
зю-зи-зя-зё
зи-зя-зё-зю

Поможем Комарику?

Ребенок выполняет аналогичное задание.

К Комару и Комарику спешат много разных гостей. Посмотри на картинки и угадай, кто спешит к Комару, а кто к Комарику.

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением животных (заяц, зебра, коза, обезьяна).

Ребенок: “К Комару спешат – заяц и коза, т.к. в этих словах “спрятался” звук [з]. А к Комарику спешат – зебра и обезьяна, т.к. в этих словах “спрятался” звук [з’]”.

Гости подарили Комару и Комарику подарки.

Перед ребенком кладется индивидуальный лист к игре “Найди свои картинки”.

Игра “Найди свои картинки”

Комар взял синий карандаш. Комарик – зеленый карандаш.

Помоги им найти и обвести свои картинки.

Комару – на звук [З] Комарику – на звук [З’]

Ребенок обводит, синим карандашом вазу, зонт мимозу; зеленым карандашом – землянику, изюм, газету.

Игра “Мой” - “моя”

Стали Комар с Комариком рассматривать подарки. Они еще не могут правильно использовать слова и говорят: “Это моя зонт, мой ваза, моя изюм…”. Давай научим их правильно использовать слова. О чем еще можно сказать - “мой”, “моя”?

Ребенок, показывая на картинки, учит Комара: Это моя ваза. Это мой зонт. Это моя мимоза.

Ребенок, показывая на картинки, учит Комарика: Это моя земляника. Это мой изюм. Это моя газета.

Комар с Комариком любят проговаривать скороговорки. Повторим их вместе с ними.

Коза Егоза, коза Егоза – землянику есть нельзя!

Зоя и Зина заказали изюм в магазине.

4. Итог занятия.

Логопед. Вот и приближается к завершению наше занятие. Давай вспомним, кто был у нас сегодня в гостях, чем мы сегодня занимались?

В заключение логопед положительно оценивает деятельность ребёнка.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Осуществление коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
Логопедическое занятие в подготовительной группе
Сюжетно-игровые занятия для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в системе физического воспитания
Научно-информационный центр в дошкольном учреждении
Проект коррекционно-речевой работы "Красна птица пером, а человек речью"
Непосредственно образовательная деятельность в области "Чтение художественной литературы" с интеграцией образовательных областей "Коммуникация" и "Социализация" с элементами драматизации сказки "Маша и медведи"
| индивидуальное | индивидуальный предприниматель | логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | различение | различение цветов | звуков | скачать звуки | [з]–[з | слух | новости слухи | детский | детский сад | Страничка логопеда | Индивидуальное логопедическое занятие Различение звуков [з]–[з ] на слух Детский сад
Организация работы воспитателя массовой группы по преодолению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство развития речи
Сценарий проведения конкурса чтецов на тему "Детство – это яркий островок"
Презентация программы "Развитие ритмических способностей детей с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта"
Интегрированное итоговое занятие "В гости к весне" в рамках образовательного проекта средней логопедической группы "Сезонные изменения в природе"
Развитие связной речи с учетом национально-регионального компонента у детей с общим недоразвитием речи III уровня