Интегрированное занятие (ознакомление с окружающим + музыка) для детей подготовительного к школе возраста по теме "Таймыр — мой край родной"


Использование народного фольклора помогает детям лучше узнать край, в котором мы живем, понять быт и культуру народов Севера. Воспитывает патриотический дух у маленьких жителей Таймыра. Использование на занятиях нетрадиционного метода его проведения увлекает детей, заинтересовывает. Использование мультимедийного оборудования дает детям возможность в длинные полярные ночи окунуться в красоту края, в широту его просторов.

Программное содержание: 1

1. Обобщить знания и представление детей о родном крае. Знать название края, национальности, населяющие его, чем они занимаются, какими промыслами, особенности их быта.

2. Закрепить название растений, животных, повторить знакомые стихи, загадки народов севера, прослушать в аудиозаписи песни исполнении народов населяющих наш край.

3. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к его коренным жителям.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, экскурсии, беседы, наблюдения, слушание музыки, разучивание песен.

Словарная работа: Север, Таймыр, ненцы, энцы, нганасаны, парка, унты, хейро, каюр, хорей.

Материал: СД-Диски: "Долганские песни", "Таймырский талисман".

Стихотворение М.Пляцковского "Север", глобус, фотографии с видом растительного мира тундры, унтайки, головной убор, книга "Уроки предков" №4, иллюстрации изображающие одежду народов севера.

Ход занятия

Презентация.

Ребята, мы с вами живем в суровом крае, где столько прекрасного и удивительного. Это край огромных заснеженных пространств, длинной, вьюжной зимы и полярной ночи, но какой бы ни была длинной зима, на смену ей приходит короткое, яркое лето. Меняются и краски окружающей нас природы: золотисто-алые восходы и закаты, переливы полярного сияния, фиолетовая синева сопок, сине-зеленые глыбы ледяных торосов. Меняются и звуки природы: капли дождя на вой пурги, ритмичный прибой волн реки Енисей на пение птиц, хорканье оленей. И это все - наш край!

Как называется наш край, в котором мы живем? (ответ детей).

image003.jpg (48167 bytes)

Дети слушают песню "Я с малых лет люблю Таймыр" стихи

О. Аксенова в исп. вокальной группы "Хейро" г.Дудинка.(СД диск "Долганские песни).

А вот какие стихи о Севере написал поэт Михаил Пляцковский:

"Север - это звон упряжек
И под снегом мерзлый мох.
Север - это край, где пляшет
Над ярангами дымок.
Север - это в небе синем
Тарахтящий вертолет,
Север - это крик гусиный,
Это - вьюга, это - лед".

Попробуйте найти на глобусе, полуостров Таймыр?

Звучит песня (СД диск "Долганские песни" "Моя тундра" слова О.Аксенова в исп. хора долганской песни г. Дудинка) Дети ищут на глобусе полуостров Таймыр.)

 

Умелые руки у народов Крайнего Севера. Посмотрите, какую удобную и теплую одежду они шьют из оленьих шкур. Как называется верхняя одежда народов Севера? Как называется обувь народов Севера? Чем они украшают свою одежду и обувь? Есть среди них и резчики по дереву и по кости животных. Они вытачивают фигурки птиц, зверей, рыб. Эти фигурки очень красивые, они напоминают нам о тех, кто живет в тундре.

Еще народы Севера славятся своими сказками, загадками, пословицами. Вот некоторые из них:

"Комья снежные лежат,
Комья белые летят,
Это птица, а не снег,
Ее много возле рек,
Только клювик и глаза
Выдают ее всегда,
Она белая, как ватка.
Это тундровая :.. (куропатка)

"В тундре есть один зверек,
Быстрый, маленький комок,
Белый сам, а хвостик черный,
Он, как ящерка проворный,
Он живет один, без стай.
Это, дети::.. (горностай).

Каких вы знаете животных тундры? Дети перечисляют.

С какими растениями, которые растут в тундре, вы знакомы?

Дети перечисляют.

"Есть на Севере моем
Ягода морошка.
Вам понравится она -
Съешьте хоть немножко".

А сейчас мы с вами поиграем в игру "Охотники и куропатки".

Условия игры: Под звуки баргана, "куропатки" летают по всему залу, на окончание музыки, "куропатки" приседают и накрывают голову руками, а охотники ходят между ними, кто пошевелится, того охотники забирают с собой.

  • А кого из животных называют "хозяином тундры"? (олень)

  • Чем питается олень? (ягель, кора от кустарников, деревьев, мох).
  • Какую пользу приносит людям? (мех, еда, перевозит вещи, возит нарты для охотников и рыбаков, из шкуры строят чум)

Олененок

Первый луч поднял оленей,
Через лес рогов пробился.
На проталине весенней
Олененочек родился.

Мох пестрел под хрупким тельцем.
Рядом птицы пели звонко.
Солнце красным полотенцем
Вытирало олененка.

Встал малыш, дрожа с подстилки.
Шаг шагнул :
И ножки сами,
Сами ножки - хворостинки
Побежали в стадо к маме.
В. Ледков

  • Как называют человека, управляющего оленьей упряжкой? (каюр)

Хоть и короткое в тундре лето, но какой яркой, необычно красивой становится она в это время года. Нежная, сочная зелень кустов, травы, ярким ковром покрывает ее. Назовите деревья, кусты, цветы, которые растут в тундре? А вот таких ягод, как у нас на Севере нет нигде (показ фотографии)

А еще какие у нас люди! Суров, красив и велик наш край, трудно его объехать, а обойти вовсе трудно.

Жители этого края - люди мужественные и добрые. Они любят свою Родину, хотят сделать ее еще краше. А в своих стихах и песнях воспевают богатство своего края, свой народ. Об этом говорит в своем стихотворении долганская поэтесса О. Аксенова.

"Я с малых лет люблю Таймыр,
Укрытый тундровым покровом,
Здесь Родина моя, мой мир,
Мои снега и теплый дом.
Земля моя из года в год,
Богаче, радостней, сильней.
Жизнь украшая, мой народ,
Живет под солнцем новых дней.

Итог. Любите свой край, свою родину. Храните ее богатства, ее красоту.

Дети, под звуки баргана (СД-диск), уходят в группу.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Интегрированное занятие "Остров дружбы" для детей средней возрастной группы
Педагогический проект: "Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством досуговой деятельности"
Конспект итогового занятия по математике в средней коррекционной дошкольной группе. Тема: "Сенсорные признаки и свойства предметов"
Коллективно-творческое дело "Наш любимый детский сад отмечает 25!"
Стихи и загадки о птицах
"Я люблю свой детский сад, и мальчишек, и девчат"
| интегрированное | интегрированное занятие | конспекты занятий | ознакомление | ознакомление с окружающим | окружающи | окружающий мир | музыка | музыку скачать | для | детей | дитя | подготовительного | начальная школа | закрытая школа | возраста | возраст ребенка | теме | и тем и тем | таймыр | таймыр авиакомпания | Мой | край | краснодарский край | родней | родные | детский | детский сад | Страничка музыкального руководителя | Интегрированное занятие ознакомление с окружающим музыка для детей подготовительного к школе возраста по теме Таймыр — мой край родной Детский сад
Занятие для детей 5–6-ти лет по теме "Мы играем в театр"
Сценарий праздничного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Проходят года – наша память жива"
Сценарий новогоднего музыкального представления (для детей старшего дошкольного возраста и начальной школы)
Коррекционная направленность музыкально-ритмических движений в работе с детьми с нарушением зрения
Путешествие в страну музыки
Проект "Семейные праздники и традиции"