Интегрированное занятие для детей 6–7 лет (музейная педагогика + ИЗО) по теме "История русской куклы. Кукла-оберег"


Музейная педагогика – важная составляющая дошкольного образования и воспитания в ДОУ. Занятие знакомит детей старшего дошкольного возраста с историей русской куклы-оберега. Дети узнают о назначении куклы, учатся самостоятельно ее мастерить.

Задачи:

Материал к занятию:

  • кукла-перчатка Мудрая Сова, хранительница музея;
  • колыбелька для малыша;
  • кукла-оберег:
  • кукла-пупс;
  • лоскуты х/б ткани (однотонной) 20х20см;
  • лоскуты х/б белой ткани 40х25см;
  • фломастеры;
  • нитки;
  • таблица с элементами народного орнамента;
  • аудиозапись «Колыбельная» А. Гречанинов.

Ход занятия

В музее детского сада детей встречает Мудрая Сова (кукла перчатка на руке у воспитателя) и обращает внимание детей на куклу-оберег из экспозиции «История русской куклы».

Мудрая Сова: В давние времена русские крестьяне тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Будущему малышу мастерили колыбель, шили пеленки и делали вот такие куклы, которую нельзя было ни порезать, ни уколоть – ведь в куклу – оберег вкладывалась материнская любовь и забота, которые оберегали младенца. Поэтому кукла мастерили без ножниц и иголки. Еще до рождения ребенка куколку клали в колыбельку – обжить, обогреть. А когда малыш рождался, куколку клали рядом с ним, приговаривая: « Сонница – бессонница , не играй с моим дитятком , а играй с этой куколкой». Все куклы – обереги были похожи друг на друга – у них не было лица. Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, то в нее вселится злой дух, и это навредит ребенку. Как видите, кукла еще не была игрушкой для ребенка, она как бы отвлекала злые силы, оберегала ребенка.

Так ее и назвали – берегиня, оберег.

Воспитатель (вопросы для общения):

- Кто делал таких кукол?

- Почему нельзя было пользоваться ножницами и иголками при изготовлении куклы?

- Почему у куклы нет лица?

- От чего должна была кукла оберегать малыша?

Мудрая Сова: О кукле-обереге вспоминали еще и тогда, когда хотели избавится от какой – не будь напасти. Ее три раза поворачивали против часовой стрелки, приговаривая : «Отвернись злом, повернись добром».

Воспитатель: Ребята, а вот и колыбелька, которую приготовили для младенца. Давайте положим в нее куклу – оберег, чтобы согрела колыбельку. А вот и малыш появился, положим, его рядом с куклой. Маленькие дети часто ночью плачут, давайте покачаем колыбельку, скажем: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».

Звучит «колыбельная».

Воспитатель предлагает детям встать в круг и под музыку имитировать укачивание малыша в колыбельке, выполняя плавные движения руками, туловищем из стороны в сторону.

Воспитатель: Ребята, вы хотите иметь такую куколку-оберег?

- Давайте пройдем в кабинет ИЗО и изготовим таких кукол.

В кабинете ИЗО.

Воспитатель: Помните, такую куклу нужно сделать без ножниц и иголки, по старинному это называлось «свертеть» «скрутить». Берем белую ткань и скручиваем ее трубочкой, а потом сгибаем пополам, ниточкой перевязываем там ,где должна быть шея. Теперь нам надо завернуть куколку в пеленку. Пеленочку мы тоже сделаем сами. Возьмите лоскуток цветной ткани. Фломастером мы нарисуем узор. Каждый элемент узора тоже обозначал надзор, присмотр.

Дети рассматривают таблицу с элементами народного узора.

- Так, например, круги, кресты, розетки - это знаки солнца, волнистые линии земля, вода; вертикальные линии - деревья, растения. Дети самостоятельно выбирают узор на пеленочку для куклы, рисуют фломастером на ткани. По окончании рисования заворачивают свою куклу в пеленочку, крепко перевязывают ниткой, чтобы не развернулась.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые куколки-обереги у вас получились!

Давайте подарим друг-другу кукол со словами-пожеланиями. Вспомним, для чего изготавливали эти куклы, что нужно желать при дарении куклы. (Здоровья, счастья, благополучия, добра.) Куклу нужно дарить от чистого сердца, только тогда она принесет удачу, станет настоящим оберегом.

Дети дарят друг-другу кукол с искренними пожеланиями.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Зимушка-зима"
Этикет для малышей
Метод опорных схем в обучении детей татарскому языку
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе "Коллективное составление сказки"
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира "Все художники тоже разные"
Занятие по русскому языку в старшей группе
| интегрированное | интегрированное занятие | конспекты занятий | для | детей | дитя | 6–7 | лет | года | музейная | музейное дело | педагогика | педагогика и психология | изо | класс изо | теме | и тем и тем | история | классы история | русской | русскай | кукл | куклы | оберег | оберегать | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Интегрированное занятие для детей 6–7 лет музейная педагогика ИЗО по теме История русской куклы Кукла оберег Детский сад
Беседа с родителями "Развитие эмоционального интеллекта. Жить с ребенком - дело не простое…"
Домашние животные – друзья человека (старшая группа)
Комплексное занятие в старшей группе: "Три поросенка"
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Знакомство с буквой Г"
Занятие по английскому языку в старшей группе детского сада "Разноцветное путешествие"
Коррекционно-развивающее занятие в средней группе "Путешествие по сказке "Маша и медведь"