Интегрированное занятие из блока "Путешествие по карте мира" для детей 6–7 лет


Цель блока интегрированных занятий «Путешествие по карте мира»: формировать целостное представление о мире через развитие познавательного интереса воспитанников, воспитывать толерантное отношение к различным культурам. В работе представлены три занятия: вводное занятие, занятие – практикум, занятие – путешествие.

Мой педагогический стаж составляет почти 30 лет. Достаточно долго я проработала учителем иностранного языка. Часто, когда ребята знакомились с новым предметом, выяснялось, что их представления об окружающем мире довольно искажены. Не всегда можно было услышать правильный ответ на вопрос о том, на каком языке говорят в той или иной стране, в какой части света она находится, как называют жителей данной страны. В настоящее время я работаю воспитателем в детском саду и, у меня появилась возможность знакомить детей с многообразием народов мира, их культурой, особенностями внешнего вида. Опыт школьного учителя подсказал, что интегрированные занятия будут способствовать формированию разносторонних знаний о мире, позволят высвободить время для общения и игр. Кроме того, для меня, как педагога, интересно воплощать в этих занятиях самые смелые замыслы. Так появился блок интегрированных занятий "Путешествие по карте мира". Цель блока: формировать целостное представление об окружающем мире через развитие познавательного интереса воспитанников, воспитывать толерантное отношение к различным культурам. В этой работе представлено 3 занятия (вводное, занятие-практикум, занятие путешествие). Всего в блоке восемь занятий.

Вводное занятие "Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!"

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, социализация.

Цель: воспитывать толерантное отношение к различным культурам.

Задачи:

Ход занятия

Введение в ситуацию в форме диалогической беседы с использованием карты мира. Воспитатель задает вопросы:

- как называется страна, в которой мы живем?

- на каком континенте она находится?

- как называются жители нашей страны?

- кто живет в России?

- какие другие страны могут назвать дети?

- чем отличаются люди других стран?

- знают ли ребята, как люди разных стран приветствуют друг друга?

- какие способы приветствия существуют?

Игровая ситуация "Здравствуй, друг!".

На самом деле форм приветствия очень много. Мы узнаем, как принято здороваться у разных народов нашей планеты.

Описание игры.

Играющим детям раздаются разноцветные карточки(2 желтые, 2 красные, 2 зеленые и т.д. по одной каждому игроку). Ведущий называет цвет карточек и кратко сообщает информацию о форме приветствия в той или иной стране. Дети здороваются так, как принято в этой стране. Например, выходят игроки с желтыми карточками. Это жители Китая, которые в прежние времена, встречая друга, пожимали руку каждый себе самому.

  • Племя массаи. Перед тем, как приветствовать друг друга, плюют себе на руки.
  • Жители Тибета. Снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь.
  • Племя маори. При встрече прикасаются друг к другу носами.
  • Жители Японии. Для приветствия существует три вида поклонов: низкий, средний, легкий.
  • Жители России, в качестве приветственного жеста, пожимают друг другу руки.
  • Жители Лапландии трутся носами.
  • Жители Франции целуют друг друга в щеку.
  • Жители Латинской Америки обнимаются.
  • Молодой американец, приветствуя приятеля, хлопает его по спине.
  • Жители Греции приветствуют друг друга словами: "Будь здоровым!".
  • Арабы приветствуют друг друга фразой: "Мир с тобой!".
  • Древние греки говорили друг другу в знак приветствия: "Радуйся!".

3. Игровая ситуация "Иностранный гость".

Ребята, а теперь представьте, что вы иностранцы и не знаете русского языка. Вы воспитанные и культурные люди и хотите поздороваться. Что делать?

Дети предлагают разные варианты (улыбнуться, пожать руку, поздороваться на своем языке).

Воспитатель. Я думаю, что нам нужно выучить несколько приветствий на разных языках, которые практически у всех на слуху: на французском - "Бонжур!" , на немецком - "Гутен таг!", на японском - "Коничи-ва!", на испанском - "Буенос диас!", на китайском - "Ни хау!", на английском - "Гуд афтенун!".

Раздается стук в дверь. Появляется иностранец с чемоданом, на голове одет берет. Он здоровается: "Бонжур". Ребята вспоминают, что это приветствие на французском языке и этот иностранец - француз. Иностранец продолжает знакомство: "Коман са ва?". Воспитатель предлагает свою помощь в качестве переводчика: "Наш гость интересуется, как идут у нас дела? Как же нам ответить? Здорово? Он не поймет. А может классно?". Иностранец радостно кивает головой, он достает конверт и отдает его ребятам. Гость говорит "оревуар", затем уходит. Дети открывают конверт, в нем находится книга о Франции и билет. Воспитатель сообщает ребятам, что это приглашение посетить Фракцию. Воспитатель и дети отыскивают на карте страну, выясняют, как называется столица, обсуждают, каким видом транспорта быстрее добраться до Парижа. Воспитатель находит в книге иллюстрации достопримечательностей столицы Франции и кратко знакомит детей с ними.

4. Рефлексия. Дети заканчивают начатые воспитателем предложения. На занятии я узнал, что: Мне понравилось: Я понял, что: и т.д.

Интегрированное занятие "Подарки из Франции"

Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура

Цель: развивать познавательный интерес дошкольников.

Задачи:

- образовательные: формировать представления о Франции, ее обычаях и культуре;

- развивающие: развивать пальчиковую моторику, наглядно-образное мышление (мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения);

- воспитательные: воспитывать любознательность, находчивость, интерес к совместной деятельности.

Предварительная работа.

Родителям предлагается посетить вместе с детьми французский сайт www.perenoel.com. На этом сайте много забавных игр, посвященных новогоднему празднику и понятных для тех, кто не владеет французским языком (рисунок 1, рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

В группе организуется французский уголок, собираются картинки, предметы, книги имеющие отношение к Франции. Периодически проводится обсуждение собранных материалов.

Ход занятия

Введение в ситуацию. Рассматривание с обсуждением новогодней открытки из Франции (можно взять на сайте). Обратить внимание детей на то, что в России главный новогодний персонаж - дед Мороз, а во Франции - Пер Ноэль. В России дед Мороз живет в городе Великий Устюг, во Франции Пер Ноэль поселился в городе Либурн. Он развозит подарки на оленях, а помогают ему маленькие гномы.

Игровая ситуация "Подарки из Франции".

Воспитатель сообщает, что французский Пер Ноэль поручил ему доставить подарки из Франции. Эти подарки помогут русским ребятам подробнее познакомиться с его Родиной, узнать много нового и научиться кое-чему полезному. Воспитатель обыгрывает каждый подарок:

- фотография Эйфелевой башни. Это символ столицы Франции Парижа. Французы вежливо называют её Мадам. Башня очень высокая, чтобы подняться на смотровые платформы (их три), нужно воспользоваться лифтом. Пер Ноэль хотел бы узнать, какой высоты башню можете построить вы? Дети строят башни, если они неустойчивые, ещё раз рассматривают фотографию Эйфелевой башни и обсуждают, почему она не падает. Инженер Гюстав Эйфель изучал строение человеческого скелета, он обратил внимание на то, это очень прочная конструкция, ведь позвоночник человека выдерживает огромные нагрузки. Башню он спроектировал с учетом этих знаний. Эйфелевой башне уже больше ста лет, она прочно стоит на земле даже при сильном ветре.

- стаканчики для бильбоке (толстая нитка или шнурок длиной около полуметра одним концом приклеивается к донышку пластмассового стаканчика, другой конец приклеивается к шарику от настольного тенниса). Это французская игра бильбоке. Слово "биль" по-французски означает шарик. У французов даже есть выражение: "Уходить с шариком". Участники игры договариваются, сколько бросков будут делать. Бросать надо так, чтобы затем вновь поймать шарик в стаканчик. Выигрывает тот, кто чаще ловит шарик. Воспитатель раздает каждому бильбоке и дети соревнуются.

- упаковка слоеного теста. Кто не знает слово "круассан". Это рогалик - булочка в форме полумесяца. Французы очень любят кушать эти булочки на завтрак. Пер Ноэль предлагает испечь булочки самим под руководством воспитателя. Дети моют руки, одевают фартуки. Каждый лист теста раскатывается в форме круга, затем разрезается от середины на треугольники. На широкий конец кладем начинку (можно мармелад) и скатываем к узкому концу, придаем форму полумесяца. Получившиеся рогалики торжественно относим на кухню, чтобы испечь. Дети с удовольствием съедят их позже.

3. Рефлексия. Этот этап лучше перенести на то время, когда дети будут пробовать круассаны и обсудить, что им больше всего запомнилось и почему, какие представления о Франции они теперь имеют.

Занятие-путешествие "Умелый путешественник"

Цель занятия: применение детьми полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи занятия:

  • Образовательные: познакомить детей с Японией, ее символикой, культурой, с искусством фуросики. Научить детей упаковывать предметы, используя платок.
  • Развивающие: развивать мелкую моторику, пространственное воображение, произвольное внимание, зрительную память, наглядно-образное мышление, связную речь.
  • Воспитательные: воспитывать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.

Необходимое оборудование: глобус или карта мира, наглядные картинки (флаг Японии, флаг России, изображение иероглифов), музыкальные открытки (японская и русская мелодии), отрывок речи на японском языке, платок 90?90 для каждого ребенка, книги, мячи, пластиковые бутылки для упаковывания.

Ход занятия

Организационный этап (2-5 мин.):

Цель этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Предполагаемый результат
Вовлечь детей в совместную деятельность, создать комфортную психологическую атмосферу Приглашает детей к путешествию, загадывает загадки, организуют детей для "путешествия" Слушают воспитателя, задают вопросы, отгадывают загадки, собираются в "путешествие" Создана комфортная психологическая атмосфера, у детей возникло желание участвовать в "путешествии".

Воспитатель подзывает детей и обращается к ним: "Ребята! А вы любите путешествовать? Пойдете со мной в путешествие? Какие предметы нам могут понадобиться? Вот у меня есть платок, мячи и бутылка с водой! Как вы думаете, они нам пригодятся? Давайте возьмем их с собой! Ну, вот мы и готовы. В путь!". Дети и воспитатель идут в музыкальный зал.

Ознакомительный этап (до 10 мин.):

Цель этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Предполагаемый результат
Познакомить детей с Японией, с искусством фуросики. Рассказывает о Японии, отвечает на вопросы, помогает детям правильно формулировать вопросы, проводит игру. Задают вопросы, слушают, отвечают на вопросы, участвуют в игре, сравнивают, делают выводы. Сформировалось представление о стране, об искусстве фуросики, появилось понимание того, что грамотно сформулированный вопрос-это возможность получить интересный ответ.

Дети и воспитатель подходят к музыкальному залу, открывают дверь, слышат японскую музыку. Воспитатель: "Какая необычная музыка, вы раньше её слышали? У кого бы узнать, откуда эта мелодия?" Входим в зал.

В зале на столиках разложены наглядные картинки с изображением флага Японии (рис. 3) и России, написанными словами "мама": мама (обращение) - хаха - о-ка:-сан и "папа": папа (обращение) - тйти - о-то:-сан и японскими иероглифами (рис. 4), символами Японии (рис. 5, 6). Дети свободно ходят по залу, рассматривают картинки.

В музыкальном зале находится музыкальный руководитель, который объясняет, что ребята попали в страну Японию. Спрашивает, знают ли дети такую страну, могут ли показать ее на карте.

Затем воспитатель предлагает игру: "А почему?", т. е. участники игры задают вопросы со слов: "А почему:?" Воспитатель отмечает интересные вопросы детей, помогает выбрать тему вопроса. Воспитатель обращается к детям: "Ребята, а я знаю одно волшебное японское слово "фуросики". А вы знаете, почему оно волшебное? "

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Это древнее японское искусство упаковки предметов в то, что у нас есть. Мы же путешественники, а в путешествии случаются всякие неожиданности".

III Этап закрепления и реализации (15 мин.):

Цель этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Предполагаемый результат
Научить детей упаковывать предметы в платок , воспитывать умение договариваться о помощи с взрослыми или сверстниками (пожалуйста, помоги (те) мне), обеспечить успешность каждого ребенка. Объясняет, как упаковать предметы, организует детей, помогает тем, у кого не получается. Учатся упаковывать различные предметы, задают вопросы, просят помощи у взрослых или сверстников. У детей возникло понимание, что в трудных делах нужно уметь просить помощи, дети научились упаковывать предметы в платок.

Воспитатель предлагает детям устроиться на ковре и постелить перед собой платок, положить на него предметы, принесенные с собой (книги, мячи, бутылки) и рассказывает, как их упаковать в платок, ему помогает музыкальный руководитель.

Дети делятся на 3 группы: первая группа - упаковывает книгу, вторая группа- мяч, третья группа - пластиковые бутылки.

Описание работы первой группы (рис. 7):

1. Расстелите платок. Уложите, расположив по диагонали, две стопки книг. Не нарушая заданного расположения, переверните одну из книжных стопок на другую сторону, сместив её на ширину стопки в направлении угла. Накройте её углом платка, подвернув концы.

2. Заверните первую стопку в ткань, перевернув её в направлении центра. Точно так же заверните вторую стопку.

3. Сложите свободные концы ткани крест-накрест, как показано на снимке.

4. Сложите обе половинки упаковки, чтобы получилась прямоугольная сумка. Скрутите концы платка жгутами, закрутив их в разные стороны. Свяжите концы плоским узлом, чтобы получилась ручка.

Рисунок 7

Описание работы второй группы (рис. 8):

  1. Расстелите платок на ровной поверхности. Уложите на него бутылки по диагонали - донышками друг к другу, горлышками к углам платка.
  2. Не смещая бутылки, накройте их одним из свободных углов платка.
  3. Положите руки на бутылки и закатайте бутылки в платок.
  4. Поднимите бутылки и установите их вертикально.
  5. Свяжите свободные концы платка плоским узлом, стягивая упаковку.
  6. Скрутите концы платка жгутами и закрутите их в разные стороны. Свяжите кончики таким образом, чтобы получилась петля, за которую бутылки можно было нести.

Рисунок 8

Описание работы третьей группы:

  1. Расстелите платок на ровной поверхности. Уложите мяч ниже середины к одному из краёв.
  2. Завяжите углы платка возле мяча плоским узлом. Два свободных конца проденьте под завязанный узел.
  3. Завяжите концы платка плоским узлом.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети оценивают получившиеся работы и проверяют на практике, удобна ли такая упаковка.

Воспитатель: "Ребята, какие вы умелые путешественники. Теперь вы будете знать, как легко перенести даже неудобные предметы"

IV. Рефлексия (2 мин.):

Цель этапа Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Предполагаемый результат
Через эмоциональное состояние детей, понять насколько занятие достигло своих целей Предлагает детям оформить свое эмоциональное состояние при помощи карточек - смайликов: Выбирают соответствующую своему настроению карточку: Эмоциональное состояние детей на высоком уровне, цели занятия реализованы.

Рефлексию целесообразнее проводить после занятия в группе, когда у детей сформируется представление о том, что нового и интересного они узнали и как это можно применить на практике. Рефлексию можно провести как по содержанию занятия, так и по видам детской деятельности, а затем оценить результат.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Программа, направленная на развитие зрительного восприятия и графомоторных функций
Описание опыта работы на тему "Психолого-педагогические условия поддержки застенчивых детей с учетом половых различий"
Развитие мотивационной готовности детей к школе в процессе познания истории родного города
Модернизация технологий дошкольного образования. Переподготовка воспитателей
Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
Проект "Искусство жить с детьми"
| интегрированное | интегрированное занятие | конспекты занятий | блока | блок питания | путешествие | путешествие в петербург | карте | карти | миро | мирой | для | детей | дитя | 6–7 | лет | года | детский | детский сад | Страничка психолога | Интегрированное занятие из блока Путешествие по карте мира для детей 6–7 лет Детский сад
Детский сад – школа социального развития ребенка
Программа развития и коррекции эмоционального мира детей дошкольного возраста "Азбука настроений"
Проект по модернизации организации питания в дошкольном учреждении "За обе щечки"
Новый предмет - синкретика
Управление процессом повышения культуры профессионального самообразования педагогов в методической работе дошкольного образовательного учреждения
"Неделя психологии в ДОУ". План мероприятий