Интегрированное коррекционно-развивающее обучение для детей, имеющих различные нарушения речи


Проблему поиска путей совершенствования образовательного процесса в ДОУ целесообразно решать, используя интегрированный подход в обучении дошкольников. Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий в сочетании с музыкотерапией и изобразительным искусством дает возможность каждому ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, развиваются их коммуникативные умения и познавательная активность.

Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, неизбежны. Проблему поиска путей совершенствования образовательного процесса в ДОУ целесообразно решать, используя интегрированный подход в обучении дошкольников, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их продолжительность. Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Путешествие в мир Весны» для детей, имеющих различные нарушения речи. Проведение интегрированного коррекционно-развивающего занятия в сочетании с музыкотерапией и изобразительным искусством даёт возможность каждому ребёнку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, развиваются их коммуникативные умения и познавательная активность.

Задачи:

Словарь: вступила в свои права, хозяйничать, преобразился, порхают, капает, звенит, журчит, высиживают, выкармливают, повеяло, солнце припекает, лучи ласково гладят, клейкие изумрудные листочки, теплый, весенний, ласковое солнце, пернатые друзья, вестники, кокон.

Материал, оборудование: костюм Весны, корзиночка, веточки березы, гнездо, фонарик, декорации леса (ёлочки, деревья, пенёчки, подснежники), предметные и сюжетные картинки (по тематике занятия), иллюстрация «Птицы весной» худ. С.К. Артюшенко, аудиозапись «Голоса птиц», аудиозапись «Звуки леса», цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, цветные маркеры, картинки для раскрашивания (изображения птиц, животных, насекомых, цветов небольшие по размеру), цветные бумажные бабочки – «оригами» (по количеству детей).

Ход занятия 

Педагог. Дети, сегодня мы отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем. Оно приходит после зимы. Как оно называется? (ответы детей) Ребята, угадайте, кто к нам придёт в гости сегодня?

День прибывает, солнце припекает,
Птицы прилетают. Когда это бывает? (весной)
Вот проклюнулись листочки
Травка первая видна
Это в солнечном платочке
Приближается… (Весна).

Дети (зовут Весну): Иди, Весна! Иди, красна! (Повторяют несколько раз. В группу входит красавица Весна с корзиночкой)

Весна.

Я к вам пришла с цветами,
В ярком, пёстром сарафане,
И румяна и ясна,
А зовут меня Весна.

(Дети рассматривают костюм Весны).

– Дорогие ребята, я очень рада встречи с вами. Я хочу пригласить вас к себе в гости – в мой весенний лес, но, к сожалению, не могу этого сделать (грустит).

Педагог. Дорогая Весна, а что случилось?

Весна. Ребята, злая волшебница заколдовала меня, и я ничего не помню: не помню, когда наступает моё время года, после какого времени года идёт весна, какое время года её сменяет. (Весна просит детей помочь вспомнить признаки весны и рассказать ей, чтобы не нарушить равновесие в природе. Дети по одному выходят к столу, на котором лежат разнообразные картинки, изображающие различные явления природы, выбирают одну, отдают Весне и рассказывают ей о данном явлении. Если ребенок допускает неточности, ошибки, то Весна задаёт наводящие вопросы, просит детей помочь. Когда, волшебная корзиночка полна весенними признаками, Весна благодарит детей).

Весна: Спасибо, дорогие ребята за помощь – вы помогли наполнить мою волшебную корзиночку весенними чудесами. … Зима ушла, но солнце еще греет слабо, нередко по утрам еще мороз. А днём начинает звенеть веселая капель. Покажите, как звенит капель. Сначала медленно, а потом всё быстрее. Вы будете говорить «кап-кап-кап», а ритм я буду задавать рукой. (Дети выполняют упражнение. Весна предлагает детям вместе с ним прочитать стихотворение о капели, сопроводить его ритмичными движениями).

«Кап-кап-кап», – капель звенит,
Словно с нами говорит.
Плачут от тепла сосульки,
И на крышах талый снег.   
А у всех людей весною
Это вызывает смех.
Ритмично хлопают в ладоши.
Ритмично хлопают ладонями по ногам.
Собирают «слезы» в ладошку.
Ритмично гладят себя по голове.
Поворачиваются вокруг себя.

Весна: Потекли весёлые ручейки. Они повсюду. Бегут, поют, всех видят. Беритесь за руки, а я встану в самом начале ручейка, и мы отправимся в наше весеннее путешествие….

(в процессе игры изменяется направление, темп движения)

Весна: Наш ручеек прибежал на маленькую лесную полянку. Посмотрите, как здесь красиво! (рассматривают весеннюю декорацию леса). Давайте вместе с вами прочтём стихотворение - вместе со мной произносите слова, которые повторяются (в процессе чтения стихотворения обращается внимание на правильность произнесения трудных звуков). Улыбаются все люди —          

И в ручейке лесном задорно
Весна, весна, весна!          
Звенит, звенит, звенит.
Она везде, она повсюду –
По камушкам в реке широкой
Красна, красна, красна.   
Журчит, журчит, журчит.
По лугу, лесу и полянке     
Разносит запахи повсюду
Идёт, идёт, идёт.    
Цветов, цветов, цветов.
На солнышке скорей погреться
И все живое сразу слышит
Зовёт, зовёт, зовёт.
Весенний зов!

Весна: Ребята, посмотрите-ка, солнце пригревает все сильнее, появились первые проталины. Что-то я забыла, что такое проталины? Объясните мне, пожалуйста… (дети отвечают)

Весна: На проталинах из-под снега стали появляться первые весенние цветы. Какие вы знаете первоцветы? (дети отвечают; выставляются картинки с изображением весенних цветов – подснежники, одуванчики, ландыши…). Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только любоваться ими. А кто мне скажет почему? (Дети отвечают – подснежники занесены в Красную книгу). Ребята, расскажите, какой бывает подснежник?

(Проводится дидактическое упражнение «Какой?» согласование существительного с прилагательным – подснежник (какой?) первый, весенний, нежный, маленький, беленький, красивый…)

Весна: Ребята, а что происходит с растениями весной?… (Дети отвечают: на деревьях набухают и лопаются почки, распускаются листочки, появляется первая весенняя травка, цветут плодовые деревья, расцветают цветы…).

Весна: Самая красивая в моём лесу – весенняя берёзка, на которой появляются первые листочки (выставляется картинка с изображением весенней берёзки). Давайте прочитаем стихотворение о такой берёзке. Вставайте в круг. Вместе со мной произносите текст и ритмично выполняйте движения.

Берёзка в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит серёжками так нежно
И птичек в гости всех зовет.
Раскроет свои руки-ветви,
Опустит ветки.
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис.
Ритмично ходят по кругу.

Ритмично потряхивают кистями рук, взмахивают руками.
Поднимают руки вверх, ладони-пальцы вниз,
раскрывают, опускают руки.
Руки перед собой, ладони раскрывают,
опускают кисти вниз
.

Весна: Посмотрите, какой замечательный букетик находится в моей волшебной корзинке (Весна показывает букетик из веточек берёзки). Давайте, все вместе сосчитаем, сколько в букете веточек.

(Проводится дидактическое упражнение «Сосчитай» – 1 веточка, 2, 3…)

Весна: Наш ручеёк журчит и приглашает продолжить путешествие…

(Проводится игра «Ручеёк» – игра проводится парами под музыкальное сопровождение. Перед началом игры Весна читает закликалку:

Ручейки, теките, к реке бегите,
Говорите реченьке ласковые реченьки.)

Весна: Ребята, наш веселый ручеёк привёл нас на другую весеннюю полянку. Хотите узнать, кто живёт здесь?

Дети читают стихотворения о животных…

Стихотворение-сказка «Где ежата?»
Жили-были на опушке,
В низкой маленькой избушке
Еж, ежиха, два ежонка –
Вся в колючках одежонка.
У ежихи сто забот: 
Дом, хозяйство, огород
Пока ёж ловил мышей,
Как дела у малышей?
Утром выйдут на зарядку.
Целый день играют в прятки.
Ёж, ежонок, поищи –
Где ежата-малыши?
Стихотворение-загадка
Где живет он?
В самой чаще,
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать,
Очень любит он поспать.
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет. 
 Стихотворение-история (рассказ)
Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит, каплет —
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил.   
Кругом вода!
Заспешил медведь наружу.
Заливает! Не до сна!
Вылез он и видит: лужи,
Тает снег...
Пришла весна!
(По ходу прочтения стихотворений выставляются картинки
«Ёж и ежата», «Медведь весной»)

Проводится дидактическая игра «Животные весной».

(Правила игры: педагог (в роли Весны) называет признаки жизни животных в разное время года, а дети должны поднимать кулачок (условный сигнал) только при упоминании тех явлений, которые происходят с животными весной, или поднимать указательный палец (условный сигнал), если ответ неверный).

Вопросы для игры:

  • весной просыпаются после долгой зимы насекомые;
  • медведь спит в берлоге;
  • возвращаются из тёплых краев перелётные птицы, которые строят себе гнезда;
  • у зайчика белая шубка;
  • птицы высиживают и выкармливают птенцов;
  • заканчивается зимняя спячка зверей: из берлоги выходит медведица с подросшими медвежатами;
  • белочка заготавливает ягоды и грибы;
  • у волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи появляются малыши;
  • взрослые звери линяют, у белки и зайца изменяется цвет шерсти.

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Весна: Ребята, вы слышите эти звонкие трели? Я пришла к вам не одна, а со своими друзьями – птицами. Птиц называют пернатыми друзьями весны. Они вернулись к нам из тёплых стран и радуют своим пением. Давайте послушаем и насладимся музыкой весеннего леса…

(Дети ложатся на ковер и закрывают глаза…).

Весна. Ребята, послушайте, пожалуйста, рассказ про скворцов и маленьких скворчат.

(читает рассказ «Скворцы и скворчата» Т. Шорыгиной в сокращении)

Прилетев домой, скворцы садятся на ветки возле скворечников и радостно, звонко поют. Целую неделю скворец распевает песни. А когда из дальних стран прилетает скворчиха, дружная пара вместе устраивает гнездо. Скоро в гнезде появляются зеленовато-голубые яички, а из них — скворчата. Когда они подрастут, в укромном уголке леса, где много корма, откроется скворчиная школа. Взрослые скворцы научат малышей выкапывать из земли червей, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать место для ночевки, узнавать сигнал опасности.

Весна: Что делают скворцы, вернувшись на родину? Чему учат в скворчиной школе? (ответы детей)

Весна предлагает детям поиграть в игру «Кто лишний и почему?»

Проводиться дидактическая игра «Кто лишний и почему?»

  • Сорока, ворона, ласточка (ласточка, так как она – перелётная птица, а ворона и сорока зимуют на месте).
  • Жук, бабочка, птенец (птенец, так как он – птица, а жук и бабочка – насекомые).
  • Грач, воробей, скворец, дрозд (воробей – зимует на месте, а грач, скворец, дрозд – перелётные птицы)
  • Ласточка, бабочка, цапля, журавль (бабочка – насекомое, а ласточка, цапля, журавль – птицы).

(Весна достаёт из волшебной корзиночки яички птички (обыгрывается каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички), которые она нашла в лесу, и раздаёт их детям…)

Проводится упражнение «Мне дала птичка хрупкое яичко»движения, сочетаемые с речью

Птичка веток набрала, крепко гнёздышко свила, –
И снесла яичко умница-птичка, –

(Весна кладет мячик или орех («яйцо») в «гнездо»)

Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно – так у птиц заведено.

(После окончания упражнения Весна просит детей положить «яички» в гнездо и оставить их в лесу (мама-птичка найдёт свои яички и будет о них заботиться. Затем Весна предлагает детям внимательно посмотреть и найти насекомых, которые спрятались на картинке?)

Проводится игра «Кто здесь спрятался?»

  

Весна. Ребята, какие вы молодцы! Насекомые – тоже вестники весны. А что общего и чем отличаются бабочка и ласточка? – составление сложных предложений, противопоставление с союзом «а» (ответы детей).

Весна (проводится эмоционально-волевой тренинг «Бабочка»). Сегодня тёплый, весенний день, солнечные лучики ласково гладят вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка и садится к вам на брови. Бабочка хочет покачаться на бровях, как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигайте бровями вверх-вниз. Сдуем бабочку (направленный сильный выдох вверх – ф-ф). Бабочка улетела, а солнышко светит то на правый глаз (зажмурить правый глаз), то в левый глаз (зажмурить левый глаз)». Взрослый, используя свет фонарика, помогает детям представить солнечные лучи.

Весна. Ребята, а как вы думаете, чей это домик? (показывает кокон, сделанный из медицинского бинтика).

Проводится игра «Этот странный дом…»

Этот странный дом без окон
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму,
Но зима промчалась мимо:
Март, апрель, капель, весна.
Просыпайся, соня – сонюшка,
Под весенним, ярким солнышком.
Гусенице не до сна,
Стала бабочкой она.
Руки над головой сомкнуты «домиком».
Обнимают себя руками.
Указательным пальцем делают круговые движения.
Обе ладошки вместе складывают под щечку.

Кистями рук машут перед собой.
Загибают пальцы на руке.
Делают руками «потягушечку».
Руками изображают над головой солнечные лучики.
Руками изображают движения крыльев бабочки.

Весна:

Раз словечко, два словечко…
За ступенькою ступенька – станет лесенка,
Слово к слову ставь складненько – будет песенка,
А колечко на колечко – будет вязочка.
Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку.

(Дети рассаживаются перед мольбертом. Весна берёт разноцветные маркеры и фломастеры и, рассказывая историю про соловья, дорисовывает («оживляет») весеннюю картинку, нарисованную на листе бумаги большого размера.) 

Исходное предложение:

  • Весенним днём на ветке сидел соловей, дети смотрят на рисунок, Весна задает наводящие вопросы, дополняя свой рисунок.
  • Каким был день? (Погожим, ненастным, солнечным, теплым, дождливым и т.д.) Дети проговаривают новый вариант предложения: Теплым, погожим весенним днем на ветке сидел соловей. Весна дорисовывает (прикрепляет к рисунку) солнышко или тучку.
  • На ветке какого дерева сидел соловей? (Подрисовывает соответствующие листочки.)
  • Что делал соловей, сидя на ветке? (Дорисовывает нотки у клювика или гнездышко и веточку в клюве.)
  • Каким был соловей? (Разукрашивает птицу.)

Получается следующее предложение: Теплым, погожим весенним днём на тонкой веточке березы сидел весёлый голосистый соловей и пел прекрасную весеннюю песенку о солнышке и тепле!

Весна: Обратите внимание на то, как изменился наш рисунок. Весна предлагает детям дополнить весеннюю картинку своими рисунками и предлагает выбрать из волшебной корзинки небольшие картинки для раскрашивания (изображения птиц, бабочек, пчёлок, весенних цветов, животных – медведя, ёжика, белочки). Дети раскрашивают картинки, выбирая цвета, соответствующие, по их мнению, весенним явлениям и персонажам, затем приклеивают картинки на картину-панно. В процессе украшения панно дети рассказывают, почему выбрали тот или иной цветной карандаш (фломастер, маркер, восковой мелок). Рисование сопровождается музыкой (аудиозапись «Звуки леса»). При рассматривании панно-картины Весна может прокомментировать получившийся совместный результат творческой деятельности детей, например...

«Весна вступила в свои права и начала хозяйничать над землей, раскрашивая всё в зелёный, жёлтый, красный, голубой, пурпурный, коричневый, цвета... Лес уже полностью преобразился. На темно-серых ветвях берёзы появились маленькие клейкие изумрудные листочки. Распустились весенние цветы: подснежники, одуванчики... Прилетели грачи, скворцы, жаворонки... Над растениями порхают и кружатся трудолюбивые красавицы-бабочки, а хлопотливые пчёлы перелетают с цветка на цветок. По утрам ласковое солнце освещает все вокруг и согревает всё живое. Мир стал разноцветным, весёлым, живым. Весна – чудесная пора!»

Педагог: Ребята, мы прекрасно попутешествовали по весеннему лесу. Пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с весной: «Прощай, весна, прощай, красна. Ты в гости приходи сама».

(Весна благодарит детей, дарит им маленьких разноцветных бумажных бабочек – «оригами»). 

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.
  3. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
  5. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движениями, загадки для детей (6-7 лет) / Авт.-сост. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008. 



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Психолого-педагогическая поддержка развития девочек дошкольного возраста
Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи с детьми старшей группы "Мой любимый город"
Занятие по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Формирование фонетических навыков у детей дошкольного возраста
Формирование здорового образа жизни в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Физкультурно-логопедический праздник "Путешествие по Африке"
| интегрированное | интегрированное занятие | коррекционно | коррекционная школа | развей | развивать | обучение | программа обучения | для | детей | дитя | имеющих | какое значение имеет | различен | различные | нарушения | дети с нарушениями | речи | части речи | детский | детский сад | Страничка логопеда | Интегрированное коррекционно развивающее обучение для детей имеющих различные нарушения речи Детский сад
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе
Комплексное итоговое занятие в старшей и подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР по теме "Времена года"
Проект "Вместе мы можем больше"
Открытое фронтальное занятие по развитию навыков творческого рассказывания в подготовительной логопедической группе на тему "Животные жарких стран"
Дневник психологического развития ребенка 4–5 лет
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Звук [ш]"