Интеллектуально-творческое развитие дошкольников


Мы живем в век, когда происходит компьютерная революция, и являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы, дома, а теперь и детские сады. Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Что такое детский сад? Это город для ребят,
Уголочек детства, где всему есть место:
Озорным смешинкам, капелькам-слезинкам.
Здесь в глазах у малышей мир становится добрей,
Проживают тут игрушки: куклы, мячики, зверушки,
И петрушки озорные, и машины заводные:
Игры, выдумки и шутки, смех, веселье, прибаутки.
Каждый день волшебник-гном
Вносит радость в этот дом.
Н.Б. Караваева

Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в собственном темпе. Дошкольное учреждение рассматривается как продолжение дома, где своеобразие каждой семьи, усилия родителей, особенности социального опыта каждого ребенка признаются и уважаются.

Самое важное состоит в том, что детский сад стремится быть тем местом, где дети могут весело и счастливо проводить время.

Современное информационное общество не может существовать без компьютеров, цифровой техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором и радио, печатной машинкой и компьютером. Поток информации настолько велик и увеличивается с каждым днем, что человек не может не использовать современные технологии в своей жизни.

Мы живем в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы, дома, а теперь и детские сады. Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы участке он ни работал.

Проанализировав новые направления развития общества, мы пришли к выводу, что необходимо уже в дошкольном возрасте начинать знакомство с компьютерами.

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Всякий, кто хоть немного наблюдал за ребенком, знает, какое большое место в его жизни занимает игра. Что же такое игра? Игра - яркая, полноправная в эмоциональном отношении практическая деятельность - является для ребенка ведущей. Информатика входит в жизнь ребенка через его игру. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей, живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности". Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки - они статичны, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

В нашем ДОУ осваивают компьютер дети старшего и подготовительного к школе возраста. Основными направлениями нашей работы являются вопросы введения ребенка в мир компьютера, практического применения компьютерных игр как системы дидактических средств обогащения интеллектуального, эстетического, нравственно-экологического и физического развития дошкольника. Дети старшего дошкольного возраста входят в мир информатики со знакомства с детскими игровыми обучающими компьютерами, выглядящими совсем как взрослые ноутбуки. Ребятам очень нравиться выполнять в игровой форме различные задания, узнавать множество интересных фактов об окружающем мире, знакомиться с такими науками, как история, география, естествознание. Также в детском ноутбуке есть разнообразные веселые игры на развитие внимания, памяти, логики и мышления. Задания и игры содержат многочисленные звуковые эффекты, анимацию, а сами программы обладают дружественным интерфейсом и дают возможность играть не только одному или вдвоем, но и против компьютера!

Дети подготовительного возраста начинают общение с компьютером с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. К каждой игре составлены конспекты, но в ходе игры, учитывая способности ребенка, подход к игре может меняться.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они проводиться в присутствии воспитателя, который несет ответственность за безопасность ребенка, а педагог-психолог ведет психологическое сопровождение всего процесса обучения.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Для снятия зрительного напряжения проводится зрительная гимнастика. Даже при небольшой её продолжительности (1 мин), но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. Занятия проводятся два раз в неделю по подгруппам в 10-12 человек. Каждое занятие структурно разделено на четыре части: вводная (объяснение), основная (игры на компьютерах), заключительная (анализ игры) и двигательная - для снятия мышечного напряжения

Практика показывает, что большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка игровой задачи. С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок, позволяющих повысить интерес детей. Но надо заметить, что к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески. Большая часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, развития зрительно-моторной координации. Прежде, чем предложить игру детям, необходимо хорошо знать ее цели и содержание. А так как развивающих компьютерных программ много и каждая программа имеет ряд игр - мы составили каталог с аннотациями игр, чтобы было удобно их использовать.

Важным моментом, на наш взгляд, является и то, что компьютерные игры (особенно математические) являются своеобразной диагностикой деятельности воспитателя, так как сразу выявляют пробелы в тех или иных вопросах воспитательно-образовательной работы. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты.

Детский сад имеет статус городской экспериментальной площадки по теме: "Современные технологии интеллектуально-творческого развития детей в повышении качества дошкольного воспитания и подготовке ребенка к школе".

В 2010 году наше дошкольное учреждение стало победителем в краевом конкурсе среди дошкольных учреждений, реализующих инновационные проекты.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения"
Методика определения физической подготовленности детей с 3 до 10 лет
Программа "Мы выбираем здоровье"
Занятие для детей подготовительной к школе группы "Полет на неизведанную планету"
Физкультурное занятие по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам художественной гимнастики и акробатики "Путешествие в страну Хула-хуп"
| интеллектуально | интеллектуальный | творческое | творческое развитие | развитие ребенка | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка психолога | Интеллектуально творческое развитие дошкольников Детский сад
Занимательные задания для подготовки детей к школе
Родительское собрание — практикум: "Подросток в мире вредных привычек"
Взаимодействие и взаимовлияние семьи и школы в развитии ребенка
Формирование компетентного отношения старших дошкольников к себе как одно из условий подготовки к школе
Коррекционно-развивающее занятие "Тропинка к школе"
Опыт использования здоровьесберегающих технологий