Использование комплексных занятий по физическому воспитанию с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата


Комплексное использование средств обучения усиливает интерес детей к деятельности, повышает работоспособность, активизирует внимание, память, мышление, способствует более глубокому усвоению программного материала. Комплексное занятие предполагает соединение двух или нескольких видов деятельности общей тематики и содержания и направленное на оптимальное решение общих для этих видов деятельности задач.

В практике дошкольного образования широко используется применение комплексных занятий по разным видам обучения и воспитания. Разработка инновационных программ и технологий вызвана потребностью общества изменения объектно-авторитарного стиля дошкольного образования на субъектно-объектный личностно-ориентированный подход.

Комплексное использование средств обучения усиливает интерес детей к деятельности, повышает работоспособность, активизирует внимание, память, мышление, способствует более глубокому усвоению программного материала.

К сожалению, при том разнообразии предложений комплексных занятий в методической литературе, практически не используются сочетания разных видов деятельности с физкультурными занятиями.

Комплексное занятие предполагает соединение двух или нескольких видов деятельности общей тематики и содержания и направлено на оптимальное решение общих для этих видов деятельности задач.

В зависимости от темы и содержания, выстраивается единая сюжетная линия занятия. Обычно, основные части комплексного занятия подвижны и допускается их замена и перестановка. Но комплексное занятие, включающее в себя физкультурное занятие, имеет одну важную особенность: в ходе активной двигательной деятельности в организме ребёнка происходят функциональные сдвиги, которые необходимо привести в норму к окончанию занятия. Поэтому при сочетании разнообразной деятельности детей с физкультурой, необходимо придерживаться чёткой структурной последовательности отдельных частей занятия.

Структура, разработанных нами комплексных занятий, представлена пятью частями: вводная, две основных, переходная и заключительная.

1- вводная часть предполагает организацию игровой мотивации и нацеливание детей на определённую тему, содержание и сюжет. 3-5 минут.

2 - первая основная часть решает задачи того вида деятельности, который сочетается с физкультурой и задачи нашего исследования. 13-17 минут.

3 - переходная, осуществляя переход от одного вида деятельности к другому, одновременно является вводной частью физкультурного занятия. 4-6 минут.

4 - вторая основная часть решает задачи физического воспитания и задачи нашего исследования. 15-20 минут.

5 - заключительная решает задачи приведения функциональной деятельности организма детей к норме и закрепления полученных знаний и умений, а также здесь проводится анализ и оценка деятельности детей на протяжении всего комплексного блока. 5 минут.

Таким образом, продолжительность двух соединённых занятий составляет 40-50 минут ( продолжительность двух обычных занятий по программе составляет 60-70 минут), что позволяет сэкономить время для самостоятельной и игровой деятельности детей.

Комплексные занятия проводились еженедельно по вторникам. Этот день был выбран неслучайно. Общеизвестно, что работоспособность детей в рамках недельного цикла имеет тенденцию к повышению начиная с понедельника и достигает оптимального уровня к среде, а затем начинает постепенно снижаться. Администрация и медицинский персонал не сочли возможным предоставить среду для проведения эксперимента, так как в этот день еженедельно проводятся музыкальные и физкультурные развлечения для всех детей детского сада, а также по причине расписания работы специалистов. Исключая сразу понедельник и пятницу, оставались только вторник и четверг, где показатели работоспособности имеют примерно одинаковое значение. Но предпочтение отдали вторнику с тем, чтобы проводить эксперимент в процессе повышения работоспособности, а не в процессе её снижения, что уже имеет место в четверг.

Конспект примерного комплексного занятия
по физическому воспитанию в сочетании
с познавательным развитием.

Сердце и его работа

Задачи:

1. Закреплять в движении элементарные знания о сердце и его работе.
2. Упражнять детей в ритмичном и качественном выполнении ходьбы, бега, прыжков, ползании по скамейке.
3. Упражнять детей в умении самостоятельно находить пульс на запястье.
4. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Пособия:

  • плакат “Сердце и кровеносные сосуды”;
  • эмблемы сердца ярко-красного и тёмно-вишнёвого цвета по количеству детей;
  • шапочка маска воронёнка, письмо, скамейка, ребристые доски, 11 кеглей, 2 кассеты, свисток.

Построение в одну шеренгу.

Влетает воронёнок: “Кар-кар, это подготовительная группа? Вам письмо, а я тороплюсь, улетает.

Педагогог: Отгадайте загадку:

Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей
И однажды бегемота
Вытащил он из болота
Он известен, знаменит
Это доктор ... ?

Читает письмо: “Дорогие дети, как ваше здоровье? Занимаетесь ли вы в детском саду физкультурой? Ведь кто со спортом дружен, тому и доктор не нужен. Жду от вас весточки. Доктор Айболит.”

Дети, а вы дружите с физкультурой? Почему? (Ответы детей)

Отгадайте загадку: “Не часы, а стучит?” (Педагог и дети показывают сердце)

Да, сердце – это неутомимый мотор, который позволяет нам двигаться, дышать и жить на земле. Сегодня мы будем помогать нашим сердцам лучше работать.

1 часть

Ходьба в колонне по одному.
Ходьба на носках и пятках.
Обычная ходьба.
Ходьба широким шагом.
“Артерии и вены”.
Обычная ходьба.
Бег в колонне по одному.
Бег змейкой.
Обычная ходьба.
Дыхательная гимнастика.
Построение в 2 колонны.
Сердце непрерывно гонит кровь по сосудам и заставляет её обегать всё тело за 26 секунд. Ярко алая кровь, весёлая, полная кислородом очень быстро разбегается по всем артериям, а потом по венам медленно течёт в лёгкие, чтобы очиститься от углекислоты, становится, грустной, грязной, тёмно-вишнёвой. Капелька крови кажется ярко алой потому, что в ней плавает огромное количество кровяных шариков. Они забирают кислород из воздуха, а потом передают его по всем клеточкам нашего организма.

2 часть

Общеразвивающие упражнения “Поможем нашему сердцу”.

Сердцу нужен кислород, руки вверх, потом вперёд

  1. Поднимание рук – И.П. узкая стойка, руки на поясе. 1- руки вверх, 2 – руки вверх, 3 – руки в стороны, 4 – И.П. (8 раз)
  2. Друг на друга поглядим, головою повертим. Повороты головы. И.П. тоже. 1 – поворот влево, 2 – и.п., 3 – 4 – тоже вправо. (10 раз)
  3. А теперь рывки руками, помогаем сердцу сами. Рывки руками. И.п. – узкая стойка, руки перед грудью. 1 – 2 – энергичные рывки перед грудью, 3 – тоже вправо, 4 – тоже влево, (10 раз)
  4. Вращение кистями. И.п – стойка на коленях, руки в стороны. 1 – 4 вращение кистями вперёд, 5 – 8 тоже назад. (8 раз)
  5. Чтобы быть здоровыми, надо спортом заниматься, вправо – влево наклоняться. Наклоны И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.
    1 – наклон влево, правую руку вверх, 2 – и.п., 3 – 4 тоже вправо
  6. Раз прыжок, два прыжок, мы потрудимся, дружок. Прыжки. И.п. – основная стойка. 1 – ноги врозь, руки в стороны, 2 – и.п., 3 раза, чередуя с ходьбой
  7. Надуем воздушные шары. Упражнение на дыхание

Основные движения.

Путешествие из порта “Сердце” по рекам “Артерия” и “Вена”.

I серия

  1. Ползание по скамейке на коленях и ладонях.
  2. Ходьба по ребристой доске, руки в стороны.
  3. Бег между кеглями.

II серия

  1. Ползание на животе, подтягиваясь руками.
  2. Ходьба по ребристой доске.
  3. Прыжки между кеглями на двух ногах.

Между сериями основных движений с целью восстановления организма, выполнять несложные ОРУ.

Сердца наши потрудились, давайте за них порадуемся, что они так громко и весело стучат: “Здоровому – всё здорово!”

Современный быстрый танец 5 – 6 минут.

Как учащённо бьётся сердце. Шофёр машины определяет работу мотора по спидометру. Живой спидометр есть и у нас. Это пульс – тоненькая голубая жилка на запястье. Она может рассказать, с какой скоростью бьётся наше сердце. Положите три пальца на запястье (показ) и прислушайтесь. Слышите толчки тук-тук-тук. Сердце бьётся учащённо.

3 часть

Давайте отдохнём под приятную инструментальную музыку – элементы психо-мышечной тренировки – 3 минуты. Сердце работало и успокоилось.

Упражнение “Найди пульс”, изменился пульс или нет? Почему? А ещё можно найти пульс на сонной артерии. Педагог и дети показывают.

Построение в одну шеренгу.

Давайте напишем письмо доктору Айболиту о том, что все дети подготовительной к школе группы здоровы и болеть не собираются, потому что физкультурой занимаются. Ведь недаром народная мудрость говорит: “Быстрого и ловкого болезнь не догонит”




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе детского сада. "Моделирование в детском саду" по программе "Развитие"
Итоговое театрализованное занятие "В гостях у русской сказки"
"Неизведанное рядом"
Формирование у детей двигательных навыков и умений через нетрадиционные физкультурные занятия
Экологическое развлечение "Лесной теремок"
Конспект занятия по социальному развитию детей среднего возраста "Как жили люди раньше"
| использование | использование ресурсов | комплексных | комплексно | занятий | конспекты занятий | физическому | физическое лицо | воспитанию | воспитание детей | детьми | дитя | имеющими | какое значение имеет | нарушения | дети с нарушениями | опорно | опорно двигательный | двигательного | аппарата | сварочный аппарат | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Использование комплексных занятий по физическому воспитанию с детьми имеющими нарушения опорно двигательного аппарата Детский сад
Итоговое занятие в средней группе "Поможем Красной Шапочке"
Непосредственно образовательная деятельность "Путешествие к Самовар Самоварычу"
Обобщающий урок-игра по математике в дошкольной гимназии
Игры на воде для детей младших и средних групп
Занятие по английскому языку для дошкольников "Папа, мама, я — дружная семья"
Физкультурное занятие для детей среднего возраста