Использование современных мультипликационных героев при обучении родному языку


Конспект интегрированных занятий в подготовительной группе "У Копатыча в огороде" и "В гостях у бабы Капы". Цель занятий: ввести в словарь детей новые слова по темам "Овощи" и "Марийское национальное кушанье"; закрепить знакомые слова по данным темам; развивать связную речь детей; воспитывать нравственные качества и желание помочь другим; приобщать детей к народному творчеству посредством марийского фольклора.

Занятие 1.

«У Копатыча в огороде» занятие с детьми подготовительной группы.

Программное содержание:

  1. Ввести в словарь детей новые слова по теме «Пакчасаска» - «Овощи», закрепить знакомые слова по данной теме.
  2. Развивать связную речь детей.
  3. Воспитывать нравственные качества и желание помочь другим.
  4. Приобщать детей к народному творчеству посредством марийского фольклора (марийских народных загадок, марийских народных мелодий).

Материал:

Ход занятия

Учитель: Салам лийже, дети! - (Здравствуйте, дети!)

(Звучит музыка из мультфильма «Смешарики.)

Учитель: Слышите, кто - то к нам спешит в гости? Как вы думаете, кто?

Дети: Смешарики.

(Учитель показывает на мольберте Смешариков.)

Учитель: Правильно. Это веселые смешарики. Как их зовут?

Дети: Их зовут Крош и Нюша.

Учитель: Назовите их по - марийски.

(Дети узнают их и говорят по - марийски: Тиде меран - (это заяц). Меранын лумжо Крош - (его зовут Крош). Тиде сосна иге - (это поросенок). Сосна игын лумжо Нюша - (ее зовут Нюша).)

Учитель: Правильно, дети , давайте с ними поздороваемся по - марийски.

Дети: Салам лийже!

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Нюша с зонтом?

Дети: На улице часто идут дожди.

Учитель: Почему часто идут дожди?

Дети: Потому что наступила осень - (шыже толын). Уремыште йур йуреш - (на улице идет дождь).

Учитель: Правильно, дети. Наши ребятки совсем не боятся дождика. Давайте споем про теплый дождик песенку.

(Дети исполняют песенку «Леве йур») - Приложение 3.

Учитель: Какие признаки осени вы еще знаете?

Дети: Птицы улетают в теплые края, листья опадают, а еще осенью собирают богатый урожай.

Учитель: Ребята, а вы знаете, кто из смешариков любит заниматься огородом?

Дети: Это Копатыч. Тиде маска - (это медведь).

Учитель: У него в этом году уродился богатый урожай, очень много работы в огороде и он не смог прийти к нам в гости. Что мы можем для него сделать?

Дети: Помочь ему.

Учитель: Вы хотите узнать, какие овощи у него растут? Я загадаю вам марийские народные загадки, а вы попробуйте отгадать. Отгадки называйте по - марийски.

- Расна да не девица, с хвостом да не лошадка. (Кешыр - морковь.)

- Одну зарывают, двенадцать достают. (Паренге - картофель.)

- Шапка моя из ста шкур сшита. (Ковышта - капуста.)

Учитель: Ребята, какие вы молодцы. Все загадки отгадали, теперь можем отправиться к Копатычу.

Физкультурная минутка.

Учитель: Путь к Копатычу не близкий, на пути встречаются препятствия:

  • помашем улетающим в теплые края птицам;
  • прогибаемся, чтобы не порвать паутинку;
  • перешагиваем через ручеек;
  • перепрыгиваем по кочкам.

Учитель: А вот и Копатыч встречает нас. Поздоровайтесь, ребятки. Посмотрите, какой у него огород! Огород - (тиде пакча).

(Дети повторяют хором и индивидуально.)

Учитель: В огороде что растет?

Дети: Овощи.

Учитель: «Овощи» по - марийски произносим «пакчасаска».

(Дети повторяют хором и индивидуально. Учитель показывает на картофель и задает вопросы: Паренге - тиде пакчасаска? - (картошка - это овощ?). Паренге - тиде мо? - (картошка - это что?). Дети отвечают.)

Учитель: В народе так говорят: «Паренге - тиде кокымшо кинде». Ребята, вы поняли, о чем я сказала?

Дети: Картошка - второй хлеб.

Учитель: Ребята, давайте назовем, какие еще овощи растут у Копатыча в огороде.

(Дети называют овощи на картинках, разложенных на полу - «на грядке».)

(Кешыр - (морковь), ковышта - (капуста), йошкарушмен - (свекла), шоган - (лук), чеснок - (чеснок), кияр - (огурец), реве - (репа), помидор - (помидор).)

Учитель: А теперь поможем собрать Копатычу овощи. Каждый соберет по одному овощу и расскажет о нем.

Примерные ответы детей:

  • Мый паренгым погенам - (я собрала картошку).
  • Паренге кугу - (картошка большая).
  • Мый помидорым погенам - (я собрала помидор).
  • Помидор йошкарге - (помидор красный).
  • Мый помидорым кочкам - (я кушаю помидор).
  • Мый кешырым погенам - (я собрала морковь).
  • Кешыр тамле - (морковка вкусная).

Учитель: Молодцы, ребята. Помогли Копатычу. Кече онча - (солнышко светит). Пакчасаскам погенна - (овощи собрали). На радостях можно и поплясать, а Копатыч поиграет нам на своей гармошке!

(Учитель дает Копатычу гармонь и в это время незаметно включает запись игры на гармони. Дети исполняют марийскую плясовую.)

Учитель: Молодцы, ребята, славно поработали, хорошо отдохнули. Какие новые слова вы сегодня узнали и запомнили? (Ответы детей.)

Учитель: А Копатыч приготовил вам сюрприз. Но сначала нужно отгадать загадку:

Круглый бок,
Желтый бок,
Растет на грядке колобок.
К земле прирос он крепко,
А зовется (репка)

Учитель: Копатыч угощает вас вкусной репкой со своей грядки. Репка оказывается с сюрпризом - с « конфетами» внутри.

(Дети говорят «тау» - (спасибо) и прощаются со Смешариками.)

Занятие 2.

«В гостях у бабы Капы» конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.

Программное содержание:

  1. Ввести в словарь детей новые слова по теме «Марий калык кочкыш» - «Марийское национальное кушанье».
  2. Развивать связную речь детей.
  3. Воспитывать нравственные качества и желание помочь другим.
  4. Приобщать детей к народным традициям.

Материал:

  • объемные двигающиеся на шарнирах игрушки - герои из мультфильма (Лунтик, божья коровка Мила, Баба Капа) - Приложение 4;
  • картинки с марийскими национальными кушаньями (блины, вареники, ватрушка, творожник) - Приложение 5;
  • приготовленное слоеное тесто для лепки, подносы, салфетки, фартуки;
  • схемы - модели для составления предложений - Приложение 6.

Ход занятия

Учитель здоровается с детьми и загадывает детям загадки.

Он с Луны к нам прилетел,
Завести друзей успел.
Очень вежливый малыш,
Привлекательный крепыш. (Лунтик)

Учитель: Правильно, ребята. Это Лунтик. Он обещался к нам прийти в гости. А с кем из друзей он придет, отгадайте следующую загадку.

Она очень милая,
Девочка красивая.
На головке рожки,
На платьице горошки. (Божья коровка Мила)

Учитель: Правильно, ребята. Это Мила. Вы знаете, как божья коровка называется по - марийски?

Дети: Тиде трай - (это божья коровка).

(Учитель показывает на мольберте объемных двигающихся игрушек Лунтика и божью коровку Милу. Дети здороваются с гостями.)

Учитель: Ребята, Лунтик мне говорит, что баба Капа готовит вкусное марийское кушанье и всех ребяток приглашает в гости. Вы хотите к бабе Капе идти в гости?

Дети: Да.

Учитель: А как вы думаете, какую марийскую еду она готовит? (Ответы детей.)

Учитель: Я вам расскажу, какое есть марийское национальное кушанье. Особенно по праздникам, марийцы готовят разную вкусную еду.

(Показывает картинку и приклепляет на магнитную доску.)

Учитель:  Посмотрите, что здесь в тарелке? Блины. Правильно, дети. И не обычные блины, а слоеные: пышные, вкусные, румяные. Их пекут в печке. По - марийски такие блины называем «команмелна».

(Дети повторяют хором и индивидуально. Учитель показывает на блины и задает вопросы на марийском языке: Тиде мо? (Это что?). Тарелкаште мо? (Что в тарелке?). Тиде команмелна? (Это блины?). Команмелна тамле? (Блины вкусные?). Дети отвечают.)

(Учитель таким же образом знакомит детей со словами: перемеч - (ватрушка), туара - (творожник), подкогыльо - (вареники). Задает детям аналогичные вопросы.)

Учитель: Ребята, теперь мы знаем, какое кушанье готовит марийский народ. Попробуйте с этими словами составить предложение.

(Детям предлагается схемы - модели для составления предложений на марийском языке. Примерные ответы детей: Я кушаю блины. Я люблю вареники.)

Учитель: Молодцы, ребята. Теперь можно идти к бабе Капе.

(Дети подходят к столу, где разложены заготовки для лепки вареников. Учитель выставляет объемную игрушку бабу Капу. Дети здороваются с ней.)

Учитель: Ребята, как вы думаете, что баба Капа готовит?

Дети: Вареники.

Учитель: Правильно, ребята. Баба Капа говорит, что вареники у нее варятся и скоро будут готовы, но она не все вареники слепила. Давайте мы ей поможем. Сначала нужно помыть руки, надеть фартуки.

Физкультурная минутка. Дети имитируют мытье и вытирание рук, затем завязывают фартуки.

(Учитель показывает, как нужно лепить и сопровождает действие словами на марийском языке. Готовые вареники дети выкладывают на поднос.)

Учитель: Какие новые слова мы сегодня узнали? (Ответы детей)

Баба Капа хвалит детей и угощает их варениками. Дети благодарят ее и говорят «Тау!» - (спасибо).




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Просторы Югры (знакомство с историей родного края и изготовление картин по теме)
Сценарий музыкально-театрализованного развлечения "Мы все одна семья!"
Фитбол – гимнастика для красивой осанки
Методы исследования уровня физической подготовленности детей с проблемами в развитии
Занятие по тестопластике в средней группе "К бабушке Маланьюшке"
Разработка занятия для будущих первоклассников. Игра-путешествие "Полетим на другие планеты"
| использование | использование ресурсов | современных | современный мир | мультипликационных | мультипликационные фильмы | герой | герои | при | обучении | программа обучения | родней | родные | языку | русский язык | детский | детский сад | Страничка методиста | Использование современных мультипликационных героев при обучении родному языку Детский сад
Качество опытно-экспериментальной и исследовательской работы ДОУ: управленческий аспект
Ваш ребенок идет в школу
Кружковая работа "Природные дары"
Интеллектуально-развлекательная игра "Почемучка"
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Время и космос"
Конспект урока "Методика работы с художественной литературой в детском саду"