Итоговое фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Кругосветное путешествие по стране Златоустии"


Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе построено так, чтобы максимально показать те знания и умения, которые были получены детьми в течение двух лет занятий. Причем задания дают возможность продемонстрировать и средний, и высокий уровень подготовки.

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (12,33 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Игра – ведущая деятельность дошкольника. Чтобы вызвать заинтересованность, познавательную активность детей, я использую разнообразные формы организации занятий: занятия – путешествия, сюрпризные моменты, занятия – соревнования, проблемные ситуации. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение всех анализаторных систем. Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, сострадание, учат понимать “что такое хорошо и что такое плохо”, вызывают желание совершать хорошие поступки, помогать слабым и беззащитным, воспринимать чувство прекрасного. Сюжетная линия проходит и через занятия по грамоте, звуковой культуре, и по формированию лексико-грамматических категорий.

С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по обучению грамоте проводится систематическая работа по:

1. Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:
а) развитие анализа предложения;
б) развитие слогового анализа и синтеза;
в) формирование фонематического анализа и синтеза;

2. Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях:
а) развитие зрительного восприятия и узнавания;
б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;
в) формирование пространственного восприятия и представлений;
г) развитие зрительного анализа и синтеза;

3. Развитию внимания, памяти, мышления;

4. Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста.

Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе “Кругосветное путешествие по стране Златоустии” построено так, чтобы максимально показать те знания и умения, которые были получены детьми в течение двух лет занятий по грамоте. Причем, задания дают возможность продемонстрировать и средний, и высокий уровень подготовки. Занятие объемно, поэтому целесообразно разделить это “путешествие” на два дня.

Цель урока:

Повторение и закрепление материала, пройденного за учебный год.

Задачи урока:

  • Характеристика согласных и гласных;
  • Анализ и синтез слов;
  • Закрепление навыка чтения;
  • Понятие о предложении, типы предложений;
  • Понятие о заглавной букве;
  • Деление слов на слоги;
  • Усвоение правил орфографии;
  • Формирование орфографической зоркости;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Совершенствование пространственной ориентации;
  • Расширение знаний по страноведению;
  • Продолжить прививать интерес к русскому языку;
  • Придание занятию комплексный характер.

Оборудование; матрешки (6 штук); письмо; географическая карта земного шара; аудиозаписи (шум моря, сигнал SOS, мяуканье, марш победителей); персонажи: Буквоед, Фея Синего Замка, Фея Красного Замка, Фея Зеленого Замка, Принц Ударения, Буковка, Звуковичок; звуковые символы; увеличенный вариант маршрута; тетради; карандаши; плакат с зеркальными буквами; плакат потерянных букв; буквы (А, А, И, И, У, У, О, Ю); звуко-слоговые схемы (по количеству детей); белые мешочки по количеству детей с буквами от магнитной азбуки; сказочные персонажи и их талисманы; схемы предложений; шкатулка; медали (по количеству детей); макеты 4-х домов с разным количеством окошек; графический портрет кошки.

1. Логопед: Ребята, сегодня в почтовом ящике д/с я обнаружила письмо от Королевы Страны Златоустии (слайд № 2). Вы ее знаете? (да) Что это за страна? (Страна красивой и правильной речи). Правильно, ведь недаром в давние времена человека, который говорил грамотно и красиво, называли “человек – золотые уста”. Страна Златоустии – огромная страна, которая охватывает всю нашу планету Земля. Ведь в каждой стране нашей планеты есть правила правописания, чтения. Мы с вами два года путешествовали по стране Златоустии, заходили в каждый ее город правил, на каждую улицу звуков и букв. Да вот беда случилась у них (слайд №3), напал на Златоустию злой волшебник Буквоед: “Я Буквоед, люблю всем делать много бед. Прячьтесь буковки и звуки, вас похитят мои руки!” Помощи просят звуки и буквы. Поможем? (да) Королева Златоустии (слайд №4) прислала карту, по которой мы поплывем вокруг земного шара, матрешки и шкатулку. Но открыть шкатулку Королева поручила нам только после того, как мы освободим Страну Златоустии от Буквоеда.

(слайд №5) Посмотрите на матрешки. Шесть кукол деревянных, круглолицых и румяных в разноцветных сарафанах в Златоустии живут. Вот поставленные в ряд сестры куколки стоят, рассказать про речь хотят. Давайте попробуем догадаться, для чего нам их прислала Королева (слайд №6). Наша речь состоит из звуков. Вот она первая матрешка, самая маленькая. Звуки мы слышим и говорим, а что видим, пишем и читаем? (буквы) Вот и вторая матрешка. Подружились буквы друг с другом, и получился…? (слог) – третья матрешка (логопед вставляет матрешки друг в друга). Соединились слоги вместе, и получилось…? (слово) – 4-я матрешка. Слова подружились, соединились по смыслу и образовали…? (предложение) – 5-я матрешка. А что такое предложение? (законченная мысль). Одно предложение, другое предложение, а вот и третье подбежало, продолжая начатый разговор, и составился…(текст, рассказ). Вот она самая большая шестая матрешка.

А теперь посмотрим на карту (слайд №7), присланную Королевой. Ребята, вы знаете, что на свете много островов, так много, что не счесть, а вот больших материков мы насчитаем шесть (помним, что материки – огромные пространства суши): Африка, Америка Северная и Южная, Австралия, Евразия и Антарктида (Вьюжная). На чем можно совершить путешествие? (ответы детей) Давайте остановимся на водном транспорте – корабле. Море любит умных, смелых, если ты сумеешь делом ум и смелость доказать, капитаном сможешь стать.

2. Мелкая моторика (слайд №8) под аудиозапись “Шум моря”: Ходят волны кругом вот такие, вот такие большие как дом. Мы бесстрашные волки морские смело в бурное море плывем. (В.Лебедев-Кумач)

3. Графический диктант (слайд №9)Чтобы не заблудиться, нужно проложить курс, маршрут, по которому поплывут наши корабли:

2 клетки вниз, 3-вправо, 2 вниз, 2 влево, 1 вниз, 4 вправо, 2 вверх, 3 вправо, 2 вверх, 4 влево, 3 вверх, 3 влево, 2 вниз, 1 влево.

(Слайд №10)

Логопед: теперь мы готовы в путь. На карте он отмечен пунктирной линией, остановки на всех шести материках. Приготовили свои бинокли (изображают с помощью пальцев рук).

4. Логопед: Первая остановка (слайд №11) – Северная Америка (звучит сигнал SOS). Сигнал помощи подает Звуковичок. Злой Буквоед сделал невидимыми звуки, но если отгадать хотя бы несколько из них, чары рассеются над всеми.

Но сначала мы должны вспомнить:

  • Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны, а бывают звуки речи, мы их точно знать должны. Звуки четко произносим, слушаем внимательно, буквы правильно читаем, пишем их старательно.
  • Какие бывают речевые звуки? (гласные и согласные)
  • Чем они отличаются (у гласных во рту нет преграды, у согласных – есть)
  • Что может быть преградой во рту? (кончик языка, спинка языка, губы, зубы)
  • Чем отличается простой гласный от сложного гласного? (простой гласный состоит из одного звука, сложного – из двух)
  • Какие бывают согласные? (звонкие и глухие, твердые и мягкие)
  • Какие согласные всегда твердые? (ш, ж, ц)
  • Какие согласные всегда мягкие? (ч, щ, й)
  • Какой звук никогда не живет в начале слова? (ы)
  • Какие буквы не имеют звуков? (ь, ъ)

А теперь, давайте расколдуем звуки (дети по карточкам-символам отгадывают звуки) (Слайд №12)

Ответ (слайд №13:) Ш – губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашечки, кончик языка вверху, воздушная струя удлиненная и теплая, во рту преграда – звук согласный, глухой (горлышко молчит), бывает только твердым, шипящий (змея).

М – губы смыкаются, язык внизу, воздушная струя короткая (“взрывчики”), во рту преграда – звук согласный, звук звонкий (горлышко звенит), бывает и твердым, и мягким, носовой (нос).

И – губы улыбаются, язык внизу, воздушная струя длинная и горячая, преграды во рту нет – звук гласный.

5. Логопед: Плывем к следующему материку (слайд №14). Ваши бинокли. Это Южная Америка. Посмотрите, кто это? Буковка. Грустная она. Всех ее букв-подруг Буквоед с помощью кривых зеркал превратил в перевертыши, заразил зеркальной болезнью. Давайте их расколдуем (дети “лечат” буквы и читают получившиеся предложения) (слайд №15).

Ответ: Вы спасли нас. Спасибо друзья! Удачи Вам! (слайд №16)

6. Логопед: И снова в путь! Плывем к Африке (слайд №17). Что еще натворил Буквоед? Кто-то плачет! Это Фея Красного Замка. Какие звуки здесь живут? (гласные). Буквоед украл у Феи ее жильцов, из-за этого слова сломались и их нельзя прочитать. Давайте, ребята, вставим нужную гласную и “отремонтируем” слова (одновременно дети повторяют правила: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ).

(Слайд №18) Ч…СЫ РОЩ… МАШ…НА Ж…ВОТ Щ…КА ВОРЧ…Н …БКА СТ…ЛЫ

  • Почему мы в слове СТОЛЫ пишем О, а не А? Почему в слове ЧАСЫ пишем А, а не И? (слайд №19). Это Буквоед нас путает. Чтоб не сделать нам ошибку, мы отыщем слово-рыбку. Это слово не простое: для проверки золотое! Безударный гласный в нем без труда с тобой найдем. Встанет он под ударенье и рассеет все сомненья (слайд №20).
  • А вы заметили (слайд №21), что у слова ЮБКА Буквоед забрал краски, цвет и теперь она выглядит черно-белой: “Звуки, буквы вы нашли, а теперь раскрасьте их!” Давайте поможем этому слову, составив для него звуковую схему (зеленый кружок, красный, синий, синий, красный).

(Слайд №22)

7. Физкультминутка (слайд №23): Раз мы в Африке, то девочки и мальчики теперь вы попугайчики. Быстро все на пальму сели, друг на друга поглядели. Крылья хорошо иметь, сидеть можно и лететь.

8. Логопед: теперь снова в путь. 4 – й материк – Антарктида – ждет нас (слайд №24). Ваши бинокли. Вот она суша, покрытая снегом. Какую же пакость совершил здесь Буквоед? Расскажет нам об этом Фея Синего Замка. Оказывается Буквоед заморозил буквы, превратил их в комочки, сосульки, и слова распались на части – ледяные осколки. Поможет им только тепло. А какое тепло есть у нас с вами? (тепло наших рук, ладошек – слайд №25). Каждому из вас нужно опустить руку в свой мешочек, на ощупь определить букву и вместе с соседом по парте составить слово из отгаданных букв (слова: туфля, шарик, ключ, сапог, сумка, шляпа – слайд №26). Посмотрите, вот некоторые из этих предметов, слова которые у вас получились. Вы узнали их? (да) Кому они принадлежат? (Незнайке, Буратино, Печкину, Золушка, Винни Пух, Кот). Оказывается мало того, что Буквоед украл талисманы у сказочных героев, но что-то случилось и с ними самими. Поплывем их выручать? (да)

9. Логопед: Ваши бинокли. Вот и Австралия (слайд №27). Встречает нас Фея Зеленого Замка. Посмотрите как много героев сказок здесь. У них слет сказочных персонажей. Но беда в том, что Буквоед заколдовал входы во все гостиницы. Можно расселить героев, если только правильно разделить их имена и названия по слогам (слайд №28). В гостинице с одним окошком живут герои, в названии которых один слог и т.д. (каждый ребенок подходит к столу, выбирает сказочного персонажа, делит его имя на слоги и ставит около домика с соответствующим числом окошек – слайд №29)

10. Логопед: Отправляемся к конечной остановке нашего пути – к Евразии (слайд №30). А вот и Принц Ударения. В руке у него волшебная палочка, с помощью которой он выделяет ударную гласную в слове или ударное слово в предложении. Да вот беда, все предложения исчезли (так все устроил Буквоед – слайд №31). Остались только схемы. Давайте вспомним, о чем они нам говорят.

  • Дети определяют слова-предметы, слова – действия, слова – признаки.

Вспоминают, какие типы предложений бывают (Если мысль закончил ты, записал все в строчку, не забудь, в конце поставь кругленькую точку. Чувства сыплются наружу! Восхищение в глазах? Торжество, тревога, ужас! Восклицательный здесь знак! С почемучкой дружишь ты? Значит и в тетрадке, знак вопроса смело ставь, будет все в порядке!)

  • О чем говорит нам заглавная буква? (Нам понять бы главное – когда писать заглавные. Не оставим без вниманья ни единого названья. Люди носят имена – в них заглавная нужна. И живет она свободно в кличках всяческих животных. Ставится буква в предложении в начале, чтобы начало все замечали).

11. Буквоед (слайд №32): Я, Буквоед, коварный, хитрый, украл у Вас я много слов. Одно из них найдите быстро в портрете кошки Звуколов.

Сначала находим зашумленные буквы в портрете любимой кошки Буквоеда (М, Р, И).

– Теперь из отгаданных букв составляем слово (МИР) – слайд №33.

– Далее на первую букву этого слова придумайте слово-признак, на вторую букву – слово-предмет, на третью – слово-действие (слайд №34).

– Из придуманных слов составляем предложения (Мягкая игрушка разорвалась. Маленький индеец рисует. Молодой инженер работает. Морозный иней растаял и т.д.)

– И, наконец, самое ответственное, подбираем к составленным предложениям нужную схему (слайд №35).

12. Логопед (слайд №36): Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, освободили от колдовства Буквоеда всех жителей страны Златоустии. Наступил момент для открытия шкатулки. Давайте посмотрим, что там. Так ведь это медали для вас, ребята, за то, что вы своими знаниями и умениями смогли победить Буквоеда. Каждый из вас сегодня награждается медалью “Почетный Грамотей Златоустии”. На этом наше кругосветное путешествие по стране Златоустии сегодня заканчивается, но вновь оно у вас начнется в школе в первом классе.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Правила дорожного движения в рисунках детей
Программа взаимодействия МДОУ с семьями воспитанников
Индивидуальное занятие для старшего дошкольного возраста "Автоматизация звука [л]"
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Конспект комплексного занятия по теме "Одежда"
Путешествие по городу
| итогов | итоговая | фронтальное | погрузчик фронтальный | занятие | конспекты занятий | обучению | программа обучения | грамоте | обучение грамоте | подготовительной | подготовительная группа | начальная школа | закрытая школа | группе | группы песен | кругосветное | кругосветное путешествие | путешествие в петербург | стране | страны мира | златоустии | златоустье хлеб | детский | детский сад | Страничка логопеда | Итоговое фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Кругосветное путешествие по стране Златоустии Детский сад
Проект "Вместе мы можем больше"
Интегрированное занятие (развитие речи + музыка) по теме "Наша Родина — Россия"
Интеграция деятельности специалистов в рамках реализации "Художественно–эстетического направления" из опыта работы МДОУ № 23 г. Красноярска
Интегрированное занятие по лексической теме "Домашние животные". День рождения кота Матроскина
Коррекционная работа по преодолению недостатков темповой организации речи средствами фольклора у старших дошкольников
Развитие речи детей с речевыми нарушениями средствами фольклора