Комплексный подход к коррекционной практике в ДОУ


Опыт логопедической работы по созданию системы педагогического сопровождения ребенка с речевыми нарушениями в сельском детском саду. Несмотря на все сложности современных условий существования детских садов на селе, педагогический коллектив сумел выдвинуть перед собой цель и уверенными шагами добивается ее реализации, изыскивая все возможные скрытые резервы в своем коллективе.

Возможность человека жить полноценной жизнью и быть успешным в обществе во многом связана с его коммуникативными способностями, с умением говорить и общаться. Язык является главным средством и основным инструментом человеческих отношений. Для человека жизненно важно внятно выражать свои мысли, а для его разностороннего развития и социализации важно еще и умение вступить в беседу и поддержать ее.

Ежегодно отмечается тенденция к снижению количества дошкольников с речевой нормой – по ряду объективных и субъективных причин. Из-за несовершенства речи у ребенка возникают и нарастают определенные неудобства и трудности контакта с окружающими. Уже с 4-5 лет более развитые дети начинают замечать недостатки своей речи и нередко болезненно их переживают. Они стесняются говорить, читать стихи на празднике, избегают слов со звуками, которые произносят неправильно; дети становятся раздражительными и неохотно идут в детский сад, а впоследствии и в школу. У них возникает чувство своей неполноценности, боязнь «поправок» и насмешек со стороны сверстников. Тягостные чувства особенно резко проявляются при тяжелых изъянах речи и не всегда изживаются в детском возрасте. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. Это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой, и, значит, что они уже изначально обречены на неуспеваемость, в первую очередь, по русскому языку. В юности дефектная речь становится порой барьером при выборе спутника, а в более зрелом возрасте из-за речевой патологии человек иногда не может избрать привлекающую его профессию, например, педагога, диктора телевидения, журналиста или артиста.

Если смотреть с позиции развитого общества, то все это оказывается достаточно серьезной социальной проблемой, которую необходимо и можно успешно решать еще в дошкольном возрасте.

Целью логопедической работы в детском саду №1 поселка Емельяново является создание системы педагогического сопровождения ребенка с речевыми нарушениями в ДОУ. Для достижения этой цели мы определили основные задачи:

- создание условий для перехода на программу коррекционного обучения и развития ребенка;
- внедрение новейших педагогических технологий и авторских разработок;
- расширение пространства детства за счет привлечения новых субъектов коррекционно-развивающего процесса.

В нашем учреждении логопедическая работа осуществляется по двум основным направлениям – профилактическому и коррекционному.

Профилактическое направление логопедического сопровождения детей в детском саду включает разные формы работы: профилактическая работа с детьми, консультационная работа с воспитателями и сотрудничество с родителями.

В коррекционном направлении принимают непосредственное участие все педагоги и музыкальный руководитель детского сада во главе с логопедом. Воспитатели понимают, что коррекция речи дошкольников – это достаточно серьезная социальная проблема. К сожалению, в поселке Емельяново нет ни одного речевого детского сада, хотя в каждом дошкольном учреждении работают специалисты-логопеды, нуждающиеся в совместном коррекционном сопровождении детей с нарушениями речи. Дошкольников, нуждающихся в коррекции, очень много, зачастую они создают очередь в логопедическую группу.

Идеальная картина речевого детского сада – под одной крышей работает команда единомышленников: три логопеда, дефектолог, психолог, воспитатели логопедических групп, музыкальный руководитель по логоритмике, заведующая ДОУ, заместитель по коррекционно-методической работе, медперсонал (медсестра, врач невролог). Эта команда решает все общие и частные задачи работы специализированного учреждения. Наше дошкольное образовательное учреждение выходит из сложившейся сложной ситуации следующим образом:

  • двое наших воспитателей, повысив свою квалификацию и получив дополнительное образование в речевом направлении, стали более профессионально применять свои логопедические знания в ежедневной практической работе с детьми. Они осуществляют интегрированный подход в проведении занятий по развитию и звуковой культуре речи: целенаправленно обогащают словарный запас дошкольников, в словесных играх устраняют грамматические недостатки детской речи, много работают с детьми над составлением рассказов по картине. Благодаря тесному сотрудничеству всех педагогов с логопедом детского сада и родителями группы, речевая деятельность дошкольников имеет положительную динамику. Качество знаний по разделу «Развитие речи» «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой составляет: в 2004 – 78%, в 2005 – 83% и в 2006 году – 87%;
  • в 2006-2007 учебном году совместно с музыкальным руководителем и логопедом д/сада была модифицирована и с 1 сентября внедрена в логопедическую практику ДОУ дополнительная коррекционно-развивающая программа по логоритмике «Слово в дружбе с музыкой», которая направлена на профилактику и коррекцию нарушений речи у детей 5-6 лет посредством музыкально-ритмического и логопедического воздействий. Разработка получила методическое одобрение старшего преподавателя кафедры коррекционной педагогики и психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования;
  • в этом же учебном году всем детским садом принят Единый речевой режим, инициатором которого выступила логопед д/сада, сумевшая сплотить вокруг насущной проблемы коллектив педагогов, специалистов и родителей. Благодаря тесному сотрудничеству логопеда с сотрудниками детского сада, проводится совместная работа по привитию у дошкольников литературных норм родного языка, которая подразумевает широкий диапазон мероприятий по речевой культуре.
  • посредством театрализованной деятельности детского объединения «Семицветик», под руководством педагога дополнительного образования, у детей с 3-4 лет повышается уровень речевого развития: развивается речевое дыхание, правильная артикуляция, дикция на материале скороговорок и стихов, тренируется четкое произношение согласных в конце слова и пополняется словарный запас.

Все педагоги детского сада стратегически грамотно программируют и выстраивают свою профессиональную деятельность по диагностическому, консультационному, методическому и профилактическому направлениям коррекционной работы в дошкольном учреждении, координатором которой является наш логопед. Расширен диапазон профессиональных взаимодействий с различными специалистами районного Центра диагностики и консультирования, центральной районной больницы, районного Межшкольного методического центра, специализированных учреждений г.Красноярска и Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, что способствует продуктивному психолого-медико-педагогическому сопровождению ребёнка, повышению профессионального уровня педагогов, а, следовательно, и результативности коррекционной работы. Итогом комплексного подхода к коррекционной практике является положительная динамика качества знаний дошкольников. Количество выпускников логопедической группы с речевой нормой в 2004 году составило 78%, в 2005 – 80% и в 2006 – 83%.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы, что, несмотря на все сложности современных условий существования детских садов на селе, на все трудности в финансировании учреждений, мы смогли поставить перед собой цель и уверенными шагами добиваемся ее реализации, изыскивая все возможные скрытые резервы в своем коллективе. Коллектив детского сада – молодой, энергичный и профессионально подкован. Постоянно повышает свои профессиональные знания в разных по уровню учебных заведениях города Красноярска.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Создание психологических условий и организация коррекционной воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ
Конспект группового занятия в логопедической группе (старшая группа) с общим недоразвитием речи III уровня
Формирование здорового образа жизни дошкольников
Занятие по математике в старшей логопедической группе на тему "Путешествие по сказке"
Авторская программа "Солнышко"
Лексико-грамматическое занятие для детей средней группы с ОНР III уровня "Путешествие в весенний лес"
| комплексный | комплексно | подход | системный подход | коррекционной | коррекционная школа | практике | практикой | доу | программы доу | детский | детский сад | Страничка логопеда | Комплексный подход к коррекционной практике в ДОУ Детский сад
Экологическая сказка в ДОУ для детей с нарушениями речи
Преемственность дошкольного и начального образования
Информационно-практико-ориентированный проект "Моя семья"
Образовательная программа – внутренний образовательный стандарт дошкольного учреждения
Развитие мелкой маторики пальцев рук у детей с нарушением речи
Методическое пособие "Тренируем руки – развиваем речь"