"Комплексный подход к организации коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения"


Комплексный подход к организации коррекционно-развивающего обучения – один из основных принципов работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Суть комплексного подхода заключается в том, что на коррекционных занятиях тифлопедагога осуществляется не только развитие зрительного восприятия, но и других познавательных процессов, так как полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует формированию целостных, адекватных действительности образов.

Конспект I

Тема: «Добрые дела» (По мотивам сказки «Теремок»)

Коррекционная задача:

- расширять опыт зрительного и тактильного восприятия ребёнком объектов ближайшего окружения; развивать умение дифференцировать звуки, осязательные ощущения и запахи;
- закреплять умение детей распознавать животных по силуэтному, контурному и стилизованному изображениям;
- развивать логическое мышление, внимание, память, речь;
- воспитывать добрые взаимоотношения между детьми, желание совершать хорошие поступки.

Оборудование:

графическое изображение теремка, разрезанное на части; колокольчики; наложенные изображения сказочных героев; цветные ленточки; игрушки-животные маленького размера; мешочки; кукла-гном; мячик («солнышко»); мешочки с сюрпризами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

- Дети, сегодня нам предстоит поучаствовать в добрых делах. Вас ждёт много загадочного и интересного.

- Отгадайте загадку:

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.

- Про какую сказку эта загадка?

- Что случилось в конце сказки?

- А вы хотите помочь сказочным героям построить новый теремок?

III. «Поможем сказочным героям».

- Каждый из вас должен собрать части домика с изображением выбранного вами сказочного героя.

(Части домика лежат вместе лицевой стороной вниз. Дети узнают животное по контекстному, силуэтному, стилизованному изображениям. (Знаки)).

- Ира, ты для кого будешь строить домик? А ты, Оля? ...

- Переверните части домика лицевой стороной вверх, Соедините их так, чтобы получился домик.

- Дети, сказочные герои хотели жить вместе. Давайте соединим домики так, чтобы получился теремок.

Лягушка жила под зайчиком, мышка над лисичкой, а зайчик под лисичкой.

Волк живет справа от лягушки. А где будет жить медведь, если волк живет между лягушкой и медведем?

IV. В мире звуков.

- Дети, а мышка, лисичка и медведь решили повесить себе на двери колокольчики.

Подберём им колокольчики. Какой голосок у мышки? (Нежный, тоненький) Вот и подберём ей колокольчик с таким звуком.

- А у медведя, какой голос? (Громкий, грубый)…(У лисички - средний).

V. Динамическая пауза.

- А как вы думаете, новоселье - это весёлый праздник или грустный? Давайте порадуемся вместе со сказочными героями. Улыбнитесь друг другу. Возьмите разноцветные ленточки, поиграйте с ними, порадуйтесь вместе со сказочными героями. (Произвольные движения детей с ленточками).

VI. «Найди и обведи по контуру»

Сказочные герои решили поиграть с вами. Найдите и обведите по контуру фигурки животных. (Наложенные изображения).

VII. Разминка для ладошек «Кулачки-ладошки»

  1. Есть у любого два кулачка,
    хлопнул один по другому слегка.
    Ну а ладошки не отстают следом
    за ними весело бьют.
  2. Кулачки быстрее бьют,
    до чего стараются!
    А ладошки тут как тут,
    Так и рассыпаются.
  3. Кулачки давай сердиться,
    Громко хлопать стали.
    А ладошки баловницы
    Тоже не отстали.

VIII. «Найдите друзей».

- Дети, а сейчас мы сказочным героям найдём друзей.

- Выберите каждый себе двух одинаковых животных, рассмотрите их, обследуйте их пальчиками, зажмите в ладошки. Работайте двумя ручками. Какой мишка на ощупь? (Плотный, шероховатый).

Дефектолог обращает внимание на существенные признаки игрушек. (У зайчика большие, прижатые к туловищу уши, у лягушки гнущиеся ножки и т.д.).

- А теперь положите каждую игрушку в отдельный карман с другими игрушками.

- Потрясите каждый мешочек, перемешайте игрушки. Засуньте каждую руку в отдельный карман. Найдите игрушки, которые вы туда положили. Отнесите «друзей» сказочным героям.

(У каждого ребёнка по мешочку, прошитому посередине так, чтобы получились два кармана, для левой и правой руки).

IX. Сюрпризы гнома.

- Дети, посмотрите, к нам пришёл ещё один сказочный герой. Кто это? (Гном). Из какой он сказки? («Белоснежка»).

- Гномик принёс нам вот такое солнышко. (Жёлтый мячик).

- А что всегда приносит нам солнышко? (Свет, радость, тепло).

- Дети, а скажите, только от солнышка нам становится радостно и тепло? А если мы скажем друг другу тёплые слова? Что это за слова? (Это слова, от которых становится радостно, тепло. Это хорошие, добрые слова).

- Гномик хочет, чтобы мы поиграли с этим «солнышком» и сказали друг другу тёплые слова. (Дети встают в круг, передают друг другу мяч-солнышко и говорят при этом тёплые слова. Дефектолог повторяет при этом: «Ходит солнышко по кругу,

Дарит детям всем тепло…»)

- Дети, гномик вам принёс ещё вот эти волшебные мешочки (3 мешочка). В одном из них подарок для вас.

- Найдите по запаху мешочек из леса. (Запах ели, запах цветов, запах малины. Дети, конечно, выберут запах ели).

- А запах цветов в лесу бывает? А запах малины? (В мешочке - мармелад «Малина»).

- Кто же принёс вам такой подарок? Кто ест малину? (Медведь).

X. Положительный итог занятия.

- Молодцы, дети. Скажите, какие же добрые дела у вас сегодня были?

- Помогли сказочным героям построить теремок. Порадовались, поиграли с ними. Нашли им друзей.

- Сказали друг другу тёплые слова. Много хорошего вы сегодня сделали. Молодцы!

Конспект II.

Тема: «Сюрпризы Гнома»

Коррекционная задача:

- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, память, речь; пробуждать интерес к восприятию различных звуков; расширять опыт тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;
- развивать умение дифференцировать осязательные ощущения и запахи;
- закреплять знания детей о животном мире.

Оборудование:

кукла-гном, сухие листья, веточки, вода, разноцветные ленточки на палочках, мешочки, кусочки ваты, камни, кусочки веревки, ракушки, перышки, карточки с изображением животных (цветное, контурное, силуэтное, стилизованное), натуральные объекты (конфеты) для подарков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Введение в тему:

- Дети, сегодня для вас будет много сюрпризов. И нам будут очень нужны глаза,
уши, нос, руки. Не забыли ли вы о них? Проверим, все ли на месте:

Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.
Плечико, плечико, шея, грудь.
И про животик не забудь.

(Дети показывают их указательными, поглаживающими движениями)

III. В мире звуков.

- А теперь вспомним с вами некоторых животных. Когда животные передвигаются, едят, то издают различные звуки. Послушайте внимательно:

Мышка - шуршит (шелестит); (Сухие листья);
Медведь - ломает веточки; (Хруст)
Лошадка - стучит, цокает копытами; (Постукивание ногтями);
Рыбка - издает всплеск;
Белка - щелкает орешки; (грызет);
Собака - скребет; (зарывает косточку).
(Дети имитируют звуки вместе с дефектологом).
Мышка что делает? (шуршит)
Лошадка что делает? (цокает, стучит)
Белка что делает? (щелкает) ... и т.д.

IV . Разминка для ладошек.

- Дети, а сейчас нам очень будут нужны ладошки.

Разминка «Кулачки-ладошки»

  1. Есть у любого два кулачка,
    хлопнул один по другому слегка.
    Ну а ладошки не отстают
    следом за ними весело бьют.
  2. Кулачки быстрее бьют,
    до чего стараются!
    А ладошки тут как тут,
    Так и рассыпаются.
  3. Кулачки давай сердиться,
    Громко хлопать стали.
    А ладошки баловницы
    Тоже не отстали.

V. История о приключениях гнома.

- Дети, все сюрпризы для вас сегодня от гнома. Пока вы работали, он отдыхал с дороги. (Дефектолог показывает куклу-гнома.)

Перед тем как прийти к вам, гном отправился в сказочную страну за волшебным перышком, которое выполняет любое желание.

Летел он туда на белом облачке, вот таком ...(Дети отыскивают на ощупь в своем мешочке кусочек ваты, рассказывают о своих ощущениях). Какое оно было? (Пушистое мягкое, теплое).

(Дети сидят за столом, перед каждым на столе мешочек с предметами, две руки ребенка в мешочке, то есть, исключен из акта восприятия зрительный анализатор.)

Облако опустилось, посадило гнома на верхушку скалы. Карабкался долго гном по горам, по камням, и были они вот такие... (Показывает камень). Какие они были? (Острые, твердые, грубые, шероховатые).

Проходя через пустыню, гном встретил змейку, которая грелась на солнышке. И была она вот такая ...(Кусок веревки). Какой она была на ощупь? (Плотная, шероховатая, гибкая). Она могла затаиться и стать прямой, как палочка, могла свернуться колечком, могла ползти, извиваясь. (Дефектолог показывает).

Ей очень хотелось найти друга, такую же змейку, как она. Она проводила гнома до речки и вернулась в пустыню.

На берегу гном увидел улитку, которая жила в ракушке. И был у неё вот такой домик... (Дети обследуют ракушку.) Какой был её дом? (Гладкий внутри, с острыми краями снаружи, шероховатый, жесткий, ломкий.)

Гном переплыл речку и вошёл в лес. Здесь он встретил много зверей, птиц и других животных. Им всем очень хотелось найти друзей.

На лесной полянке он увидел сказочную птицу. Гном ей очень понравился. Она уже знала, зачем пришел он в сказочную страну. Птица вспорхнула и полетела. А гном поднял вверх голову и увидел, что сверху летит к нему, покачиваясь, волшебное перышко. Положил гном его к себе на ладошку, и было оно вот таким...

Дефектолог: «Дети, вам тоже птичка отправила по перышку. Возьмите каждый себе перышко. Каким оно было? (Мягким, пушистым, гладким, теплым, легким, нежным)»

Только хотел гном загадать себе желание, как вспомнил про всех, кого встречал на своем пути. И у всех было одно желание - найти себе друга. Тогда пожелал гном всем найти себе друзей, сдул перышко с ладошки и радостный полетел к себе домой в страну солнечных лучиков.

VI. Динамическая пауза.

- Возьмите перышко, положите себе на ладошку и подуйте на него. Сильнее!
- Понаблюдайте за своим перышком, как плавно оно летит. Загадайте каждый своё желание. Какое твоё желание, Настя? А твоё, Ира? ... Ловите свои перышки. Подуйте ещё раз, проследите за ним. Поиграйте с перышком.

VII. Выполнение детьми словесных инструкций

- Дети, выложите всё из своих мешочков на стол. Слушайте меня внимательно.
- Настя, найди облачко с двумя голубыми пятнышками, которое пахнет цветами. - Вика, найди камень с острыми краями с запахом лекарства.
- Ира, среди одинаковых ракушек найди ракушку с запахом апельсина.
- Слава, найди зеленую змейку с запахом леса.

(Каждый ребенок кладет свой предмет на тарелочку).

VIII. Игровое задание «Найди друга».

- А сейчас мы с вами найдем друзей животным.

(Каждый из детей берет карточки с цветным изображением животного и «ищет ему друга», то есть подбирает к этому животному силуэтное, контурное или стилизованное/ изображение.

IX. «Подарки от гнома»

- А вот вам ещё сюрприз от гнома. Здесь подарки для вас.

(Подберите себе подарок так, чтобы он чем-то подходил к тому предмету, который вы выбирали среди других по запаху)

(Например: камень с запахом лекарства - конфеты-камушки или витамины ,змейка с запахом леса - шишка и т.д.)

X. Положительная оценка работы детей.

- Дети, вы сегодня хорошо поработали: слушали звуки, рассказывали о необычных предметах, загадали хорошие желания, нашли друзей животным. Вы получили подарки от гнома. Поделитесь и с другими детьми. Но сегодня у вас были и помощники. Назовите их. (Уши, нос, глаза, рот, руки). Давайте их отблагодарим за то, что они нам помогали. Назовём их ласково:

Глаза - глазки, глазоньки;
Уши - ушки;
Нос - носик;
Рот - ротик, роток;
Губы - губки;
Руки - ручки, рученьки.

Литература:

  1. Плаксина Л.И. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М., «ГороД», 1999.
  2. Плаксина Л.И. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. (Методическое пособие). М., 1995.
  3. Прима Е.В., Филиппова Л.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., «ВЛАДОС», 2002.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., «Академия», 2002.
  5. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М., «Прометей. Книголюб.» 2002.
  6. Щербакова Т.Н. Игры с пальчиками. Дмитров. «Карапуз» 2001.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Проектный метод в повышении качества образования в сельском детском саду
Статья "Сенсорное развитие младших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности"
Основные правила коррекционной работы при нарушении эмоционального развития аутичных детей дошкольного возраста
"Укрепляем здоровье, играя"
Игровая деятельность как средство воспитания у детей культуры поведения
Доклад "Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей в современных условиях"
| комплексный | комплексно | подход | системный подход | организации | организация работы | коррекционно | коррекционная школа | развей | развивающие | обучения | программа обучения | детей | дитя | нарушением | дети с нарушениями | зрения | точка зрения | детский | детский сад | Страничка психолога | Комплексный подход к организации коррекционно развивающего обучения детей с нарушением зрения Детский сад
Тема урока: "Развитие детской руки и подготовка ее к письму"
Мониторинг как средство управления методической работой в ДОУ
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Проектирование образовательной деятельности
Система мероприятий по овладению основами первоначальной грамоты детьми младшего и старшего дошкольного возраста
Программа: "Информационные технологии, как средство развития познавательных процессов у дошкольников"