Конспект доминантного занятия по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах "В мире музыкальных инструментов"


Предлагаю конспект музыкального занятия по обучению детей игре на музыкальных инструментах. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Обучая игре на музыкальных инструментах, мы открываем для детей мир музыкальных звуков. Это прекрасное средство не только для индивидуального развития, но и развития мышления, музыкального вкуса, творческой активности.

Цели и задачи урока:

Оборудование, материал:

скрипка, флейта; детские музыкальные инструменты (металлофоны, музыкальные треугольники, маракасы, кастаньеты, румба, бубны, гитары, органола, саксофон, барабан); теневой театр: экран, прожектор, лодка, арфа; иллюстрации; пособие к музыкально-дидактической игре; ТСО.

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями: итальянская народная песня “Санта-Лючия”; испанский танец из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро”. Разучивание песни на немецкой языке “Веселые музыканты”. Знакомство с персонажами немецкой народной сказки “Пряничный домик”. Обучение детей приемам игры на различных музыкальных инструментах, знакомство с классификацией.

Разучивание элементов испанского танца. Знакомство с правилами игры “Найди свой инструмент”.

Ознакомление с тембрами музыкальных инструментов, совершенствование в умении узнавать их на слух.

Изготовление наглядных пособий и музыкальных инструментов из бросового материала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети свободно входят в музыкальный зал, их приветствует музыкальный руководитель.

М.Р: - Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет не обычное занятие, а занятие-путешествие по разным странам. А помогут нам в этом музыкальные инструменты и вот этот волшебный глобус. Итак, в путь!

Раскручивается глобус, дети закрывают глаза.

Звучит итальянская народная мелодия (фортепиано).

М.Р: - В какой стране мы оказались?

Дети: - Мы в Италии.

М.Р: Да, мы с вами в чудесном итальянском городе Венеция. Венеция почти совсем не имеет улиц. Она построена на островах, со всех сторон окруженных водой. Поэтому люди и передвигаются по городу с помощью длинных лодок, которые называются гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по воде, рождались песни лодочников. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе — мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой воля.

Дети смотрят теневое театрализованное действие.

М.Р: И вы, конечно же, узнали это произведение.

Дети: Это итальянская народная песня “Санта Лючия”.

М.Р.: А сейчас я предлагаю вам послушать это произведение в сопровождении еще одного музыкального инструмента (фортепиано, скрипка). Кому знаком этот инструмент? Как он называется?

Дети: Это скрипка.

М.Р.: Да, верно, это королева оркестра — скрипка. Самый распространенный струнный смычковый музыкальный инструмент. А какие стренные инструменты вы знаете?

Дети: Арфа, гитара, балалайка.

М.Р.: Правильно, молодцы. Обратите внимание — звук у скрипки появляется при движении смычка по струнам. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой “талией”. Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Известно, что они очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей, выбирали “поющие”, то есть примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали докторской трубкой, чтобы оценить певучесть. Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И не валили, а бережно опускали на землю. Секрет изготовления хранили в тайне и передавали от отца к сыну. В оркестре скрипка главный инструмент.

А мы можем создать с вами свой маленький оркестр. Как вы думаете, с помощью каких инструментов можно передать нежный, плавный характер итальянской песни.

Оркестровка итальянской народной песни “Санта Лючия”.

(Детский оркестр + фортепиано, скрипка).

М.Р.: Хорошо, а теперь нам пора продолжить наше путешествие. Саша, крути глобус.

Звучит “Испанский танец” из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро” в грамзаписи.

М.Р.: Ребята, как вы думаете, где теперь мы оказались?

Дети: Мы в Испании.

М.Р.: А как вы догадались?

Дети: Нам подсказала музыка.

М.Р.: Какая она по характеру?

Дети: Испанская народная музыка зажигательная, яркая, темпераментная, ритмичная.

М.Р.: Совершенно верно. Скажите пожалуйста, с помощью каких инструментов можно передать характер испанской музыки?

Дети: Румба, кастаньеты, бубны, коробочки, маракасы.

М.Р.: Ребята, мы знаем, что существует много разных приемов игры на бубне, давайте вспомним и покажем их.

Дети демонстрируют различные техники игры на бубне.

М.Р.: Молодцы, вы вспомнили много разных приемов. Давайте теперь попробуем соединить движения зажигательного танца с игрой на музыкальных инструментах.

Танцевально-игровое музыцирование.

М.Р.: Ну что ж, нам пора прощаться с Испанией и отправляться дальше в путь. Лена, крути глобус.

Выходят персонажи немецкой сказки “Пряничный домик” Гензель и Гретель.

Гензель: Guten Tag, Kinder! Ich bin Hensel. Ans dem Marcheh. Hensel und Gretel.

М.Р.: Ребята? Вы узнали, кто это?

Дети: это персонажи из немецкой сказки. Мальчик Гензель и его сестра Гретель.

Гензель: Ребята! Гретель! Смотрите, что я нашел в лесу.

Показывает корзинку, в которой лежат духовые инструменты.

Гензель: Что это такое? Может это докторская трубка?

Дети: Нет, это музыкальный инструмент, называется он труба.

Гензель: (достает следующий) А это что? Тоже труба?

Дети: Нет, это горн.

Гензель: А как же на них играют?

Гретель: Ах, Гензель, неужели ты ни разу не видел?

Гензель: Не видел.

Гретель: А вот дети наверняка знают правила игры на духовом инструменте. Расскажите пожалуйста.

Дети: Сначала нужно бесшумно вдохнуть носом, как будто нюхает цветом. Спокойно и не очень быстро. А потом понемногу вдувать воздух ровной сильной струей.

Гензель: А стучать ими можно?

Дети: Нет, это ведь не ударные, а духовые музыкальные инструменты.

Гензель: Что-то я все равно не понял, куда здесь дуть.

Гретель: Подожди, я тебе покажу.

Звучит музыкальный отрывок (флейта).

М.Р.: Ребята, понравился вам “голос” флейты? Что он напоминает? Какой он по тембру?

Гензель: Мне тоже очень поправилось. А вы, ребята, умеете играть на духовых инструментах?

М.Р.: Давайте исполним для наших гостей песню.

Инсценировка песни на немецком языке “Веселые музыканты”.

Гензель и Гретель: Спасибо вам, ребята, нам пора, до скорой встречи!

Уходят.

М.Р.: Ну, а нам тоже пора возвращаться домой. Ваня, крути глобус. Вот мы и дома, в России. Послушайте русскую народную мелодию “А я по лугу” в исполнении оркестра народных инструментов и постарайтесь узнать, какие из них вам знакомы.

Звучит грамзапись р.н.м. “А я по лугу”.

Дети называют знакомые инструменты (аккордеон, колокольчики, коробочка, ложки, бубен, трещотки, бубенчики).

М.Р.: А сейчас я предлагаю поиграть вам в знакомую игру “Найди свой инструмент” Выбирайте инструменты (карточки).

Проводится игра “Найди свой инструмент”.

М.Р.: Вот и подошло наше занятие к концу. А что же вам больше всего понравилось? Где мм с вами сегодня побывали? Что нового узнали, что особенно запомнилось, где бы вы хотели побывать еще?




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Рождественская неделя
Занимательная математика для дошкольников
Цикл занятий по музыкальному воспитанию "Северные напевы" в детском саду
Интегрированное занятие в подготовительной группе "В мире снежинок"
Урок-концерт на тему "Музыка, музыкальное искусство – основа воспитания творческой личности"
Музыкальный конкурс "А ну-ка, мамы!" для старших и подготовительных групп
| конспект | конспект урока | доминантного | доминантный фолликул | занятия | конспекты занятий | обучению | программа обучения | детей | дитя | игре | бесплатные игры | детских | детский сад | музыкальных | музыкальная школа | инструментах | музыкальные инструменты | миро | мирой | инструментов | детский | Страничка музыкального руководителя | Конспект доминантного занятия по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах В мире музыкальных инструментов Детский сад
Музыкальное занятие с использованием ритмо–речевых игр для детей пяти–шести лет "Путешествие в осенний лес"
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Развитие речевого аппарата дошкольника
Внедрение эффективных методов и приёмов слухового восприятия и их влияние на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения в школе
Оборудование музыкальных уголков
Театрально-музыкальная постановка для детей подготовительной группы "Мы защитники"