Конспект занятия по грамоте в старшей группе "Смешарики в гостях у детей", дифференциация звуков С-Ш


Занятие построено в форме соревнования двух команд. Каждая команда стремится набрать наибольшее количество фишек за каждое задание. Умение дифференцировать акустически близкие звуки, владение звуковым анализом, помогут преодолеть нарушения чтения и письма в школьном возрасте.

Задачи:

Оборудование:

Предметные картинки: машина, усы, кошка, крышка; самолет, самокат, шкаф, сумка, квас, сода, сумка, сова, душ, шуба, шапка, шар, вертолет, аэроплан, машина, корабль, катер, лодка.

Ящик с песком, камушки для звукового анализа слов.

Игрушки киндер- сюрприз: кошка, мышка, мишка, машина, бабушка, шкаф, лягушка, собака, лиса, самолет, санки, сова, оса…

Фишки для подсчета баллов

Первая часть занятия – дети сидят за столами, вторая часть занятия- дети садятся вокруг ящика с песком.

Ход занятия

Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая картинка лишняя и почему?

Игра «4 лишний»

Самолет, вертолет, аэроплан, машина.- машина – наземный транспорт

Корабль, катер, лодка, самолет- самолет - воздушный транспорт

Игра «Кто, чем управляет?»

Кораблем-капитан, грузовиком-шофер, самолетом - летчик, поездом-машинист, мотоциклом-мотоциклист, ракетой-космонафт.

Сегодня к нам прилетела на самолете Сова, а на машине приехал – Крош.

-Скажите, какой первый звук в слове Сова?

Звук «С» похож на песенку «насоса».

Дети произносят звук «С» с различной интонацией.

-Скажите, какой последний звук в слове Крош?

Звук «Ш» похож на песню «змеи»

Дети произносят звук «Ш» с различной интонацией.

-Сегодня Сова и Крош предлагают вам поучаствовать в соревновании.

Для этого нам нужно разделиться на две команды. Придумайте слова со звуком С или Ш. (Дети придумывают слова и получают соответствующие эмблемы Кроша или Совы)

После каждого задания ответы детей оцениваются. За правильные ответы команда получает фишки.

1. «Приветствие»

Поприветствуйте команды друг друга.

Команда Совы: са-са-са - главная у нас Сова.

Команда Кроша: ша-ша-ша-мы команда Кроша.

2. «Расскажи про звук»

-Команда Совы расскажите про звук «С». (Дети рассказывают про звук выкладывая символы
G:DCIM100PENTXIMGP4688.JPG)

Звук «С» Согласный, твердый, глухой.

Акутико-артикуляционный образ звука.

«С»- губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, по середине языка идет холодная струя воздуха.

-Команда «Кроша» расскажите про звук «Ш».

Звук «Ш»- согласный, всегда твердый, глухой.

Звук «Ш»- губы вытянуты вперед, язык принимает форму чашки, находиться вверху, посередине языка идет теплая воздушная струя воздуха.

3. «Какое слово лишнее?»

-Посмотрите внимательно на картинке и скажите, какое слово лишнее и почему?

Машина, усы, кошка, крышка;

Самолет, самокат, шкаф, сумка.

Ландыш, камыш, шалаш, лист

Собака, лиса, капуста, катушка

4. «Прочитай-ка»

Команды читают по таблицы слоги с опорой на символы звуков (ас-ос-ус-ыс—са-со-су-сы; аш-ош-уш-ыш-ша-шо-шу-ши)

5. Игра «Скажи наоборот»

-В этой игре вам нужно будет заменить звук «С» на звук «Ш» в словах:

Задание для команды «Кроша»

Сутки-шутки, мыс-мышь, миска-мишка, усы-уши…

Для команды «Совы» заменить звук «Ш» на звук «С»

Шутки-сутки, кашка-каска, крыша-крыса, ваш-вас…

6. Игра «Исправь ошибку»

-Послушайте предложения и повторите их правильно.

Мама положила в тарелку манную каску. Пожарный взял кашку. Писатель писал башню. Строитель строит басню. Кошку зовут маска. В новый год я надену Машку.

7. Музыкальная пауза «Автобус»

Музыка Железнова С.С,Железнова У.С. («Музыка с мамой»)

Движения выполняются по тексту.

А мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим
И в окошечко глядим и глядим.
Глядим назад, гладим вперед вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везет, не везет.
Колеса закружились, вот так вот, вот так вот.
Вперед мы покатились вот так вот.
А щетки по стеклу шуршат вжик, вжик, вжик, вжик, вжик, вжик.
Все капельки смести хотят, все хотят.
И мы не просто так сидим бип-бип-бип, бип - бип–бип.
Мы громко, громко все гудим бип–бип-бип.
Пускай автобус нас везет вот так вот, вот так вот,
Мы едем, едем все вперед, все вперед.
Мы громко громко все гудим бип-бип-бип!

-Посмотрите, ребята, куда мы приехали?

Дети подходят к ящику с песком. На песке стоят два домика, с символами звуков С и Ш.

-Посмотрите, автобус привез нас в песочную страну. В песочной стране построены дома, но кто же живет в этих домах? (Ответы детей: В этом домике живет звук С, а в этом домике живет звук Ш.)

-Но куда пропали все жители песочной страны? Может они все спрятались? Давайте поищем в песке.

По дорожке пальчики шагали
И дорожки ловко рисовали
Кулачки мы крепко все сжимали
И в песке игрушки мы поймали
Дети достают игрушки из песка

-Вот сколько много жителей в этой песочной стране!

-Ребята, давайте поможем нашим игрушкам попасть домой, а Крош и Сова нам помогут.

8. Игра «Подарим игрушки»

Я подарю мишку Крошу, потому что в слове мишка есть звук Ш.

Я подарю автобус Сове, потому что в слове автобус есть звук С.

-Ребята, а я еще и картинки нашла. Только вам нужно будет отгадать, что на них нарисовано.

9. Игра «Отгадай слово».

Ребенок, который отгадал слово, получает картинку.

Команда Совы: ква·, ·ода, ·умка, ·ова

Команда Кроша: ду·, ·уба, ·апка, ·ар.

10. «Составление схем слов» индивидуально по картинкам.

-Сейчас у каждого из вас есть картинка, а у Кроша и Совы есть для вас цветные камушки и новое задание: составить схему слова. Помните, что красные камни-гласные звуки, синие камни - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные.
IMGP2806.JPG

-Подумайте и определите место звука в словах.

(Ответы детей: В слове душ три звука, звук Ш находится в конце слова…)

11. Подведение итогов.

-Ребята, посмотрите, у Кроша хорошее настроение, как вы думаете почему?

-Как вы думаете, почему у Совы настроение (хорошее/грустное?), почему?

Предполагаемые ответы (У Кроша хорошее настроение, потому что подарили много игрушек ; потому что все отгадали слова со звуком Ш; все правильно составили схемы слов….)

- Мы помогли жителям песочной страны найти свои дома, но нам пора возвращаться.

Автобус ждет вас. Жители песочной страны дарят вам картинки. Чтобы сесть в автобус , нужно слова разделить на слоги.

Проходят в автобус, отстукивают молоточком слоги и садятся на стулья.

«Автобус» Музыка Железнова С.С,Железнова У.С. («Музыка с мамой»)

-Вот мы и приехали. Соревнование закончилось.

Давайте мы подсчитаем, сколько фишек набрала каждая команда.

Команды все старались,

Крош на память дарит свой команде символ звук Ш,

А Сова дарит на память символ звук С.

Спасибо, до свидания.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Организация дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения
Внедрение ТРИЗ в познавательную деятельность дошкольников. Конспект экологического занятия с элементами ТРИЗ
Конспект занятия по плаванию для детей старшей группы "Плаваем, ныряем, про дыхание не забываем"
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Определение возраста рыбы"
Конспект занятия по обучению грамоте в выпускной группе МДОУ по сказке "Белоснежка и семь гномов"
Знакомство с северным оленем. Познавательная игра "Дары тундры"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | грамоте | обучение грамоте | старшей | порно постарше | группе | группы песен | смешарики | смешарики смотреть | гостях | детей | дитя | дифференциация | социальная дифференциация | звуков | скачать звуки | детский | детский сад | Страничка методиста | Конспект занятия по грамоте в старшей группе Смешарики в гостях у детей дифференциация звуков С Ш Детский сад
Сказка "Колобок" для театральных кукол "Бибабо"
"Прогулка по сказочному лесу" с использованием психогимнастики и круговой тренировки. Конспект занятия по физической культуре
Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование
Дидактическая игра "Сочиняем волшебные сказки"
Занятие по экологии с элементами экспериментирования "Волшебница вода" (старший дошкольный возраст)
Приобщение детей к истокам русской народной культуры