Влияние игр-драматизаций на личность ребенка с ОНР


Игра, являясь ведущим типом деятельности дошкольника, определяет основополагающее направление в коррекции речи ребенка. Большинство занятий с дошкольниками строится в форме игр (дидактических, строительных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций).

Игра, являясь ведущим типом деятельности дошкольника, определяет основополагающее направление в коррекции речи ребенка. Большинство занятий дошкольниками строится в форме игр (дидактических, строительных, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций).

Рассмотрим:

Существует несколько видов игр-драматизаций, которые по их роли в коррекции речи можно разделить в следующем порядке:

  1. Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию. Все это позволило данному виду игр-драматизаций отвести ведущее место в коррекции речи.
  2. Театр с куклами би-ба-бо, настольный Театр с плоскостными и объемными фигурами.
  3. Игры-драматизации с пальчиками.

В играх-драматизациях решаются следующие задачи:

1. Воспитательно-образовательные:

  • обогащение знаниями, умениями, навыками;
  • развитие интереса к литературе и театру;
  • развитие психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);
  • развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;
  • формирование норм поведения;
  • воспитание морально-волевых качеств личности.

2. Коррекционные:

  • закрепление навыков правильной, речи;
  • усвоение богатства родного языка;
  • усвоение элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);
  • активизация и пополнение словаря;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие тонкой моторики рук.

Рассмотрим методику руководства играми-драматизациями. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь работы специалистов детского сада.

Воспитатель читает детям художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации.

На логопедическом занятии дети пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием этюдов.

Далее воспитатели проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной деятельности и художественном труде отображают свои впечатления о прочитанном.

Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и отрабатывает пантомиму.

На заключительном логопедическом занятии дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей, обслуживающего персонала. При этом логопед берет на себя роль режиссера, он активно вмешивается в ход игры, предлагает ребенку выполнит свою роль более выразительно.

По желанию детей тот или иной спектакль может быть показан на праздничном утреннике, вечере-досуге. Здесь логопеду отводится роль зрителя.

Как уже отмечалось, репертуар игр-драматизаций зависит от возраста детей, тяжести ОНР и периода коррекции.

Коррекционный период в группе делится на четыре периода. В первом периоде (сентябрь - ноябрь) формируется ситуативная форма речи - однословные ответы, словосочетания.

Во втором периоде (декабрь - февраль) формируется и совершенствуется ситуативно-контекстная форма речи - от однословных ответов до развернутой фразы (3-5 слов).

В третьем периоде (март - апрель) формируется контекстно-ситуативная форма речи - составление коротких рассказов по опорным картинкам и без них, составление рассказов-описаний.

В четвертый период (май - июнь) формируется и совершенствуется контекстная форма речи - составление коротких рассказов, сказок на заданную тему, развитие диалогической формы речи различной степени сложности.

С учетом изложенных для каждого периода задач подбирается материал для игр-драматизаций. В первых двух периодах это преимущественно потешки, стихи-диалоги, короткие хорошо известные сказки. В третьем, четвертом периодах - это сказки, рассказы, рекомендуемые программой обучения и воспитания, а также сцены из жизни группы.

Тематический принцип подбора лексики для коррекционных занятий также влияет на выбор художественного произведения. Например, в сентябре в старшей и подготовительной группах при прохождении темы "Овощи" предлагается игра "Огород". А в третьем периоде при прохождении темы "Что такое хорошо, что такое плохо" рекомендуется драматизировать рассказы Ушинского "Сила не право", "Вместе тесно, врозь скучно".

Учитывая особенности психоречевого развития детей с речевой патологией, материалом для игр-драматизаций в группе (3-4 года) служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи, например:

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.

В средней группе предлагается драматизировать потешки более сложного содержания, где дети включаются в диалог с логопедом, например:

Гуси вы, гуси, красные лапки !
Где вы бывали, что вы видали?
Мы видали волка. Он унес гусенка.
Гуси вы, гуси, красные лапки!
Ищите вы волка, спасайте гусенка.

В третьем и четвертом периодах в средней группе драматизируются небольшие сказки: "Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и заяц", "Лиса и дрозд", "Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка и лапоть".

В старшем дошкольном возрасте в первой половине учебного года предлагается обращаться к постановке стихотворных произведений Маршака ("Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке", "Кто колечко найдет"), Капутикян ("Маша обедает", "Маша не плачет"). Затем перейти к произведениям Сутеева ("Кто сказал мяу", "Под грибом", "Цыпленок и утенок", "Яблоко"), Ушинского ("Бишка", "Сила не право") и русским народным сказкам: "Петушок и бобовое зернышко", "Жихарка", "Гуси - лебеди" и др.

Предложенный репертуар по возможности используется при постановке кукольных спектаклей и в пальчиковом театре.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., "Просвещение", 1991.
  2. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., "Просвещение", 1981.
  3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. - М., "Просвещение", 1983.
  4. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях. В сб.: Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., "Просвещение", 1986.
  5. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. - М.: А.П.О., 1994.
  6. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. - М., "Просвещение", 1982.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Комплексное итоговое занятие в старшей и подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР по теме "Времена года"
Модель организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе — детском саду компенсирующего вида
Активные формы и методы работы с педагогическим коллективом
Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа и синтеза
Проектный метод в логопедической группе детского сада
| влияние | влияние человека на человека | игр | бесплатные игры | драматизаций | игры драматизации | личность | развитие личности | ребенка | ребенок дитя | онр | онр у детей | детский | детский сад | Страничка логопеда | Влияние игр драматизаций на личность ребенка с ОНР Детский сад
Социализация детей раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения посредством проектирования деятельности
Коррекционные игры в работе воспитателя по звукопроизношению
Реализация модели деятельности дошкольного образовательного учреждения как развивающейся системы
Экологическая сказка в ДОУ для детей с нарушениями речи
Развитие понимания обращенной речи у неговорящих детей в условиях речевого сада
Игровые методы работы в логопедической практике