Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме "Одежда"


На занятии применяется метод моделирования для построения сложного предложения. Для отработки правильного употребления слов «надевать», «одевать» используется дидактическая игра с применением авторского стихотворного текста.

Программное содержание

Закреплять и уточнять знания детей по теме “одежда”, “ткани”: названия одежды и отдельных ее деталей. Продолжать учить детей образовывать новые слова с помощью приставок от глагола “шить”. Закреплять умения составлять сложные предложения, используя схему, давать небольшое описание своей одежде. Упражнять детей в использовании детей слов “надевать” и “одевать”. Продолжать работу по развитию общей и мелкой моторики. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Материалы к занятию

Кусочки разной ткани по 3 на каждого ребенка, схема для построения сложного предложения, выкройки одежды из бархатной бумаги, шерстяные нитки, лист с изображением девочки и мальчика с набором одежды для них (рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3) . Картинки с изображением различной одежды.

Ход занятия

1. Орг. момент: 1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы играть. Игра называется “Четвертый лишний”.

  • Платье, кофта, яблоко, юбка.
  • Брюки, рубашка, ботинки, шарф.
  • Жилетка, куртка, шорты, комар.

Логопед: Поиграв в эту игру, вы догадались, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (Об одежде) Логопед сажает детей на ковер.

  • Какие предметы мы называем одеждой?
  • Какая бывает одежда?
  • Назовите мне только зимнюю одежду?
  • Какую одежду можно связать?
  • Какую одежду можно сшить?
  • Что нужно для того, чтобы сшить одежду? (Купить ткань, сделать выкройку, сшить)
  • Из ситца можно сшить пальто? Какая ткань нам потребуется для этого? А что тогда можно сшить из ситца? А из шелка?

2. Логопед: Давайте попробуем сшить одежду понарошку. Присаживайтесь за столы. Рассмотрите кусочки ткани, подумайте, чтобы вам хотелось из них сшить. (Ответы детей)

Посмотрите на эту схему. Вы ее уже знаете, она вам поможет рассказать о вашем желании.

Кто нам напомнит, о чем нужно сказать?

Дети: О том какая ткань, что из нее можно сшить, куда в этой одежде можно ходить.

  • Из этой теплой ткани я сошью пиджак, чтобы ходить в школу.
  • Из пушистого меха я сошью шубу, чтобы ходить морозной зимой.
  • Из этой прозрачной ткани я сошью костюм Снежинки, чтобы пойди на Новогодний праздник.

3. Логопед: Перед вами на столах уже лежат готовые выкройки. Сложите из них одежду и опишите ее. Из каких деталей она состоит? (Дети выкладывают из деталей, сделанных из бархатной бумаги, одежду)

Дети:

  • Я собрала рубашку. У нее есть рукава, манжеты и планка.
  • Я собрал юбку. У нее есть пояс, оборка и карман.
  • Я собрала платье. У него есть лиф, юбка, рукава, воротник.

Логопед: А теперь давайте сошьем наши детали. Приготовили пальчики. Взяли иголочку.

Пальчиковая гимнастика:

Вышивает, шьет иголка. Пальцу больно, пальцу колко.
А наперсток в тот же миг к девочке на пальчик прыг.
Говорит иголке: “Шей, а колоться ты не смей”.

4. Логопед:

  • Если мы шьем, то детали одежды мы ……Сшиваем
  • Если нам одежда велика, то мы ее …..Ушиваем
  • А дырку на одежде мы ….Зашиваем
  • Мама своей дочке из своего платья одежду ….Перешивает
  • Чтобы край не лохматился, его нужно ….Обшить
  • А подол у платья нужно …Подшить
  • Пуговицу к одежде нужно …Пришить
  • Ну а если нам нужно украсить одежду вышивкой, то мы ее…… .Вышиваем

Попробуйте украсить вышивкой образцы своей одежды.

Дети шерстяной ниткой выкладывают вышивку на одежде, которую выложили из деталей . А затем рассказывают что они сделали.

Дети:

Я украсила свитер цветочком.
Я украсила платье сердечком.
Я украсил шорты вышивкой.

Логопед: Уберите все на край стола.

Я знаю одного веселого гнома, который любил зашивать свой колпачок. Давайте споем про него песенку.

Физминутка

6. Логопед: Молодцы, ребята. Скажите мне, пожалуйста, а что мы можем делать с одеждой?

Дети: одевать, снимать, перешивать, стирать, пачкать, штопать, рвем, гладим, носим, мерим, покупаем, складываем.

Логопед: Послушайте стихотворение, и вы узнаете, что делал мальчик Петя.

Петя на себя надел штанишки,
Шапку, шарф одел на Мишку.
На себя надел рубашку,
Платье он одел Наташке.
Он одел на Мишку брюки,
В брючины, просунув руки.
Быстро он надел пижаму,
Тем порадовал он маму.
Гордо папе он сказал:
“Все теперь я понял сам:
Надеваю на себя,
Одеваю брата я!”

Логопед: Какие два похожих действия делал Петя с одеждой.

Дети: Он надевал и одевал одежду.

Логопед:

Когда нужно говорить “Надеваю”?
Когда вы скажите “Одеваю”?
На кого-то одеваем, на себя мы надеваем.

Логопед: Давайте поиграем в игру. Сядьте за столы. Возьмите альбомный лист. На нем нарисованы вы и ваш друг. Дайте имя другу или подруге.

В лотке лежит одежда. Выберите ее для себя и для друзей. А теперь расскажите, что вы сделали?

Дети: Я на себя надел брюки и футболку, а на Анну одел платье.

Я на себя надела костюм Золушки, а на Никиту одела брюки и куртку.

Я одел Лизе сарафан, а на себя надел костюм Петрушки.

Логопед: На кого-то одеваем, на себя мы надеваем.

Логопед: Вы сегодня очень красиво одеты. Вставайте в хоровод. Кто хочет похвалиться своей красивой одеждой?

(Дети описывают свою одежду)

Дети:

  • Я сегодня надела желтое платье. Оно сшито из ситца. У него есть красивый белый воротник, рукава с манжетами, поясок, карман с белым цветочком, подол украшен воланом. Я хожу в нем и в детский сад и в гости.
  • У меня джинсовые шорты с карманами. На кармане вышита маленькая гоночная машина. У меня рубашка из хлопка. Она в клеточку. У рубашки есть планка, воротник, на рукавах манжеты. Сегодня я надел галстук.

Логопед: Вы очень хорошо рассказали о своей одежде. А как нужно относиться к ней?

Дети:

  • Одежду нужно стирать.
  • Ее нельзя пачкать.
  • Одежду нужно складывать и убирать в шкафчик……

Логопед: Тогда давайте заботиться о ней: складывать ее аккуратно в шкафчик, не пачкать, не рвать, не забывать сушить после прогулки.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Развитие познавательных способностей детей 5–6 лет
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме "Профессии"
Занятие в группе раннего возраста "Веселое путешествие на паровозике"
Организация эффективной взаимосвязи участников коррекционно-развивающей работы в ДОУ
Сборник логокоррекционных программ, направленных на диагностику и преодоление нарушений устной и письменной речи детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | развитию | лексико | лексика языка | грамматических | грамматическая основа | категорий | выберите категорию | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | теме | и тем и тем | одежда | магазин одежды | детский | детский сад | Страничка логопеда | Конспект занятия по развитию лексико грамматических категорий в подготовительной группе по теме Одежда Детский сад
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Дикие животные нашего края"
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы по теме "Как доехать до Кремля?"
Использование логических игр на занятиях по развитию речи в дошкольном возрасте
Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине
Интегрированное занятие в старшей группе "Зимние развлечения"
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда "Путешествие в сказку"