Конспект занятия по теме: "Трехчастная форма"


Тема "Трёхчастная форма" для шестилеток достаточно сложна. В предлагаемом конспекте дети знакомятся с ней на материале игрушечного марша, на уроке-сказке соответственно. Содержание урока включает в себя разнообразные виды деятельности: традиционное слушание, элементы психогимнастики, музыкально-ритмические движения, практическое музыцирование, и др. Сама тема раскрывается на поисковой ситуации, в результате которой дети делают вывод самостоятельно: "марш состоит из трёх частей".

Форма урока: урок-сказка.

Цель: Накопление опыта восприятия средств выразительности, какстроительного материала” целостного произведения.

Образовательные задачи:

  • дать понятие трехчастной формы
  • научить пользоваться в игре контрастной динамикой
  • закреплять у детей умение чисто интонировать терции, скачки на квинту, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке

Развивающие задачи:

Воспитательная задача: воспитание вкуса к музыкальному творчеству

Ход урока

Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы с вами расскажем сказку, которую прямо сейчас и сочиним. Но начинается она трагически. Случилось страшное... из города игрушек пропали все мягкие игрушки (зайчики, мишки, собачки...).

Давайте начнем нашу сказку с упражнения “Страшная сказка”. (Фонопедическое игровое упражнение по В. Емельянову из группы произвольного управления регистрами на слова:

Слушай шорох,

Слушай шорох чащи,

Слушай шорох чащи леса,

Слушай шорох, чаща леса дышит…).

Педагог: В каком регистре будем рассказывать упражнение “Страшная сказка”?

Дети: В низком регистре.

Педагог: Итак, игрушки пропали, и деревянные солдатики пошли выручать их в замок к таинственному злодею. Солдатики добирались на паровозике.

Ребята, посмотрите на доску, поиграем в игру “Паровозик”. Солдатики должны быть внимательными, хорошо управлять паровозиком, чтобы не было аварии, а то они дольше будут добираться до цели своего путешествия.

Дети читают ритмические последовательности <Приложение 1>, записанные на доске на слоги тук, туки.

Дойдя до таинственного, страшного в ночной темноте замка солдатики услышали: “Помогите!”. Кто это взывает о помощи, как вы думаете?

Дети: Зайчики и собачки.

Педагог: А это кто сказал:"Выходи на бой, злодей!” ?

Дети: Деревянные солдатики.

Педагог: “Берегитесь!”. А это кто?

Дети: Злое Чудище, которое похитило игрушки.

Педагог: Мягкими игрушками будут ребятишки первого ряда, солдатиками – второго ряда, а Чудищем кто будет (“артиста” выбирают сами дети)?

Игрушки, подумайте, как, каким голосом, в каком регистре вы будете взывать о помощи. Теперь вам нужно выбрать себе карточку с динамикой вашей игрушки (На доске прикреплены карточки с динамическими оттенками от динамики пиано до двух форте).

Учитель обсуждает с “Солдатиками” и “Чудищем” те же вопросы, затем дети разыгрывают сценку.

Педагог: Битва... Сражались солдатики с Чудищем от рассвета до заката.

Посмотреть на бой прилетел воробушек, прибежал медведь, и они со страху все перепутали.

Ребята, сейчас вспомним попевку “Путаница”, которую разучивали на прошлом занятии. Как мы будем исполнять конец фраз?

Дети: На стаккато, не выкрикивая.

Дети исполняют попевку “Путаница” на стихи Чуковского с ручными знаками I, Ш и V ступеней лада <Приложение 2> и со словами. Попевка исполняется в различных тональностях, транспонируется то вверх, то вниз, это делается с целью, чтобы дети осознали тождественность интонаций независимо от высоты исполнения. Транспонирование охватит всех детей и расширит возможности каждого.

Педагог: Как вы думаете, кто победил и почему: Солдатики, или Чудище?

Дети рассуждают о добре и зле.

Педагог: Солдатики, с победой домой возвращаясь, решили на самой главной площади города провести парад.

Дети слушают попевку “На парад идет отряд”. Затем они разучивают её <Приложение3>. Ведется работа над чистотой интонирования скачка на квинту.

Педагог: А в городе игрушек солдатиков уже встречали, звучала музыка! Ребятишки, послушайте эту музыку.

Дети слушают Марш Д. Шостаковича.

Педагог: Ребята, вы слышали это произведение первый раз?

Дети: Нет, мы его слышали на прошлом занятии. Это марш для игрушек, для игрушечных солдатиков.

Педагог: А теперь трудный вопрос, не спешите с ответом, подумайте, а затем поднимите руку. Как мы определили, что этот марш для игрушек?

Дети: Отрывистая, скачущая музыка. Музыка лёгкая, в высоком регистре, в быстром темпе, поэтому слышны очень маленькие шаги. Характер шутливый, озорной, веселый, бойкий, игривый.

Педагог: Все время у музыки один характер, или меняется?

Дети: Меняется, в начале музыка озорная, веселая, задорная, а затем сердитая.

Педагог: Давайте подберем еще слова характеризующие музыку.

Дети: Как будто, кто-то командует, приказывает, это командир солдатиков громко отдает приказ.

Педагог: Да, музыка звучит повелительно и громче, чем в начале. А заканчивается она так же повелительно?

Дети: Нет, затем музыка снова звучит не такая громкая, а веселая и озорная, такая же, как в начале.

Внимание! У меня цветные карточки, давайте сложим из них наш Марш.

Детям предлагаются шесть цветных карточек оранжевого, синего и жёлтого цветов.

Педагог: В начале музыка веселая, легкая. Какую по цвету выберем карточку?

Дети: Оранжевого цвета.

Педагог: Затем звучала музыка приказывающая, громкая.

Дети: Синего цвета.

Педагог: И в заключении, музыка снова была озорная, веселая, как в начале.

Дети: Снова оранжевая.

Педагог: А теперь, самый главный вопрос. Сколько частей в Марше?

Дети: Три.

Педагог: На прошлом занятии мы выяснили, что в музыке Марша слышны акценты. Что такое акцент?

Дети: Яркий удар в музыке.

Педагог: Акценты делают музыку марша четкой, уверенной. Давайте отметим акценты хлопками. Внимательно вслушивайтесь в музыку!

Педагог: И так, начинаем парад победителей... Зайцы взяли в лапки “барабанные палочки” (педагог показывает, как держать барабанные палочки) и будут отмечать шаги-доли. Деревянные солдатики будут размахивать своими деревянными руками вверх, вниз, локти как будто на шурупчиках, как у Буратино, тоже отмечая шаги-доли в I и Ш части Марша.

Во II части на три ярких акцента делаем три шага вперед, затем внимательно слушаем музыку до следующих трех акцентов и делаем три шага назад, снова слушаем музыку до начала Ш части. В Ш части снова “маршируют” Солдатики и Зайцы “бьют” в барабаны.

После парада, конечно же, песни и пляски, ведь город игрушек спасен.

“Потанцуй со мной” - сказала Кукла Зайцу.

Ребята, как будем исполнять песню “Потанцуй со мной дружок”?

Дети: Будем петь весело... не кричать... будем слушать себя... друг друга... пианино... будем петь как один.

Дети исполняют английскую народную пеню “Потанцуй со мной дружок” на русском и английском языке с движениями. Ведется работа над интонацией и унисоном.

Педагог: Таким всеобщим весельем закончилась наша сказка, которая начиналась так страшно. Так весело закончилось и наше занятие. Молодцы, хорошую сказку придумали, вот только нет у нее названия. Поэтому дома нарисуем иллюстрации к нашей сказке, придумаем ей название и расскажем её родителям.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Итоговое занятие по грамоте "Систематизация знаний"
Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие в страну Лилипутию"
Интегрированное занятие в подготовительной группе "С математикой в путь"
Конспект занятия по познавательной деятельности. Сенсорная культура и элементарные математические представления в I младшей группе (дети 2–3 лет)
Прекрасная Россия – родина русского народа
Занятие по ОБЖ "Кухня – не место для игр"
| конспект | конспект урока | занятия | конспекты занятий | теме | и тем и тем | трехчастная | трехчастная форма | скачать форму | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект занятия по теме Трехчастная форма Детский сад
"Правила эти пусть знают все дети!"
Занятие "Путешествие в мир сосудов"
Познавательно-речевое занятие "В гостях у Курочки Рябы"
Интерактивный плакат "Учимся правильно писать цифры 0–9"
Мастер-класс "Фрагменты занятий и игровые ситуации с детьми 3–4 лет"
Познавательное занятие "Игрушки, народные игры и забавы в старой Москве"