Конспект интегрированного занятия по теме "Капустные вечёрки"


Автор знакомит детей с русским обычаем делать заготовки на зиму, рубить капусту, помогать друг другу, а после работы с удовольствием отдыхать и развлекаться.

Цель: Познакомить детей с русским обычаем делать заготовки на зиму, рубить капусту, помогать друг другу, а после работы с удовольствием отдыхать и развлекаться.

Словарь: капуста, яблоко, клюква, морковь, рубить, шинковать

Индивидуальная работа: Дима Д. – четкое проговаривание слова в загадке, звук “л*”

Предшествующая работа: заучивание прибауток, потешек, пословиц, поговорок, разучивание народных игр, пение песен, попевок, частушек.

Материал: овощи, разделочные доски, ножи пластмассовые, атрибуты к играм.

Методические приемы: народные игры, загадки, пословицы, поговорки, пение частушек, песен.

Ход занятия

Зал декорирован под русскую избу: лавки, на которых будут сидеть дети, самовар, натюрморт из овощей, столы, на которых стоят тарелки с кусочками капусты.

Хозяйка:

Дует ветер,
Льется дождь,
Холодно на улице, а в избе у нас тепло,
Печка топится.
Жду гостей к себе давно…

Дети под музыку с корзинками входят в зал, ставят корзинки с овощами на стол, встают полукругом.

Хозяйка: Что находится в корзинках? Как сказать одним словом? (Урожай.)

В какое время года созревает урожай? (Осенью.)

Муз. Руководитель: Давайте споем осеннюю песню “Лист календаря”

Хозяйка: Если отгадаете загадки Димы и Игоря, то узнаете, какого овоща на столе не хватает.

Игорь:

Растет она на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка

Дима:

Лоскуток на лоскуток.
Зеленые заплатки,
Целый день-деньской она,
Нежится на грядке.

Настя: На Руси был обычай заготавливать по осени капусту, солить ее на долгую зиму. Девушки собирались вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту. Так они помогали друг другу. В этом принимали участие и дети. Такая помощь была нужна, ведь капусты заготавливали много, на всю зиму.

Хозяйка:

Ой, вы гости дорогие,
Девки красные и парни удалые,
Приходите пособить,
Да капусту порубить!
Будет весело у нас,
Где работа, там и пляс.

Хозяйка: Я покажу вам, ребята, как надо резать капусту (Нож у меня острый, капусту нарезаю тонкими полосками, аккуратно.) Показ.

А вас хочу попросить помочь мне посолить капусту да пожать ее. Но сначала разогреем для работы наши пальчики.

Дети надели фартуки, вытерли руки салфетками, подходят и встают за столы, на которых все приготовлено для засолки капусты.

Пальчиковая гимнастика:

Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трем, трем
Мы капусту жмем, жмем

Дети выполняют задание. В это время идет индивидуальная работа. Дети называют пословицы о капусте.

Ребенок 1: Без капусты щи не живут

Ребенок 2: Капуста не пуста, сама лезет в уста

Ребенок 3: Для чего огород городить, коль капусту не садить.

Хозяйка: Какая капуста получилась? (Сочная, вкусная, полезная и т.д.)

Хозяйка: Хорошо отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусная.

Загадка:

За кудрявый хохолок,
Лису из норки поволок,
На ощупь очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.

Я красна. Я кисла
На болоте я росла
Созревала под снежком
Ну-ка, кто со мной знаком?

Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока матрешка,
Упадет сама в траву.

Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой.

Показ капусты, заквашенной с морковью, клюквой, яблоками.

Назовите, с чем я заквасила эту капусту?

Какой овощ я добавила сюда?

Какой на вкус будет капуста с клюквой?

Хозяйка: Хорошо мы с вами потрудились, назовите пословицы о труде.

Ребенок 1: Кончил дело – гуляй смело!

Ребенок 2: Делу время – потехе час!

Музыкальный руководитель: А какой же капустник без шуток и прибауток?

Вы присаживайтесь, да послушайте частушки в исполнении Вити, Насти и Арины.

На середину зала выходят дети, исполняют частушки:

1. Капуста моя,
Все четыре кочана,
Никогда я не плясала,
Только нынче начала

2. Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялась,
Балалайка заиграла,
Я не удержалась.

3. Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки?

4. Все: Мы пропели вам частушки
Вы скажите от души,
Хороши ваши частушки
И вы тоже хороши!”

Хозяйка: Вы в мой дом сегодня большой урожай принесли. Подойдите к столу с урожаем.

Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

Хозяйка: Помидоры

Дети: Срывают

Хозяйка: Лук

Дети: Выдергивают

Хозяйка: Баклажаны

Дети: Срывают и т.д. (Морковь, капусту, огурцы, горох, чеснок, картофель свеклу.)

Музыкальный руководитель: Гости дорогие, не забывайте, что капустных вечерков без плясок не бывает. Давайте и мы с вами попляшем.

(Исполняется плясовая “Коробейники”.)

Хозяйка: Ну, спасибо вам, ребята, за капусту. Будут у нас и щи густы, будет, что на зиму засолить, будет, чем детишкам полакомиться. Угощу-ка я вас, ребятки, вкусной, сладкой да сочной белокочанной капустой.

Ребята благодарят хозяйку, уходят.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект занятия для средней дошкольной группы "Путешествие по сказкам"
Реализация образовательной области "Познание". "Математическое развитие"
Программа развития интеллектуальной и личностной сферы детей старшего дошкольного возраста "Пусть к успеху"
Организация художественно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра "Ателье"
Сюжетно-ролевое физкультурное занятие по сказке "Теремок" в средней группе
| конспект | конспект урока | интегрированного | интегрированные занятия | конспекты занятий | теме | и тем и тем | капустные | капустные рецепты | вечёрки | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Конспект интегрированного занятия по теме Капустные вечёрки Детский сад
Учим читать дошколят играя
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений дошкольников по теме "Число 0. Цифра 0"
Окружающий мир. Занятие в старшей группе детского сада "Что полезно для здоровья"
Развитие креативной сферы дошкольников в изобразительной деятельности
Занятие по развитию зрительно-осязательного восприятия и мелкой моторики с элементами арт-терапии и сказкотерапии "В гостях у Дюймовочки"
Программа подготовки детей к школе на тему: "С друзьями в страну Знаний"