Конспект логопедического занятия для детей с ОНР, с амблиопией и косоглазием в подготовительной к школе группе. "Звуки [х] – [х']. Буква "х"


В статье представлен конспект логопедического подгруппового занятия по теме «Звуки Х – Х`. Буква Х», разработанный для детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи, амблиопией и сходящимся косоглазием (зрительная нагрузка №5). Подгруппа комплектуется из 2-4 детей с одинаковым речевым и зрительным диагнозом и одним номером зрительной нагрузки.
 

Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».

Цель: Закрепить у детей представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».

Задачи:

  • Образовательные
  • Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].
  • Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).
  • Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])
  • Продолжение обучения фонетическому анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
  • Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».
  • Корррекционные
    • Развитие фонематического слуха.
    • Расширение и уточнение словаря детей.
    • Развитие ВПФ (внимания, памяти).
    • Коррекция зрительного восприятия (учет зрительной нагрузки и диагноза при подборе наглядного материала для каждого ребенка).
    • Развитие мелкой моторики и осязания.
      • Воспитательные
    • Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
    • Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.

Оборудование: подставки, магнитные доски, магниты на каждого ребёнка; предметные картинки со звуками [Х] и [Х`] (Х – хомяк, хурма, хлеб; Х` - хек, хирург, хижина) на каждого ребенка в индивидуальных конвертах (размер картинок соответствует требованиям рекомендуемой зрительной нагрузки); зеркала 9х12см на каждого ребенка; мягкая игрушка – хомяк; пластилин синего и зеленого цвета, карточки с контурным изображением буквы «Х» на каждого ребенка; две корзины, предметы, в названии которых есть звуки [Х] или [Х`]; фломастеры (синий, зеленый, красный), распечатка заданий по теме из сборника «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Н.Ю. Костылевой на каждого ребенка.

План занятия

I. Организационный момент:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети здороваются с гостями, садятся на свои места.

- А пригласил к нам гостей наш друг, а вот и он сам!

Логопед сажает на стол игрушечного хомяка.

- Кто это? (Хитрый хомяк Хома)
- Хитрый Хома пришел не с пустыми руками, он принес вам волшебные конверты, в которых спрятаны картинки-подсказки. С помощью них мы сможем узнать тему нашего сегодняшнего занятия.

Логопед раздает конверты.

- Посмотрите, что спрятано в конвертах? (картинки)
- Давайте назовём изображённые на них предметы.

Дети называют слова, логопед объясняет значение непонятных и незнакомых слов.

- Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня повторять? ([Х] и [Х`])

II. Сообщение темы занятия.

- Итак, Хома помог нам узнать, что сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`], а также познакомимся с буквой «Х», которая обозначает эти звуки на письме.

III. Характеристика звуков по артикуляционным признакам.

- Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим)
- Правильно! Произнесём звук [Х], погреем наши ручки.

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух? ( воздух тёплый, встречает преграды, препятствия, кончик языка внизу, немного отходит от нижних зубов, спинка языка образует крутую горку, мешает воздуху свободно проходить)

- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- А теперь произнесём звук [Х`]

Дети, каждый перед зеркалом, произносят звук

- Что вы чувствуете? Как у нас выходит из рта воздух?
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Он твёрдый или мягкий? (мягкий)
- Давайте проверим, звенит у нас в горле волшебный колокольчик при произнесении этого звука, или нет? Положим ладошку на горло и проверим. (не звенит)
- Значит, это какой звук, звонкий или глухой? (глухой)
- Ребята, давайте произнесём наши звуки по очереди: х-хь-х-хь, они похожи или нет? (похожи)
- Чем эти звуки отличаются? ([Х`] – мягкий, а [Х] - твёрдый)
- Давайте повторим: звук [Х] какой? (согласный твёрдый, глухой)
- А звук [Х`]?  (согласный, мягкий, глухой)

IV. Различение звуков [Х] и [Х`] на слух, определение места данных звуков в слове, придумывание детьми слов со звуками [Х] и [Х`].

- Хома хочет поиграть с вами в игру: он мне скажет слова, я их буду вам называть, а вы, когда назову слово со [Х], хлопните в ладоши, а если назову слово со [Х`], топните, потом скажите, где этот звук находится в слове (начало, середина, конец).

Дети повторяют за логопедом слова с [Х]/[Х`], определяют местонахождение звука в слове (начало, середина, конец), дают ему характеристику.

Слова: ходить, мех, хитрый, горох, орех, восход мохер, стихи, хлопушка, хищный, халва, + слова, придуманные детьми.

V. Знакомство с буквой «Х».

- Ребята, наш гость хомячок Хома принёс с собой ещё что-то.

Логопед вывешивает изображение буквы «Х».

- Как вы думаете, что это? (крестик, дорожки, следы, недорисованный бантик)
- Это буква «Х», которая обозначает какие звуки? ([Х] и [Х`])
- На что ещё похожа наша буква?
- Итак, давайте повторим: Буква «Х» обозначает 2 звука: [Х] – согласный, твердый глухой и [Х`] – согласный, мягкий, глухой.

Дети повторяют за логопедом, логопед их хвалит от имени Хомы.

- А теперь настало время нам размяться.

VI. Физкультминутка

На полу разложены предметы, в названии которых есть [Х] или [Х`], дети делятся на две команды: одна собирает в свою корзину предметы со звуком [Х], другая – в свою корзину предметы со звуком [Х`].

VII. Закрепление зрительного образа буквы, профилактика нарушений письменной речи (задания от Хомы):

- А теперь давайте представим, что мы художники, и рисуем портрет нашей буквы: нарисуем нашу букву пальцем в воздухе.
- Молодцы!
- Посмотрите, что нам ещё приготовил Хома.

Логопед раздаёт детям карточки с контурным изображением буквы «Х» и пластилин зелёного и синего цветов.

- Как вы думаете, что с этим можно сделать? (лепить буквы)
- Мы с вами будем создавать портрет нашей буквы.
- Почему Хома приготовил синий и зелёный пластилин?(буква «Х» обозначает два звука [Х] и [Х`], для твёрдого – синий цвет, для мягкого - зелёный)
- Выберете цвет, и замажьте пластилином букву, старайтесь не заходить за контур. Если украсите свою букву зелёным пластилином, то должны будете придумать слово на звук [Х`], если синим - [Х].

Дети выполняют задание

IX. Закрепление навыка звукового анализа и чтения

Составление и сравнение схем слов «муха» и «мухи», фонетический анализ этих слов (по распечатке заданий по теме из сборника «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Н.Ю. Костылевой <рисунок 1>.

- Посмотрите, ребята, что ещё приготовил нам хомячок Хома!

Логопед раздаёт фломастеры, магнитные доски с прикреплёнными к ним распечатками, дети ставят их на подставки.

- В нижней части листа изображены картинки. Что на них изображено? (муха и мухи)
- В слове «муха» сколько частей? Назовите их. (дети с помощью хлопков определяют, что две части, «му» и «ха»)
- А в слове «мухи»? Назовите части. (тоже две части, «му» и «хи»)
- Правильно!
- Что изображено на наших листах под картинками? (схемы)
- Нам надо эти схемы заполнить. Начнём со слова «муха». Вы составите схему на своих листах, а потом по очереди дадите характеристику звукам: кто выполнит задание первым расскажет про первый звук, кто вторым – про второй и т.д.
- Давайте вспомним, каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
- Согласные твердые? (синим)
- Согласные мягкие? (зелёным)
- Хорошо, теперь выпрямите спинки, придвиньте к себе подставки, левой рукой придерживайте подставку. Приступаем к выполнению задания.

Дети выполняют задание, логопед при необходимости помогает.
Первый выполнивший даёт характеристику звуку (первый звук в слове «муха» [м]- солгасный, твёрдый, звонкий) и т.д.
Аналогично со словом «мухи»

- Ребята, у нас получились две схемы, они одинаковые или разные? (разные)
- Чем они отличаются? (в слове «муха» твердый звук [Х], в слове «мухи» - мягкий звук [Х`])
- Замечательно!
- Но у нас под схемами ещё остались клеточки, для чего они? (для букв)
- Да, давайте впишем туда буквы, которые «одевают» наши звуки. Только будьте внимательны, буквы должны быть того же цвета, что и звуки, которые они одевают.

Дети выполняют задание, логопед помогает.

- А теперь давайте прочитаем, что у нас получилось (дети читают слова)
- Молодцы!

X. Итог занятия

Припоминание детьми слов со звуками [Х] и [Х`], прозвучавших на занятии, повторение характеристик звуков.

Ребята получают угощение, прощаются с Хомой, благодарят за занятие, выходят из кабинета.

 Оставшиеся задания на распечатке дети выполняют вечером с воспитателем.

  <рисунок 1>




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Использование дидактических игр и игровых упражнений для закрепления лексико-грамматических категорий на занятиях по математике в группах компенсирующей направленности
Комплексный медико–психолого–педагогический подход в реабилитации детей с туберкулезной интоксикацией
Проектный метод в работе с дошкольниками логопедической группы по обогащению и развитию лексической стороны речи
Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников составлению рассказа по картине
Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей с общим недоразвитием речи
Конспект подгруппового занятия по развитию речи в логопедической группе с детьми старшего дошкольного возраста "Все мы очень любим зимушку-зиму…"
| конспект | конспект урока | логопедического | логопедические занятия | конспекты занятий | для | детей | дитя | онр | онр у детей | амблиопией | амблиопия лечение | косоглазием | косоглазие лечение | подготовительной | подготовительная группа | начальная школа | закрытая школа | группе | группы песен | звуки | скачать звуки | [х] | х фактор | буква | русские буквы | детский | детский сад | Страничка логопеда | Конспект логопедического занятия для детей с ОНР с амблиопией и косоглазием в подготовительной к школе группе Звуки [х] – [х ] Буква х Детский сад
Использование современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста
"Использование комментированного рисования в детском саду"
Совместная деятельность воспитателя, психолога, логопеда и развитие словесного творчества через художественно-продуктивную деятельность
Совместная деятельность воспитателя, психолога, логопеда и развитие словесного творчества через художественно-продуктивную деятельность
Проект "Сладкая жизнь"
Организация деятельности научно-методического коррекционного совета ДОУ