Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"


Чтобы логопедическое занятие было интересным и коррекционным, желательно объединять его единым сюжетом и ставить целью не только исправление звукопроизношения, но и развитие связной речи, лексико-грамматического строя, фонематического слуха, мышц мелкой моторики, внимания, памяти и мышления.

Весенняя звуковая полянка”

Цели:

  1. Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.
  2. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.
  3. Закреплять знания о произношении звуков: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
  4. Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками: Р, Л, Ш, Ж, С, З.
  5. Развивать фонематический слух.
  6. Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.
  7. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
  8. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

Ход занятия

Организационный момент

Здравствуйте, дети! Меня зовут Елена Васильевна, а как зовут вас, я вижу по карточкам у вас на груди. Я – логопед из другого детского сада, занимаюсь с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень дружные, много знаете о трудных звуках, и я попросила разрешения провести с вами занятие.

А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)

Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Закрепление лексической темы “Весна”

Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.

Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко: Упражнение фонетической ритмики

Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети)!

Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!

Тает снег: ах…АХ!

Бегут ручьи: блл…БЛЛ

Мать – и – мачехи цветок качает жёлтой головой: ффф…ФФФ!

Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!

- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку.

(Ковёр овальной формы)

На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.

(Если день солнечный на жёлтые пятнышки на ковре направить зеркальцем)

Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Мы им поможем.

Первый “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)

(Один из детей берёт “солнечного зайчика”, затем дети присаживаются прямо на ковёр, а логопед на “пенёчек”)

- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?

- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?

- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой…)

-Чтобы этот трудный звук хорошо получался – надо подготовиться. Солнечный зайчик предлагает детям выполнить самомассаж и артикуляционную гимнастику.

“Не циркач и не артист, сам себе я массажист

  • Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
  • И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
  • Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
  • Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
  • Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
  • А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
  • Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
  • А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
  • И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
  • Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
  • А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”

(Детям раздаются зеркала)

  • Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).
  • А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”).
  • После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”).
  • Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).
  • Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).
  • После этого Язычок играет с любимой игрушкой-клоуном, показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение “Весёлые клоуны”)

- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):

РРР!- ракета рвётся ввысь!

РРР!- рычит сердито рысь!

РРР! – раскатистый и громкий

РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!

(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)

Второй “солнечный зайчик” (на нём лужицы)

(Один из детей приносит “солнечного зайчика”)

- Что нарисовано на этом солнечном зайчике?

- Какой 1 звук в слове “лужицы”? Как правильно произносить звук Л?

(Если дети затрудняются: губы тянуться вперёд или улыбаются?…зубки открыты или закрыты?…язычок вверху, или внизу?)

Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…

Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:

  • сказать на один слог больше: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ
  • сказать на один слог меньше: ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

(Второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)

Третий “солнечный зайчик” (на нём шмель)

(Следующий ребёнок приносит следующего “солнечного зайчика”)

- Какой первый звук в слове “шмель”?

- В каких ещё словах встречается этот звук?

- Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал, отгадаете загадки и увидите их:

Не галстук он не воротник,
А шею обнимать привык,
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(ШАРФ)
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка,
И улетел под облака. (ШАРИК)
Пьёт бензин как молоко,
Может ездить далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (КОШКА)
Если ты его подточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? (КАРАНДАШ)
Кто-то утром спозаранку
Потянувшись, вот крепыш!
Взял свою большую ложку,
Ну, конечно, наш …(МАЛЫШ)

Далее с детьми проводится игра на развитие фонематическое слуха “Светофор” - определение места звука в слове (Дети выбирают красный, жёлтый, или зелёный кружок, чтобы показать место звука Ш в своём слове)

(Третий “солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)

Четвёртый “солнечный зайчик” (на нём сосулька)

- Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?

- А как правильно произносить этот звук?

Язык горочкой пошире
Вниз, в зубы упирается.
По середине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС !

- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

Детям даётся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:

- Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами)

- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)

- Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко…).

- А я знаю про солнышко игру.

Игра-упражнение “Солнышко

(На развитие общей моторики, проводится под музыку)

Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)

Пятый “солнечный зайчик” (на нём журавль)

- Какой звук первый в названии “журавль”?

- Журавль это какая птица: перелётная или зимующая?

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль”:

  • Когда этих птиц много, это …(ЖУРАВЛИ)
  • Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА)
  • Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК)
  • У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ)
  • А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ)
  • Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)

(Пятый солнечный зайчик возвращается к солнышку)

- И вот остался на полянке последний “солнечный зайчик” и на нём …Зайчик

Шестой “солнечный зайчик” (на нём зайчик - Повторяйчик)

- Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать?

(Повторять)

- Зайчик просит вас повторит чистоговорку со своими любимыми звуками.

А вы догадались, как у него любимый звук? (Зззайчик – звук З).

А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь…)

Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.

ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла)
ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)

ЗУ-ЗУ-З - зуб болит внизу! (барабан)
ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - не показывай язык! (барабан)
ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)

(Последний солнечный зайчик “возвращается” к солнышку)

- Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.

Итог

Когда в детский сад ребята пришли,
То многие звуки сказать не могли,
Свистеть и шипеть ещё не умели,
Рычать и трещать они не хотели.
Но вот логопеды на помощь пришли
И трудные звуки сказать помогли.
Дети: Теперь говорим мы красиво,
Больше за это спасибо!

- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки!

И на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шары, на которых картинки – символы этих звуков: Р - тигр, Л- самолёт, Ш - змея, Ж - жук, С - насос, З – комар и их буквы.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Занятие в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Продукты"
Современные технологии взаимодействия и сотрудничества с семьей
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития речи дошкольников
Кем ты будешь, когда станешь взрослым?
Занятие "Лес-чародей"
Сценарий праздника правильной речи "Путешествие в страну АБВГДЕЙКУ" (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)
| конспект | конспект урока | логопедического | логопедические занятия | конспекты занятий | детьми | дитя | подготовительной | подготовительная группа | группы | группы песен | теме | и тем и тем | весенняя | весенние песни | звуковая | звуковая карта | полянка | молодая гвардия на полянке | детский | детский сад | Страничка логопеда | Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме Весенняя звуковая полянка Детский сад
Комплексная методика коррекционной работы по ринолалии у детей дошкольного возраста
Метод наглядного моделирования как средство совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста
Использование элементов программирования в работе с детьми с задержкой психического развития на занятиях по развитию речи
Школа для всех
Модель организации групп предшкольного образования
Поиски оптимальных форм совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя на речевой группе