Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Сказка в музыке"


Конспект занятия рассчитан на детей 6–7 лет подготовительной группы ДОУ. Главная задача музыкальных занятий в детском саду – приобщение детей к прекрасному, вхождение в мир музыки. Духовно-нравственное развитие личности ребенка начинается с восприятия классической музыки. Дети знакомятся с жанром «балет» через задействование четырех органов чувств. В данном занятии автор попытался соединить слух, зрение, вкус, осязание с шедевром классической музыки «Танец феи Драже» П.И.Чайковского, при этом эмоциональное восприятие музыки достигается посредством смены видов деятельности.

Цель занятия:

Материал: запись пьесы «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»; конфеты «Драже»; колокольчики, треугольник, ударные инструменты; телевизор; видеозапись фрагмента балета «Щелкунчик»; иллюстрация челесты; иллюстрации артистов балета, хора, оркестра; фантики.

Словарная работа:  жанр, балет, дирижер, артист оркестра.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии. Какое у вас настроение? Готовы ли вы совершить со мной путешествие в страну Ее Величества Музыки.

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Тогда в путь. А как вы думаете, что такое балет? что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют? А можно их кем-нибудь заменить? (Певцами, дирижером.)

– Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью танца, без слов передают сюжет сказки, рассказа. Балет – это дружба музыки и танца. А как можно без слов передать образ персонажа?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: А что такое мимика? А что можно передать с помощью мимики?

Образные упражнения («Лебедь», «Цветок», «Радость» и т.д.)

Музыкальный руководитель: На наших занятиях мы уже слушали с вами музыку П.И. Чайковского. Посмотрите на портреты, – на каком изображен П.И.Чайковский?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Петр Ильич жил в далекие времена. А в какой стране?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Петр Ильич сочинил множество пьес, песен, балетов. Какие произведения мы с вами уже слушали? («Детский альбом», «Времена года», «Лебединое озеро».)
– С помощью волшебной палочки, мы с вами перенесемся в концертный зал, где идет представление балета-сказки для детей «Щелкунчик». Вы знаете эту сказку?
– Напомните мне, как нужно вести себя в зале? (Тихо, громко не разговаривать.)
– Итак, волшебство начинается, и я вас перемещаю не просто в зрительный зал, а в сказку.

Музыкальный руководитель взмахивает палочкой, звучит волшебная музыка.

Музыкальный руководитель: (приглашает детей в круг) …Снежные хлопья летят за окном, дети танцуют около елки. В зале появляется Фокусник, он дарит Маше игрушку, которая может щелкать орехи. Но брат Маши сломал игрушку и она грустит. Праздничный вечер заканчивается. Все укладываются спать, но Маше не спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают и начинают расти. Вдруг появляется мышиное войско. Щелкунчик вступает в поединок, и войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца-юношу. Принц и Маша попадают к фее Драже, где начинается карнавал сладостей – шоколад, кофе, чай, леденцы, цветы – все танцуют (по ходу рассказа дети с помощью мимики и жестов передают образы героев)

Слушание Танца Феи Драже.

– Вот и сейчас звучала музыка Феи Драже. Какой инструмент ее исполнял? Инструмент, который напоминает звон колокольчиков, называется челеста, повторите.

Рассказ о челесте, показ иллюстрации.

– На какой инструмент похожа челеста? (На фортепиано – найти сходство и отличия.)
– Какая музыка по характеру? Что она вам напомнила?
– Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
– Какие еще инструменты вы еще услышали в произведении?
– Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Музыкальный руководитель: А теперь подойдите к столу, и среди иллюстраций найдите те иллюстрации, на которых запечатлен балет. Объясните свой выбор.
Посмотрите, какие красивые костюмы у артистов балета, какие декорации (оформление сцены). Все, это способствует передачи настроения в движении. И вот сейчас, с помощью волшебной палочки мы станем участниками балета. Как можно без слов, а только с помощью жестов изобразить Фею Драже, шоколад, леденец? Итак, вы танцоры. Только я хочу посмотреть, как вы улыбаетесь!

Двигательный этюд под музыку Чайковского.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Думаю, вам очень понравилось творить.
А теперь вас ждет сюрприз от феи Драже, подойдите к столу, возьмите салфетки, вытрите руки и смотрите…(музыкальный руководитель достает вазочку, где лежат разноцветные конфеты Драже). На секундочку закройте глазки и вспомните, как звучала музыка. Пусть каждый из вас возьмет конфету того цвета, которая, по его мнению, соответствует цвету  танца.

(Дети объясняют свой выбор).

Музыкальный руководитель: А теперь попробуйте гостинцы феи Драже, и пока будет звучать музыка, подумайте и скажите, соответствует ли вкус сладостей услышанной музыке? Сумел ли композитор отразить в музыке шоколадный вкус драже?

Еще раз звучит  пьеса, затем дети отвечают

Музыкальный руководитель: Я тоже с вами согласна, музыка передает блеск разноцветных леденцов, сверкание сахара, фонтаны сладких напитков.

Просмотр отрывка балета.

Музыкальный руководитель: Фея Драже приготовила для вас еще один сюрприз. Разбейтесь на пары. Посмотрите, на тарелочках лежат предметы – коробочки из-под конфет и драже, стаканчики и палочки, фантики. Подумайте, какие инструменты можно сделать из этих предметов. А теперь еще раз послушаем это замечательное произведение и поможем мелодии звучать еще краше, звонче, и милее.

Музыкальный руководитель взмахивает палочкой и превращает детей в артистов оркестра. Еще раз звучит музыка «Танца», дети музицируют.

Музыкальный руководитель: (звучит бой курантов) А теперь нам пора домой, слышите, сила волшебной палочки заканчивается с последним ударом часов.

Музыка Чайковского звучит,
Всех нас звучаньем удивит
Мягкая,  душевная
Легкая, напевная
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство
Осторожно, осторожно
Не вспугнуть бы нам его!
Пусть льется музыка рекой….
Будем, музыка, дружить с тобой!

– Вот и пришло время нам прощаться, вам понравилось путешествие в страну Ее Величества Музыки? А зрительный зал вы еще посетите?

– Спасибо, что помогли провести увлекательное занятие. До новой встречи!




Ещё конспекты занятий в детском саду:
"Мама — слово дорогое" (конкурсная-игровая программа, посвященная Дню Матери)
Развитие музыкально–хореографической одаренности детей в дошкольном образовательном учреждении
Конспект занятия в средней группе по развитию речи "В гости к сороке"
Внеклассное мероприятие по музыке "Дорога к фее музыки"
Конспект занятия для детей подготовительного к школе возраста "Орнаменты народов Таймыра"
Это было недавно, это было давно. Конспекты занятий из опыта работы
| конспект | конспект урока | музыкального | музыкальная школа | занятия | конспекты занятий | подготовительной | подготовительная группа | группе | группы песен | сказка | русские сказки | музыке | музыку скачать | детский | детский сад | Страничка музыкального руководителя | Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Сказка в музыке Детский сад
Развитие детского творчества
Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной группы по мотивам русской народной сказки "Морозко"
Интегрированное занятие по музыкальному воспитанию для подготовительной группы "Волшебные сны"
Использование приемов критического мышления на занятиях по развитию речи
Занятие по художественному труду с дошкольниками "Зайка меняет шубку"
Развлечение в группе раннего возраста "Сегодня мы солдаты"