Конспект фронтального комбинированного занятия логопеда и психолога на закрепление пройденного материала по теме "Глухие и звонкие согласные"


В статье представляется процесс взаимодействия логопеда и психолога на занятии. Ставя единую цель, решая коррекционные задачи, специалисты взаимообогащают материал, вносят разнообразие и повышают результативность усвоения материала. У учащихся закрепляется навык различения и правильного произношения звуков [т]–[д], [к]–[г].

Цели: закрепление навыка различения и правильного произношения звуков [т]-[д], [к]-[г]. закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением - буквой. Развитие зрительного анализа и синтеза. Воспитание коммуникативных умений и навыков.

Оборудование: конверт с напечатанными словами “гайка”, “томик”, картинки с изображением эмоционального состояния гномов, комплект таблиц для ориентировки по клеткам, карандаши, карточки с буквами, пластмассовые буквы, 4 шкатулки, предметные картинки “плоты”, “плоды”, карточки с разной последовательностью символов, магнитофон, аудиозапись, картинки с изображением гномов в двух вариантах, карточки с фигурами разных размеров, красный и синий пластилин, комплекты для лепки.

Ход занятия

Оргмомент.

Психолог: Здравствуйте! Сегодня в детский сад для вашей группы пришло необычное письмо. Давайте посмотрим, от кого.

Отображение эмоционального состояния.

Психолог:

Здесь чьи-то фотографии. Кто это? (Гномы)

Давайте покажем такое настроение и узнаем, как зовут гномов:

весёлый – Весельчак, сердитый – Ворчун, грустный – Плакса.

Постановка проблемы.

Чтение слов.

Логопед: Гномы приглашают нас в гости.

Адрес написан на конверте: (читаем) “гайка”, “томик”. Для чего нужна “гайка”, что такое “томик”. Как вы думаете, там можно жить? Здесь какая-то ошибка. В конверте ещё лежит карта.

Ориентировка на плоскости по клеткам.

Психолог: Ребята, давайте пройдем по карте, и узнаем, где живут гномы.

Поставьте карандаш к стрелочке и слушайте, как гномы описали нам путь. По дороге, нужно будет открывать и запоминать окошки-ориентиры, они тут не случайно, наверное.

Приготовились, начали:

1 клеточка влево

2 клеточки вверх (открываем окошко, запоминаем)

2 клеточки влево (открываем окошко, запоминаем)

1 клеточка вверх (открываем окошко, запоминаем)

2 клеточки вправо

3 клеточки вверх (открываем окошко, запоминаем)

6 клеточек влево (открываем окошко, запоминаем).

Мы с вами пришли куда? (В лес).

Актуализация опорных знаний, введение в тему.

Преобразование слов.

Логопед: По-другому наш дальневосточный лес как называется? (Тайга). В тайге у гномов домик.

У гномов написано “гайка”, а надо “тайга”. Какие буквы надо заменить в слове “гайка”, чтобы получилось “тайга”?

У гномов написано “томик”, а надо “домик”. Какую букву нужно убрать? А на её месте написать?

Давайте теперь прочитаем, что у нас получилось.

Характеристика звуков.

Посмотрите, какие буквы перепутали гномы? (Т-г, г-к, т-д). Как вы думаете, почему гномы ошиблись? Наверное, есть что-то одинаковое? (Г-т – элементы, т-д, к-г – язычок работает одинаково, но к, т – глухие, д,  г – звонкие).

Гномы уже взрослые, а звуки и буквы путают, а вы умеете их различать? Поможем гномам научиться различать звуки Т-Д, К-Г, буквы Т-Г? Давайте возьмём буквы, которые перепутаны и отвезём гномам, чтобы они их больше путали!

Закрепление.

Закрепление образа букв.

Логопед: Закройте глаза, найдите у себя в коробочке букву Т. На что она похожа? (На молоток).

Закройте глаза, найдите у себя в коробочке букву Д. На что она похожа? (На домик).

Закройте глаза, найдите у себя в коробочке букву К. На что она похожа? (На клоуна).

Закройте глаза, найдите у себя в коробочке букву Г. На что она похожа? (На кочергу).

(Раскладываем по шкатулкам)

Звуковой анализ.

Логопед: До домика гномов можно добраться только по горной речке. На чём же мы туда отправимся?

Посмотрите, где нарисованы “плоды”? (Слева-справа) Для чего они нужны? Где нарисованы “плоты”? (Слева-справа) Для чего они нужны? Что нам подойдёт для путешествия? (Плоты)

Мы сможем отправиться в путь, если правильно вставим пропущенные буквы. Какой звук Т или Д есть в слове “плоды”? Глухой или звонкий? Докажите. Какой звук Т или Д есть в слове “плоты”? Т – глухой или звонкий звук? Докажите. Какую букву напишем вместо кружка? (Т) На что похожа?

Прочитайте слова.

Упражнение на развитие зрительного анализа и мнезиса.

Психолог: Здесь плотов много, нам нужен тот, где фигуры идут по порядку так, как мы их открывали на карте. (Дети выбирают плот по ориентирам)

Физминутка.

А теперь поплыли (музыка).

Логопед: Вот мы и на месте. Нас встречают гномы.

“Найди отличия”.

Психолог: Посмотрите, они похожи, но есть что-то разное. Назовите 5 отличий у этих гномов (цвет колпачка, заплатка на мешке, посох в руках, цвет жилетки, колокольчик на колпачке).

Логопед: Буквы Д, Г обозначают глухие согласные или звонкие? Почему? (Голос работает). Отдадим эти буквы гному с колокольчиком. Буквы Т, К обозначают глухие согласные или звонкие? Почему? (Голос молчит) Отдадим эти буквы гному, у которого колокольчика зачёркнут.

“Измени фигуру”.

Психолог: Гномы очень рады, что вы помогли им научиться различать эти буквы и хотят показать вам свои сокровища.

Сокровища у гномов не простые, похожи на геометрические фигуры и они их обрабатывают. Вот и нам гномы предлагают с ними поработать - обработать их сокровища. Большие фигурки уменьшайте, а маленькие увеличивайте. Но при этом двигайтесь по дорожке.

Полный анализ слова, лепка.

Логопед: Гномы нам в благодарность дарят волшебный материал.

Давайте на память о нашем путешествии вылепим слово “гном”.

Назовите все звуки по порядку в слове “гном”. Назовите гласные (“о”). Сколько? (Один). Значит слогов сколько? (Один). Отхлопаем по слогам. Букву “о” вылепим каким цветом? (Красным). Назовите согласные (г, н, м). Твёрдые или мягкие? (Твёрдые). Каким цветом вылепим? (Синим).

Лепим последовательно буквы, проговаривая, из каких элементов они состоят.

Итог.

Логопед: У кого мы побывали в гостях? Какие звуки и буквы мы научили их различать?

Психолог: Мы с вами очень хорошо потрудились, помогли гномам, а вам понравилось наше путешествие?




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Проект физкультурно-оздоровительной направленности "Неделя здоровья"
Интегрированное занятие по ознакомлению с природой в старшей группе: "Божья коровка"
Игра-драматизация – средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации логопеда по обучению дошкольника основам грамоты
Виды работ по обучению пересказу и составлению рассказов
Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей-дошкольников с нарушением речи (из опыта работы коррекционной работы учителя-логопеда)
| конспект | конспект урока | фронтального | погрузчик фронтальный | комбинированного | комбинированного вида | занятия | конспекты занятий | логопеда | работа логопед | психолога | работа психолог | закрепление | урок закрепления | пройденного | прошлое прошло | материала | природный материал | теме | и тем и тем | глух | глухой согласный | звонки | звонкий | согласные | согласна | детский | детский сад | Страничка логопеда | Конспект фронтального комбинированного занятия логопеда и психолога на закрепление пройденного материала по теме Глухие и звонкие согласные Детский сад
Создание единого речевого пространства в ДОУ
Программа подготовки дошкольников к школе "Родничок"
Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду
Интегрированная физкультурно-речевая деятельность для детей 6–7 лет "Путешествие в осенний лес"
Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе "Скоро в школу"
Проводы в школу. Путешествие по стране знаний