Коррекционная работа по снижению страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста в условиях групп кратковременного пребывания


Статья отвечает на вопрос, как организовать и построить совместную деятельность социального педагога и педагога-психолога в условиях ГКП. А также как включить родителей в систему работы для проведения аналогичных элементов игровых занятий в домашних условиях.

Вы страха видели глаза?
В них горькая живет слеза,
В них ужас и кошмар сидят
И злобу на людей таят.
Куда бы спрятаться от них,
Нет ничего страшнее их!
Ты в них с улыбкой посмотри
И носовым платком протри.

Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт применения различных видов игры с целью коррекции страхов и тревожности у детей (З.Фрейд, А.Фрейд, Д.Леви, М.Клейн, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, В.И.Гарбузов, И.П.Воропаева, Н.П.Еренкова, О.А.Карабанова и другие). Накопленные знания позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей – дошкольников. Вместе с тем, недостаточная разработка и использование знаний по коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям. Поэтому тема коррекции детских страхов актуальна в наши дни и заслуживает внимания.

Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли воспитатели и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто воспитательской невнимательностью.

Страхи и тревожность детей дошкольного возраста – это очень увлекательная для нас, взрослых, тема. Я погрузилась в изучение данной проблемы, будучи студенткой МИОО. Исследования проводила, работая воспитателем старшей группы. Потом, после защиты диплома по данной теме, работая в должности социального педагога, я имела возможность усовершенствовать свою программу по снижению страхов и тревожности. По моему опыту наилучший вариант – это совместная работа педагога-психолога и социального педагога, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них, во многом схож. И, прежде всего – это социальная адаптация ребенка-дошкольника и профилактика школьной дезадаптации. Психолог проводит психологическую диагностику, социальный педагог исследует социальную ситуацию развития и это позволяет наиболее четко и своевременно выявить возникающие проблемы.

Возникает вопрос: как организовать и построить совместную деятельность социального педагога и педагога-психолога в условиях ГКП (групп кратковременного пребывания)? Необходимо учитывать то, что ГКП – это, как правило, разновозрастные группы; кроме того – в группу в течение всего учебного года поступают новые дети. Поэтому занятия надо планировать таким образом, чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться. Ну и конечно – включение родителей в систему работы для проведения аналогичных элементов игровых занятий в домашних условиях.

А теперь собственно о коррекции страхов. Коррекционная программа, над которой я начала работать, будучи студенткой МИОО, предназначена для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с повышенным количеством страхов и высоким уровнем тревожности и составлена из конкретных упражнений, описанных Т.Шишовой, А.И.Захаровым, И.П.Воропаевой, Е.В.Куличковской и О.В.Степановой.

Цель программы – профилактика и преодоление страхов и повышенной тревожности у детей дошкольного возраста, повышение самооценки, усиление адаптивных способностей личности ребенка.

В качестве методик исследования я использовала:

– наблюдения за игровой деятельностью;
– методика “Опасения и страхи у детей” А.И.Захарова;
– методика “Страхи в домиках” модификация М.А.Панфиловой;
– тест тревожности Тэммла, Дорки и Амена.

Результаты исследований, проведенных до начала коррекционных занятий показывают, что ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти; сказочных персонажей; стихии – бури, наводнения, землетрясения; огня, пожара, войны; болезни. Эти страхи наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста и имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде.

Дошкольникам, имеющим большое количество страхов, отрицательных переживаний, вызванных фрустрацией основных потребностей ребенка в общении с родителями, как правило, характерен высокий уровень тревожности. Игровые занятия с детьми позволяют снизить высокий уровень тревожность до среднего показателя. При взаимодействии с психологом школы (в рамках преемственности), в которую поступили дети, участвовавшие в программе и имевшие прежде повышенный уровень тревожности выяснилось, что в результате проведенных коррекционных занятий адаптационный к школе период у этих детей практически не отличался по продолжительности от адаптационного периода у детей с низким и средним показателем уровня тревожности.

Техники, используемые в работе: драмтерапия, музыкотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, изотерапия. Кроме того можно использовать игры с водой и песком.

Особое место в игровой деятельности детей, испытывающих различные страхи, занимает сюжетно-ролевая игра, т.к. она является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, чаще бывают воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.

Чтобы научить детей – следует научиться самому взрослому. Поэтому я хочу не только рассказать о результатах своей работы, но и познакомить с играми, которые так необходимы нашим детям:

– У каждого из нас – будь то взрослый или ребенок есть свой страх, о котором мы знаем, а может нет, а может просто боимся самим себе признаться… Я предлагаю представить свои страхи как живое существо…

1. Упражнение “Чудовищная загадка”

Слушаем и рисуем:

Живет в пещере чудовище
Хранит в лапах сокровище
У чудовища – длинный хвостище,
Крепки у него лапищи,
Кривы на лапищах когтищи,
Остры у него зубищи,
Блестящи его усищи!
……………………………………………………………
Да ты не бойся, малышка!
Чудовище это – мышка!
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка.

Подводим итог: Человек, охваченный страхом и напуганный, очень часто преувеличивает опасность и видит ее там, где ее на самом деле нет.

2. Упражнение “Парикмахерская”

А теперь представьте себе, что страшное существо, которое вы нарисовали – девушка, которая собирается выйти замуж. И конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу, макияж и пр.

Задание: Вам предлагается выступить в роли парикмахера и украсить свою девушку как можно лучше.

Подводим итог: Подводим к пониманию того, что, несмотря на внешний вид, это может быть вполне доброе и безобидное существо.

3. Упражнение “Расскажи сказку”

Работа в подгруппах (5-6 человек).

– Задание: Вот говорят, Баба Яга злая, страшная, но она не всегда такая, Я очень люблю слушать старые сказки по-новому, пусть там злые герои станут добрыми…

Задание: “Расскажи сказку, сделав Бабу Ягу хорошей…”. Вам предлагается рассказать сказку по заранее подготовленным картинкам, сделав образ Бабы Яги светлым.

4. Приручаем свой страх

Меня пугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я с испугу крикнул:“Ах!”
Совсем наоборот!
Я крикнул: “Ха!” – и мигом Страх
Забился под забор...
Он струсил сам! И слово “Ах!”
Я позабыл с тех пор.

– Участникам предлагается взять черную бумагу, нарисовать свой страх и потом вырвать его из темноты. Далее, сажаем (приклеиваем) свои страхи на заранее приготовленную веревку, нитку.

Подводим итог: Теперь мы можем управлять своими страхами – можем их дергать, вести за собой, посадить, привязать куда захотим. Можем поместить их в саквояж для страхов… То есть победить их.

5. Релаксация “Избавление от тревог”

Цель: снятие тревоги, беспокойства.

Звучит спокойная, тихая музыка.

Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам… Оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищаюшим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Формирование социальной уверенности через различные формы взаимодействия с родителями и детьми
Программа развития детей дошкольного возраста на основе изобразительной деятельности "Сказки и краски"
Коррекционно-развивающее занятие "Тропинка к школе"
Планирование воспитательно-образовательной работы художественно-эстетического направления (музыка) в ДОУ
Диалектика для малышей
Музыкальное занятие в средней группе по теме "Путешествие в прекрасное"
| коррекционная | коррекционная школа | работа | вакансии работа | снижению | снижение веса | страхов | страховых компаний | тревожности | уровень тревожности | детей | дитя | старшего | порно постарше | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | условиях | условия контракта | групп | группы песен | кратковременного | кратковременного пребывания | регистрация по месту пребывания | детский | детский сад | Страничка психолога | Коррекционная работа по снижению страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста в условиях групп кратковременного пребывания Детский сад
Методические рекомендации. Тема "Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств"
Обучение чтению детей раннего возраста
Нетрадиционные методы оздоровления детей дошкольного возраста на принципах биоуправления с обратными связями
Предшкольное образование. Модель группы предшкольного образования на базе гимназии
Развитие полимодального восприятия в период подготовки к школьному обучению
Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста