Коррекционно-развивающие занятия на развития познавательной сферы и навыков общения детей 5–6 лет


Предложен план-конспект четырнадцати занятий с детьми 5–6 лет на развитие познавательной среды и навыков общения.

Занятие №1:

  1. Упражнение на сплочение группы, развитие слухового восприятия “Кто позвал?”: Дети в кругу. Один участник встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий касается кого-либо стоящих в кругу, тот громко называет имя водящего. Ребенок стоящий в кругу называет имя товарища.
  2. Упражнение на развитее внимания и памяти и словаря “Цвета”: Предлагается задание, кто больше всех назовет красных, синих и т.д. цветов. Выигрывает тот, кто больше всех назвал предметов без запинки.
  3. Упражнение на развитие мышленияЧего не хватает?”. Предлагаются три картинки, например: большой мяч, меньше, еще меньше. Нужно выбрать из предложенных картинок соответствующую.
  4. Релаксация “Шалтай-болтай”.

Занятие №2:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Замок”:
    На двери висит замок (пальцы обеих рук сжимаются в замок)
    Ты его открыть не смог
    Мы замочком постучали
    Мы замочком повертели
    Мы замочком покрутили
    Раз-два-три его открыли (на 3,4,5 строчки “постучать замочком” по столу, сделать замочком круговые движения, а на последнюю строчку показать раскрытые ладошки).
  2. Упражнение на развитие произвольного внимания “Запретные движения”: Дети стоят полукругом. Ведущий говорит, что будет показывать различные движения, а дети должны повторить их, кроме одного. Ведущий называет и показывает запретное движение, дает сигнал к началу игры.
  3. Упражнение на развитие памяти “Найди меня”: Ведущий выбирает любую карточку, не показывая ее игрокам, называет несколько признаков этого предмета. Дети пытаются отгадать, какая картинка в игре. Если признаков не достаточно, ведущий продолжает описывать предмет. Побеждает тот, кто быстрее отгадает предмет. В роли ведущего может быть ребенок.
  4. Упражнение на развитие причинно-следственных связей “Что сначала, что потом?”: Детям раздаются серия сюжетных картинок, нужно выложить карточки последовательно, потом составить рассказ. Количество карточек постепенно увеличивается.
  5. Релаксация.

Занятие №3:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Раскраска”.
  2. Упражнение на развитие речевого общения и навыков совместной деятельности “Веселый мяч”: Дети по кругу передают мяч со словами: “Ты веселый мячик катись быстро по рукам, чтоб не скучно без игрушки было, было, было нам.” Тот, у кого на руках при последнем слове оказался мяч, выходит в центр круга и выполняет задание, придуманное детьми.
  3. Упражнение на развитие мышления “Четвертый лишний”: (с картинками).
  4. Упражнение на развитие внимания “Кто больше запомнит”: Предлагается следующее задание: пока ведущий считает до 20, нужно найти в комнате и запомнить все предметы: из дерева, из железа, круглой формы и т.д. При произнесении последнего числа 20 дети закрывают глаза и поочереди перечисляют все, что запомнили. Или один ребенок перечисляет, другие добавляют.
  5. Релаксация.

Занятие № 4:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Заштрихуй”.
  2. Упражнение на развитие восприятия “В чем отличие?”: Детям предлагается изображение двух похожих предметов, но имеющих некоторые отличия. Сначала эти отличия должны быть более выраженными, затем менее выраженными.
  3. Упражнение на развитие памяти “Слушай и исполняй”: Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных названий движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
  4. Упражнение на развитие причинно-следственных связей и связной речи “Что сначала, что потом?”. (См. описание выше).
  5. Релаксация.

Занятие №5:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Шнуровка”.
  2. Упражнение на снятие мышечной напряженности и умение работать в подгруппе “Зеркало”: Дети разбиваются на пары. Один ребенок смотрится в “Зеркало” (на другого ребенка), которое повторяет все его движения и жесты. Затем дети меняются местами.
  3. Упражнение на развитие мышления “Скажи наоборот”: Ведущий бросает мяч ребенку и называет слово. Ребенок подбирает противоположное по смыслу слово и возвращает мяч.
  4. Упражнение на развитие произвольного внимания “Зеваки”: Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения таким образом меняется после каждого сигнала ведущего. Невыполнивший задание после второй ошибки выходит из круга.
  5. Релаксация”.

Занятие № 6:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Обведи по точкам”.
  2. Упражнение на развитие памяти “Кто за кем стоит?”: Выбирается ведущий, дети стоят друг за другом. Ведущему дается время 5-8 секунд, чтобы запомнить, кто за кем стоит. Затем отворачивается и говорит, кто за кем стоит.
  3. Упражнение на развитие причинно-следственных связей и связной речи: “Что сначала, что потом”.
  4. Упражнение на развитие восприятия “Разноцвентые очки”: Ребенку предлагается надеть образно “волшебные очки”: например: красные, треугольные и т.д. И найти в комнате предметы данного цвета и формы.
  5. Релаксация.

Занятие №7:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Тропинки”: Ребенку предлагается провести линию посередине тропинки, не отрывая от бумаги карандаша и не выходя за края тропинки, тропинки располагаются по степени сложности (широкая, узкая, волнообразная, зигзагообразная)
  2. Упражнение на повышение самооценки “Зеркальце”: Для игры необходимо маленькое зеркало. Каждый ребенок по очереди берет маленькое зеркало и , глядя в зеркало, говорит: “Меня зовут… Я самый хороший… (хвалит себя, перечисляя все свои положительные качества). Если кому-то из детей трудно, ведущий просит кого-то из детей, чтобы они рассказали про “смущенного” “ красавца”.
  3. Упражнение на развитие мышления “Объедини в группы”: Детям предлагаются различные картинки обуви, одежды и т.д. Нужно разложить по группам. Постепенно количество групп увеличивается.
  4. Упражнение на развитие внимания “Найди отличия”. (описание см. выше)
  5. Релаксация.

Занятие №8:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Продолжи узор”.
  2. Упражнение на сплочение группы и развитие словаря “Ветер дует на…”: Со словами “ветер дует на…” ведущий начинает игру. “Ветер дует на того, у кого светлые волосы” – все светловолосые собираются . “Ветер дует на того, у кого есть сестра, у кого есть животные, кто много плачет и т.д.”
  3. Упражнение на развитие памяти “Что изменилось?”:Ведущий показывает картинку, дается время запомнить 5-6 секунд и убирается. Потом показывается точно такая же, но с изменениями, дети вспоминают, что изменилось.
  4. Упражнение на развитие восприятие “Разрезные картинки”.
  5. Релаксация.

Занятие № 9:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Графический диктант”.
  2. Упражнение на развитие причинно-следственных связей и связной речи “ Что сначала, что потом?”.
  3. Упражнение на развитие произвольного внимания “Черепаха”: Ведущий встает с одной стороны комнаты, игроки - у другой. По сигналу дети начинают медленно движение к противоположной стене, никто не должен останавливаться и спешить, через 2-3 минуты ведущий подает сигнал, дети останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение повторяется несколько раз. Затем обсуждаются трудности выполнения задания.
  4. Упражнение на развитие мышления “Чем похожи?”: Предлагаются пары картинок: корова – лошадь, коньки – лыжи, молоко – вода и т.д. Нужно найти как можно больше сходств.
  5. Релаксация.

Занятие №10:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Заплети косички”.
  2. Упражнение на сплочение группы “Поймай рыбку”: Часть детей стоит в кругу, держась за руки ( сеть), остальные “рыбки” “плавают” (бегают, прыгают внутри круга, подлезают под сцепленными руками.). По сигналу ведущего сети дети держась за руки садятся. Кто из рыбок остался в кругу, того и поймали.
  3. Упражнение на развитие памяти “Выложи также”: Ведущий выкладывает из геометрических фигур узор. Дается время 5-8 секунд запомнить, затем закрывается, дети выкладывают узор. Затем сравнивают. Постепенно узоры усложняются.
  4. Упражнение на развитие связной речи “Составь предложение”: Из общего количества картинок нужно выбрать две любые и придумать предложения, в которых будут присутствовать предметы или признаки: “Лохматая собака пробежала мимо дома с красными окнами”. Не давать в качестве примера простые предложения, количество картинок увеличивается.
  5. Релаксация.

Занятие № 11:

  • Упражнение на развитие мелкой моторики “Нанизываем бусы”.
  • Упражнение на развитие причинно-следственных связей и связной речи “Что сначала, что потом?”
  • Упражнение на развитие мышления “Ассоциации. Собери цепочку”: На столе раскладываются карточки лицевой стороной вверх. Ребенок выбирает любую карточку (например: молоко). Ведущий предлагает детям подобрать из имеющихся карточек те, которые по смыслу подходят к данной (например: корова, сыр, сметана).
  • Упражнение на развитие произвольного внимания “Запомни своё место”: Дети в разных углах комнаты запоминают свое место. По сигналу ведущего 1 хлопок, все бегут со своих мест, образуют круг и ходят по кругу. По следующему сигналу 2хлопка – должны вернуться на свои места. Местоположение детей меняется. Победил тот, кто ни разу не перепутал свое место.
  • Релаксация.

Занятие № 12:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Обведи по точкам”.
  2. Упражнение на развитие памяти “Животное”: Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное, ребенок ловит мяч, вспоминает другое животное и бросает мяч следующему и т.д.
  3. Упражнение на развитие связной речи “Развиваем речь”.( см. игра “Составь предложение”)
  4. Упражнение на развитие слухового восприятия “Что шумит в коробочке?”: Детям показывается предмет и кладется в коробку. Ведущий трясет коробку с предметом, дети запоминают звучание (то же с каждым из 5-6 предметов). Затем ведущий без показа предмета трясет коробкой – дети угадывают по звучанию, какой предмет в коробке.
  5. Релаксация.

Занятие № 13:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Раскраска”.
  2. Упражнение на сплочение группы “Иголочка и ниточка”: Участники становятся друг за другом. Первый – “иголочка”, он бегает, меняя направление, остальные бегут за ним, не отставая и не выбиваясь из строя.
  3. Упражнение на развитие связной речи и причинно-следственных связей “Что сначала, что потом?”.
  4. Упражнение на развитие мышления “Соседи”: Первый играющий выбирает из набора карточек ту, на которой изображено что-то одно (это может быть часть предмета, например, у гриба – одна ножка). Следующий игрок прикладывает к ней карточку где есть чего-то два (например: у кошки – два уха ) и т.д.
  5. Релаксация.

Занятие № 14:

  1. Упражнение на развитие мелкой моторики “Шнуровка”.
  2. Упражнение на развитие памяти “Фотоаппарат”: Предложить ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать все , что угодно. Ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает предметы картинки. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что удалось запомнить.
  3. Упражнение произвольного внимания “Корректурная проба”.
  4. Упражнение на развитие восприятия “Точки”: Выдается бланк с точками. Задание – соединить точки так, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький. Можно спросить, какие квадраты могли бы получиться еще, какие точки для этого нужно соединить. В конце считается количество квадратов.
  5. Релаксация.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Предметно-развивающая среда детского сада

Особенности краеведческого образования в детском саду
Я живу в городе Тольятти
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников "Люби и знай родной свой край"
Сценарий праздника в подготовительной группе "Именины Домовенка"
| коррекционно | коррекционная школа | развей | развивать | занятия | конспекты занятий | развития | развитие ребенка | познавательной | познавательная деятельность | сферы | социальная сфера | навыков | профессиональные навыки | общения | деловое общение | детей | дитя | 5–6 | лет | года | детский | детский сад | Страничка методиста | Коррекционно развивающие занятия на развития познавательной сферы и навыков общения детей 5–6 лет Детский сад
Лего в детском саду
Игровые занятия
Обучение детей правилам дорожного движения. Введение в проблему и методы ее решения
Интегрированное занятие "В мире архитектуры"
Развитие сенсомоторных навыков детей через систему занятий продуктивными видами деятельности
Обучение ориентировке в пространстве в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушением зрения