Лексико-грамматический подход в коррекции звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи


Использование в рамках одного занятия нетрадиционного объединения коррекционных целей, направленных на совершенствование фонетической стороны речи и лексико-грамматического строя, показалось мне новым, интересным и оправданным при работе с дошкольниками, имеющими ФФНР. Построение занятий с включением релаксационных упражнений, элементов психогимнастики, дыхательных упражнений, заданий на развитие тонкой моторики рук , логоритмики позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Опираясь на данные ежегодных логопедических обследований можно с уверенностью утверждать, что более 60% дошкольников с нарушением речи составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Согласно современным научным представлениям ФФНР – относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной стороны у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Но все чаще у детей с ФФНР отмечаются некоторые отставания в лексическом развитии, особенно у детей, имеющих среднюю и тяжелую степени фонематического недоразвития.

Анализ данных многолетних логопедических обследований, проводимых мною, показывает, что нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудностях актуализации словаря, обедненности словарного запаса. Несмотря на то, что состояние пассивного словаря находится в пределах нормы. Все эти нарушения свидетельствуют не только о недостаточной сформированности семантических полей, но и о несформированности дифференциации внутри семантических полей.

Согласно исследованиям психологов (Л.С.Выготского и А.Р.Лурия и др.) слово не только указывает на предмет, действие, качество или отношения. слово вызывает к жизни множество новых слов, актуализирует целый комплекс ассоциаций, который называется семантическим полем. В свою очередь слова в лексиконе соединяются друг с другом смысловыми связями, которые принято называть валентностями слов, представляющими собой своеобразие грамматической стороны речи.

По мере развития мышления ребенка лексика не только обогащается, систематизируется и группируется в семантические поля. Внутри самих семантических полей происходит распределение лексики: выделяется ядро и периферия. Ядро является всегда объемным и только смысловым. Его составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками. Периферия состоит из родственных слов, слов обозначающих названия действий предметов, слов, обозначающих признаки предметов, слов-синонимов, слов-антонимов, различных словоформ, словоизменений.

Необходимо отметить, что такое объемное семантическое поле ребенок не способен смоделировать сразу. Только в процессе обучения и развития дети сначала учатся моделировать небольшое поле, связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют.

Существование смысловых связей и организация семантических значений слов позволяет вызывать к жизни множество новых слов, облегчает поиск слов, помогает строить словосочетания, а также целые высказывания.

По мнению Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В развитие лексики в онтогенезе необходимо рассматривать в тесной связи с развитием всех компонентов: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Коррекционное обучение детей ориентированное, в первую очередь, на формирование словарного запаса, усвоение грамматических форм словоизменения и словообразование готовит базу для формирования фонематической стороны. Что, в свою очередь создает основу для коррекции звукопроизношения не только “искусственным” путем, но и “естественным”, то есть через развитие лексико-грамматической стороны речи ( как у детей в онтогенезе) (З.А.Репина и др.).

Использование в рамках одного занятия нетрадиционного объединения коррекционных целей, направленных на совершенствование фонетической стороны речи и лексико-грамматического строя, показалось мне новым, интересным и оправданным при работе с дошкольниками, имеющими ФФНР. Так как коррекционный процесс по преодолению ФФНР в условиях логопедической группы массового детского сада ограничен во времени, в отличие от условий при коррекции тяжелых нарушений речи (таких как общее недоразвитие речи).

Построение занятий с включением релаксационных упражнений, элементов психогимнастики, дыхательных упражнений, заданий на развитие тонкой моторики рук , логоритмики позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

 ТЕМА: ЗВУК “С” И СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СЛОВА “САД”

Цели:

Образовательные:

  • Формировать семантическое поле слова САД , развитие смысловых связей слов.
  • Упражнять в практическом изменении и образовании слов.

Коррекционные:

  • Закреплять произношение звука “С” в слогах, словах, предложениях, фразах, связных высказываниях
  • Продолжать развивать фонематические процессы: слух, восприятие, представления; упражнять в звуко-слоговом анализе.
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль у детей за своей речью и навыки осознанного правильного произношения звуков.
  • Создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на занятии.

Ход занятия

1. Дети входят под музыку. Слышится пение птиц.

- Куда мы с вами попали? Что такое сад? (Участок земли, на котором выращивают фрукты и овощи, ягоды, цветы).

2. Послушайте стихотворение:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад,
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, словно корень,
Стало разрастаться вскоре.
И плоды нам принесло.
Стало много новых слов.

3. Скажите, какой звук чаще всего слышался в этом стихотворении? (Звук С)

4. Расскажите все, что вы знаете о звуке С. (Звук С – согласный, глухой, твердый, парный – есть мягкий братик СЬ.

5. Этот звук сегодня именинник. Постарайтесь все занятие произносить его правильно. А в этом нам поможет СЛОВЕСНЫЙ САД. Чтобы в него попасть вы должны прочесть слоги с твердым звуком С на яблоках.

“СЛОГИ НА ЯБЛОНЕ”

6. - Итак, мы попали в сад. Произнесите это слово, четко проговаривая все звуки. Как проверить последний согласный? (дети выполняют звуко-слоговой анализ САД и составляют звуковую схему слова; закрепляют правила: сколько гласных в слове, столько и слогов; способы проверки: прохлопать слово; если согласный вызывает сомнение, много предметов называй ты скорее: сад - сады).

7. - Послушайте, в этом саду еще кто-то есть. (Звучит музыка, и поет садовник)

- Как вы думаете, кто это? (Садовник, человек, который ухаживает за садом, садит семена, поливает ). Садовник просит помочь ему выполнить работы в саду и рассказать, что вы знаете о саде.

- Ребята, а еще о таком человеке можно сказать по-другому. Скажите на одну ладошку сад, на другую – водит. У вас получится новое слово САДОВОД . “СЛОВО НА ЛАДОШКАХ”

8. “ДОПИШИ” СЛОВО”

  • если садов много - сады;
  • маленький сад – садик;
  • ласково о саде – садочек;
  • о большом саде – садище.

(дети соединяют стрелками “дописывают” САД с частями: - ы; - ик; - очек; - ище, называют получившиеся слова)

- Что может вырасти в саду? (овощи, фрукты, ягоды, цветы)

9. (Садовник просит о помощи) “РАССОРТИРУЙ ОВОЩИ И ФРУКТЫ” - отобрать только те, в названии которых есть звук С. (Свекла, капуста, фасоль, салат, редис; абрикос, слива, ананас). Дети отбирают нужные картинки.

- Что можно сварить из овощей? (суп). Какие названия супов вы знаете?

(борщ, щи). А что можно приготовить из овощей: из помидоров – томатную пасту; из множества овощей – салат.

- Что можно приготовить из фруктов? (мусс, сок, джем, варенье, морс)

- Что вы знаете об овощах и фруктах? (капусты не бывает без листьев, у редиса и свеклы красный нос)

- Какой сок из ананаса, сливы, абрикосов? (абрикосовый, ананасовый, сливовый)

- Любимый сок всегда какой? (вкусный, сладкий, кисло-сладкий)

- Как вы будете его пить? (с удовольствием, с наслаждением). Покажите.

ПСИХОГИМНАСТИКА.

10. “ЧТО ЛИШНЕЕ ВЫРОСЛО?”

- В саду выросли: сладкая смородина, пестрые астры, сочная слива, свежие флоксы, сухие сорняки.

11. “ОПИШИТЕ СЛОВАМИ” САД И САДОВНИКА.

Старый – сад и садовник; скромный – садовник, старательный – садовник, чистый – сад и садовник, усталый – садовник, пустой – сад, тенистый – сад, солнечный –сад , просторный –сад пустынный – сад.

12. – Какие работы можно выполнять в саду? (сажать, растить, полоть, поливать).

13. Когда придет время уборки урожая, что будут делать с ягодами? Снимать.

С яблоками – срывать, с помидорами – снимать, капусту – срезать, свеклу – выдергивать, выкапывать.

14. ФИЗМИНУТКА “СБОР УРОЖАЯ” (дети под музыкальное сопровождение в шапочках-овощах поют и выполняют движения

15. – Ребята, что бывает в саду для того, чтобы отдыхать? (скамейка). Давайте сядем на скамейку и представим себя садоводами.

– Если бы вы были садоводами, что вы хотели бы посадить в своем саду? (семена, кусты, рассаду астры, смородину, сливу) А сорняки?

- Куда бы вы стали садить рассаду, астры?

“ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ” (с опорой на предметные картинки клумба, теплица)

  • сажать рассаду в (теплицу);
  • астры на (клумбу).

“ПОКАЖИ И ОБЪЯСНИ” ( индивидуальная работа с графическими опорами-словами и “грядками” и “рассадой”, “семенами”:

ПОСАДИТЬ, РАССАДИТЬ, ЗАСАДИТЬ, ОТСАДИТЬ, ПЕРЕСАДИТЬ, ДОСАДИТЬ.

(Дети собирают слова из мозаик-пазлов, читают получившееся слово, объясняют значение, показывая выполнение движений).

16. Игра с мячом “НАЗОВИ НАОБОРОТ”

  • Низкий куст – высокий куст
  • Молодой сад – старый сад
  • Редкий кустарник – густой кустарник
  • Тесный сад – просторный сад
  • Кислая смородина – сладкая смородина
  • Солнечный сад – тенистый сад.

17. Садовник благодарит за помощь: Спасибо вам, ребята, что помогли мне выполнить много работ и много рассказали о саде. До свидания! Ой! Эх я, голова садовая! Совсем забыл вас угостить яблоками. (уходит)

- Почему садовник так сказал о себе? Уж не в саду ли выросла его голова?

Как по-другому можно сказать? ( голова глупая, рассеянная, странная, забывчивая)

18. Скажите, а само слово САД имеет одно значение? Какой бывает сад? (фруктовый, зимний, “зимний”, ботанический, детский)

(дети объясняют значение слов с опорой на сюжетные картинки)

“КАКИМ БЫВАЕТ САД?”

18. – Остается только закончить стихотворение, которое вам начала рассказывать в начале занятия, до конца. (под тихую музыку)

Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод (возвращается садовод с яблоками)
С ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.

19. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

“ВЫРОСЛИ НОВЫЕ ЛИСТОЧКИ-СЛОВА” (работа с рисунком-схемой “Дерево”; Дети припоминают все новые слова, которые называли на занятии по теме “САД” и помещают листики в прорези кроны дерева; садовник угощает детей яблоками).




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Открытое занятие для родителей на тему "Зимующие и перелётные птицы"
Развитие речемыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста
Инсценировки и музыкально-ритмические игры на музыкальных занятиях ДОУ для развития творческих способностей дошкольников
Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
Временные представления у дошкольников с особыми образовательными потребностями
Развитие речевого общения со сверстниками и взрослыми путем формирования чувства ритма у детей с диагнозом заикание
| лексико | лексика языка | грамматический | грамматическая основа | подход | системный подход | коррекции | коррекция зрения | звукопроизношения | коррекция звукопроизношения | дошкольников | развитие дошкольников | фонетико | фонетико фонематическое недоразвитие | фонематическим | фонематический слух | недоразвитием | недоразвитие речи | части речи | детский | детский сад | Страничка логопеда | Лексико грамматический подход в коррекции звукопроизношения у дошкольников с фонетико фонематическим недоразвитием речи Детский сад
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико–грамматических средств языка и развитию речи. Лексическая тема "Осень. Периоды осени"
О диалогическом взаимодействии с семьей дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи
Интегрированное занятие по развитию речи в средней логопедической группе
Комплексная диагностика речевой успешности будущих первоклассников
Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми
Формирование социальных навыков детей дошкольного возраста через театрализацию и элементы сказкотерапии "Сказка приглашает в гости"