Методические рекомендации по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников при изучении раздела "Познаем мир" (программа Н.Ф. Виноградовой "Предшкольная пора")


Пособие представляет собой методические указания по организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников при изучении раздела «Познаем мир» программы Н.Ф. Виноградовой. В содержании методических рекомендаций предлагается материал, раскрывающий теоретические основы поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста; а также показана особая роль учебных пособий УМК «Предшкольная пора» в формировании у детей критического мышления.

Введение

«Начало познаний… всегда вытекает из ощущений…
А потому следовало бы начинать обучение не словесного
толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними».

Я.А.Коменский

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности. Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, в нашей стране утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 г. (постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. №803), в которой сделан акцент на предшкольном образовании. В отличие от традиционной подготовки детей к школе в подготовительной группе детского сада с 6 лет, современное предшкольное образование начинается с 5,6 лет. Например, в нашей школе по авторской программе «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградовой.

Эта программа определяет две важнейшие цели:

Авторы обращают внимание на развитие тех качеств личности, тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение в школе. Исходя из этого программа «Предшкольная пора» построена в связи с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяют пять разделов, отражающих основные линии развития ребёнка – дошкольника в результате его обучения:

  • «Познаем других людей и себя»;
  • «Познаем мир»;
  • «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»;
  • «Учимся родному языку»;
  • «Учимся рисовать»;
  • «Играем и фантазируем».

Цели и задачи раздела «Познаем мир»

Основной целью при изучении раздела является: расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.

Для реализации этой цели помогают следующие задачи:

  • Осознание дошкольником ярких, легковоспринимаемых характерных объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и т.д.).
  • Развитие познавательных интересов будущего школьника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности.
  • Усвоение правил поведения в природе и обществе.
  • Подготовка к изучению предметов начальной школы («Математики» и «Окружающего мира»), выделение математических характеристик окружающего мира (число, последовательность, пространственной ориентировки и т.д.).

Принципы построения раздела «Познаем мир»

Программа Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и к себе. Понимая необходимость учёта целостности восприятия дошкольником окружающего мира, авторы программы «Предшкольная пора» предлагают интегрированный подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей и развития ребёнка дошкольного возраста.
Раздел «Познаем мир» построен на основе следующих принципов:

  • Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
  • Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка;
  • Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  • Обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
  • Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятии и деятельности, его ознакомление с доступными областями культуры

Для реализации данного раздела могут быть использованы пособия из серии «Предшкольная пора»:

  • Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе.
  • Златопольский Д.С. Удивительные превращения.
  • Куликова Т.А. Что, где, почему?
  • Козлова С.А. Отправляемся в путешествие.

Изучение данного раздела имеет огромное значение для всестороннего развития дошкольников и его дальнейшее обучение в школе.
Какие же преимущества имеет изучение этого раздела по сравнению с другими разделами программы?

При его изучении дошкольник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; осознает взаимосвязи в системе «предметный мир – природа – общество»;
  • понимает необходимость правил поведения, сущность нравственно-этических установок, получает навыки экологической культуры;
  • готовится к изучению предметов в начальной школе.

В процессе ознакомления с миром людей, природы достаточно легко моделируются ситуации удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, имеют особое значение в развитии логического мышления и связной речи. Истинность, логические упражнения мысли – вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира природы.
«Всё, что в речи есть логического, – писал великий педагог, – протекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть нечто иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Деятельность, которой занимаются дети на занятиях по изучению раздела «Познаем мир» является важной для развития познавательной потребности ребенка и выражается в форме поисковой и исследовательской деятельности: дети ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные связи явлений.

Существуют несколько способов организации поисково – исследовательской деятельности:

  • наблюдение;
  • эвристическая беседа;
  • опыты или эксперименты;
  • учебные исследования;
  • проектная деятельность.

Организация такой деятельности в условиях предшкольной подготовки развивает познавательную, творческую активность, формирует навыки исследовательской деятельности, способствует саморазвитию, учит планировать, работать в коллективе, а также поможет показать детям взаимосвязь природы, человека и рукотворного мира, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира.
Положительного результата можно будет достичь при систематичности и планомерности проведения поисковой деятельности в последовательности, предложенной тематическим планом работы.

I. Теоретические основы развития исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

«Исследовательское обучение» в современной педагогике

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Однако утвердившееся в отечественной педагогике представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и теорией обучения. Решение это выглядит удивительно просто – обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность; тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Примечательно, что с этим давно никто не спорит. Но идея эта не доведена до уровня практического использования в массовой образовательной практике. Не прижились в нашем отечестве замечательные идеи Дж. Дьюи, Е. Паркхерст и У. Килпатрика; оказались забыты опыты в этом направлении Б. В. Всесвятского, С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского; не получили адекватного методического продолжения теоретические исследования в этой области известного русского психолога А. М. Матюшкина. Не переведены эти и другие аналогичные разработки на язык педагогической технологии.

В последнее время наметились некоторые позитивные тенденции.

Современная ситуация развития человечества – ситуация нестандартных, неопределенных задач, ситуация где приходится действовать с ненадежной информацией, учитывая точки зрения партнеров реальных и потенциальных – востребует от каждого отдельного человека исследовательского отношения к окружающему миру.

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" зафиксировано положение о том, что система образования "должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования". [Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: 2002. с.10]

Исследования последних лет показали, что уже применительно к ранним ступеням онтогенеза можно говорить о зарождении исследовательской деятельности. В работах ученых определился подход к исследовательской деятельности как личностному свойству. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Берлайн Д.Е., Галимузова Л.Н., Князева О.Л., и др.

Внутреннюю инициативу, побуждающую к поискам нового, исследовали Годовикова Д.Б., Землянухина Т.М., Лисина М.И. и др. Вопросам операционно-техническим, поразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князева О.Л., Подьякова Н.Н., Савинкова А.И.
Подход к исследовательской деятельности в его возрастном аспекте предполагает также анализ с точки зрения его развития, связи с самыми существенными моментами жизни ребенка: с характером его ведущей деятельности. Среди работ выполненных в контексте ведущей для раннего возраста предметной деятельности и имеющих отношение к нашей проблеме, следует отметить исследования Н.Н. Палагиной, работы Савенкова А.И. и др. Возможность построения предметного действия как творческого акта утверждают в своих работах Эльконин Д.Б. и Эльконинова, Аникина М.А., Бабич Н. и др. Однако педагогические условия развития исследовательской деятельности ребенка в возрасте 5-6 лет в условиях дошкольного учреждения не явились широким полем исследования ученых.

С трудом пробивающий себе дорогу на протяжении всего двадцатого века «метод создания учащимися собственных исследовательских проектов» в отечественном образовании частично «реабилитирован» в последние годы. После многолетнего забвения он занял место в сфере дополнительного образования, во внеклассной работе с подростками и старшеклассниками. Применительно к обучению дошкольников данная проблема практически не рассматривается.

Разработке педагогической технологии проведения учебных исследований с дошкольниками была посвящена экспериментальная работа, проводимая автором в рамках исследовательской программы «Одаренный ребенок в массовой школе» в государственных образовательных учреждениях («начальная школа – предшкольная подготовка»).

Зарубежный опыт «исследовательского обучения дошкольников

В настоящее время в нашей педагогической литературе все чаще звучит мысль о том, что к зарубежному образовательному опыту нельзя подходить с позиции «пользователя». Но так же очевидна мысль о том, что он часто бывает очень поучителен. Позитивные результаты получены многими отечественными педагогами при творческом использовании идей М. Монтессори, С. Френэ и др.

В современной зарубежной педагогике выделяются три уровня реализации «исследовательского обучения»:

  • педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;
  • педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом, уровне допускается коллективный поиск);
  • на третьем – высшем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно (Фж. Шваб, А.Л.Брандвейн, А.Леви и др.).

Старшие дошкольники, как показало наше исследование, способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды (предметы) традиционных учебных при подготовке ребенка к школе.

На первых этапах экспериментальной работы в государственных образовательных учреждениях «начальная школа – предшкольная подготовка» использовалась методика, разработанная американским педагогом Сандрой Кейплан.

Методика, предложенная ею, рассчитана на значительный возрастной диапазон – пять-девять лет. Она построена на игровой основе и предполагает использование несложного специального оборудования: «исследовательского фартука» и карточек (Приложение 3). Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка. Каждый ее этап, выделяемый автором методики, отражен в надписях, помещенных на кармашках фартука. Всего С. Кейплан выделяет четыре этапа исследования.

Первый – «выбор темы»

Ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает ее либо берет заранее подготовленную карточку с картинкой, кладет ее в кармашек с надписью «тема». (Авторы методики считают, что тему исследования можно откорректировать, например, сузив ее. И таким образом, задача станет проще. Так, тему «растения», можно сузить до темы «плодовые деревья».)

Второй – «постановка вопросов»

Оставшиеся кармашки посвящены «вопросам». Написанные на каждом кармашке слова являются ключевыми словами задаваемых вопросов, например:

Виды. Какие бывают виды плодовых деревьев?
Функции. Какие функции выполняют плодовые деревья?
Свойства. Какие свойства у плодовых деревьев?
Влияния. На что влияют плодовые деревья?

Третий – «проведение исследования»

Дети собирают информацию и записывают ее на листочках; те, кто не умеет писать, делают заметки в виде рисунков или помещают в кармашки заранее размноженные картинки, на которых содержится эта информация.

Четвертый – «подведение итогов»

Факты, собранные в каждом кармашке, анализируются, путем сравнения выделяются наиболее важные. Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка.
Эта методика интересна и дает хорошие результаты (более подробное описание содержится в работе С. Кейплан, а также Н. Б. Шумаковой). Но эта методика несколько примитивизирует процесс исследовательского поиска. Это обстоятельство подтолкнуло к поиску иных вариантов решения. Результатом этих поисков стала описанная ниже методика проведения учебных исследований и проектов с дошкольниками.

II. Поисково-исследовательская деятельность как основной метод обучения и познавательного развития детей при изучении раздела «Познаем мир» программы «Предшкольная пора» Н.Ф.Виноградовой

Поисковая деятельность – это совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира. Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для исследований могут стать такие вопросы, как «Почему качаются ветви деревьев?», «Почему светит солнце?», «Почему осенью растения увядают, теряют листья, желтеют?». По мнению Ф. Ницше, великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока наконец один не поднимет его. Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу ее дети решить не могут. Чтобы устранить проблему, требуются определенные умственные действия, исследование всего, что связано с данной проблемой. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые известные и неизвестные данные. Дети выдвигают свои предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Таким образом, у детей возникает интерес к исследуемому явлению.
Существуют ряд методов организации поисково-исследовательской деятельности: наблюдение, эвристическая беседа, опыты или эксперименты, учебные исследования, проектная деятельность.

«Методы изучения», а не «методы обучения» трактуются в классической дидактике по-разному.

На рубеже 19-20 веков учебный процесс стал рассматриваться в дидактике как активные заинтересованные действия и педагога, и учащихся. В этом случае характеристики этих понятий во многом совпадают: одни отражают позицию обучающего, а другие обучаемого.

Обе стороны осознают цели, которые могут быть достигнуты этими методами; используют способы достижения поставленных задач; принимают характер взаимодействий между участниками (один – советчик, инструктор, инициатор, организатор деятельности детей; другой – исполнитель, доверенное лицо, организатор собственной деятельности). В этом случае процесс обучения выглядит так: «Учитель» <––––> «Ученик».

Название главы «Методы изучения» подчеркивает исходную позицию учителя: он должен выбирать методы обучения, ориентируясь на то, что для учащихся они станут методами изучения.

Каждый метод обучения представляет совокупность многих приёмов, способов организации учебной деятельности обучающихся с целью решения конкретных дидактических задач.

Выбор методов обучения подчиняется определённым требованиям, от выполнения которых зависит результативность процесса обучения. Среди этих требований особенно важны следующие:

  • Природосообразность, учёт психологических особенностей восприятия окружающего мира детьми данного возраста.
  • Педагогическая целесообразность, соотнесение методов с целью и этапом обучения, содержанием учебного материала.
  • Учёт роли конкретного метода с особенностями организуемой деятельности (восприятие, воспроизведение, исследование, учебное общение и др.).
  • Учёт возникающей в процессе обучения ситуации, связанной с особенностями восприятия учебного материала, уровнем развития учащихся, наличием интереса к поставленным учебным задачам или его отсутствием.

Цели применения методов обучения в соответствии с их классификационной характеристикой

Классификационная характеристика методов обучения

  Наглядные методы Практические методы Словесные методы Игровые методы
Основная цель применения Познание объектов окружающего мира с помощью чувственного восприятия; накопление сенсорного опыта Приобрете ние знаний посредством самостоятель ной практической деятельности, опытов, элементарных исследовательских действий Познание объектов на уровне развёрнутых характеристик, научных терминов; достижение уровня понимания несложных абстрактных понятий Познание объектов идёт в процессе игры, посредством выполнения игровых действий и правил, ситуативного ролевого поведения

1) Наблюдение является непременной частью любого из способов проведения исследований, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Кратковременные распознающие наблюдения используются для установления свойств и признаков объектов. Например, детям предлагается определить, чем отличаются спелые ягоды от неспелых. Длительные сравнительные наблюдения могут быть использованы при сопоставлении двух-трех объектов для установления их своеобразия. Например, детям предлагается сравнить нескольких животных (зайца, белку, лису и др.), выявить, какие животные меняют окраску, ответить, почему это происходит.

Наблюдение строится как акт обозрения объекта (это обеспечивает наблюдателю зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный анализаторы), как акт его распознания среди других. В познавательной деятельности наблюдение выступает в качестве главного метода познания.

Основные функции наблюдений в старшем дошкольном возрасте:

  • обогащение сенсорного опыта;
  • корректировка сенсорного опыта;
  • ознакомление с окружающей природной средой;
  • формирование умения использовать чувственный опыт в познавательной деятельности.

Наблюдения могут носить изолированный характер, являться существенной частью экскурсии или главным методом опыта, поиска, исследования. В соответствии с целью и этапом обучения в процессе предшкольной подготовки целесообразно использовать следующие типы наблюдений:

  • предваряющие изучение нового материала. Цель таких наблюдений – накопление конкретных фактов об изучаемом предмете или явлении;
  • сопутствующие процессу изучения нового материала. Цель таких наблюдений–уточнение, обобщение чувственного опыта, сбор дополнительных характеристик объекта окружающего мира;
  • завершающие процесс изучения учебного материала. Цель подобного рода наблюдений – закрепить приобретённые знания, соотнести их с реальной ситуацией, осуществить контроль за правильным обобщением полученных представлений.

Правила наблюдения

Правило первое: чётко сформулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи. Например, дети рассматривают живые объекты (щенка, рыб, птицу). Ставится общая цель: сравнить поведение животных, выделить в нём общее, ответить на вопрос: «Что в поведении животного говорит о том, что оно – живое существо?» Затем общая цель конкретизируется: понаблюдать за движениями этих животных, определить их характер; ответить на вопросы: «Как питаются эти животные?», «Одинаково ли они реагируют на речь человека?», «Можно ли приучить этих животных выполнять команды человека?».

Правило второе: организовать условия для возможно более результативного наблюдения. Необходимо заранее продумать место проведения наблюдения, расположение объекта, рациональное размещение детей. Если наблюдение проводится вне школы, то учитель заранее посещает место будущего мероприятия, определяет, как расставить учащихся, чтобы объект был доступен для наблюдения каждому, хорошо освещён, и т. п.

Правило третье: необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые вы зададите детям. Очень важно предусмотреть возможные вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.

Например, на экскурсии в лес вы предлагаете такой план рассмотрения деревьев, кустарников, трав.

1. Найдите среди растений леса деревья. Рассмотрите ствол, определите его цвет, форму. Сравните объём ствола разных деревьев, сосчитайте, сколько крупных ветвей отходят от ствола.
2. Найдите среди растений кустарники. Постарайтесь определить, чем они отличаются от деревьев. Назовите особенности внешнего вида, которые есть у всех кустарников.
3. Найдите среди растений леса травянистые. Сравните их с деревьями
и кустарниками: чем они похожи и чем различаются, какие органы есть у травянистых растений.

Как видно, уже в своих заданиях вы предусматриваете возможные вопросы детей и путь поиска ответов на них.

Правило четвёртое: кроме непосредственного рассматривания объекта, которое проходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов – слуха, вкуса, обоняния.
Например, в осеннем лесу можно услышать, как падает листва, как она шуршит под ногами; подумать, какие летние звуки природы сейчас не слышны; сравнить запахи разных грибов, попробовать на вкус ягоды рябины, спелые и не тронутые морозцем. Использование разных ощущений позволит ученику дать более полную характеристику объекта. Разные анализаторы можно использовать в самых неожиданных ситуациях. Так, во время экскурсии по городу (селу) дети отвечают на вопросы: «Какие звуки города (села) вы слышите?», «Как изменяются запахи, которые мы почувствовали в лесу и на автомагистрали?», «Каков вкус различных сладостей, фруктов, пряностей?», «Каков на ощупь этот предмет?» и т. п.

Правило пятое: необходимо заранее продумать продуктивную деятельность, которая будет предложена детям во время наблюдения. Это прежде всего выполнение разнообразных зарисовок, схематических изображений предметов, сбор природного материала для дальнейшей художественной деятельности учащихся.
Например, школьники делают зарисовки растений, гнёзд птиц или муравейников, передавая при этом окружающую обстановку – на каком дереве расположены гнёзда, где расположен муравейник, где растёт это цветущее растение и др. Можно использовать и фотосъёмку, которой сейчас владеют многие младшие школьники.

2) Эвристическую беседу можно использовать при наличии у детей точных и богатых представлений о явлениях, причины которых нужно отыскать. Например, на одной из экскурсий учитель обращает внимание детей на то, что с одной стороны дома лежит снег, а с другой он тает. Причина этого явления их заинтересовала. «Почему так происходит?» Дети приходят к выводу, что с одной стороны светит солнце, нагревая снег, поэтому он тает, а на другой стороне (теневой) нет солнечных лучей, поэтому снег не тает.
Беседа – диалоговая форма, разговор двух или нескольких лиц, который строится на вопросах и ответах на них. Эвристическая беседа – это некий «мозговой штурм», позволяющий каждому участнику внести свой вклад в решение поставленной учителем проблемы.

Цель: в процессе коллективного обсуждения открыть новое знание, решить проблему и установить алгоритм выполнения учебной задачи.
Для таких бесед подходят репродуктивные вопросы. Обычно они формируются словами «вспомни», «назови», «дай определение», «перечисли». Необходимо найти место в процессе беседы и для проблемных вопросов, с помощью которых дети войдут в активный мысленный поиск. Эти вопросы связаны словами «почему», «когда» и «зачем».
Интересны вопросы – размышления, которые «вырисовывают» определенную ситуацию.

1. У Саши большая семья. У него есть старший брат и младшая сестра, бабушка и дедушка. С ними ещё живут бабушка его мамы и тетя его папы. Сколько поколений в семье Саши?
2. Комната Алёши напоминает неубранный склад. На подоконнике рядом с книгами лежат коньки, стол завален игрушечными машинками – Алёша собирает их коллекцию. По всей комнате разбросана одежда. Здесь же портфель, спортивный мяч и мешок со сменной школьной обувью. Приехала в гости бабушка, увидела Алёшину комнату и сказала: «У ленивых людей хорошего дома не бывает». Разве бабушка права? Ведь учится Алёша хорошо.
3. Семья Максимовых любит ясными летними вечерами смотреть на звёзды. Соседи удивляются: зачем люди теряют время? А вы как думаете?
4. У оленят есть такая игра: один оленёнок взбирается на камень, а другие изо всех сил стараются его оттуда спихнуть. Почему оленята так играют? Какие умения развивает эта игра?

Именно она создает «интригу» при обсуждении.

В этом случае беседа будет не только иметь обучающий эффект, но и развивать интеллектуальные способности ученика (ясно выражать свои мысли, анализировать, обобщать).

3) Опыты, или эксперименты, используются для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Например, с помощью следующего поставленного опыта можно решить познавательную задачу: прорастут ли семена без воды? По мнению академика Н.Н. Поддьякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Проведение элементарных опытов с ними пробуждает любознательность, позволяет познать их свойства, качества, возможности, приобщить к красоте окружающего мира. Дети овладевают такими понятиями, как явление, причинно-следственная связь, обусловленность, зависимость, сходство, различие и т. д.

Рассмотрим динамику становления навыков детского экспериментирования, предложенную А.И. Ивановой. Как известно, самые ранние зачатки экспериментирования проявляются в раннем возрасте. Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является манипулирование предметами. Получаемые сведения от действий с предметами вносятся в память и сохраняются на всю жизнь. В последующие два-три года манипулирование предметами усложняется. У ребенка появляется любопытство, и он активно проявляет желание что-то сделать с любым попавшим в его руки предметом. Ребенок старается обследовать каждый предмет. Взрослый создает необходимые условия для развития его любознательности, самостоятельности – обогащает среду более сложными объектами. Желание действовать выражается словами: «Я хочу сделать то-то». Ребенок охотно выполняет простейшие поручения взрослых. Однако взрослый должен быть рядом. Организуемые наблюдения являются кратковременными, поэтому взрослый старается поддержать интерес к исследуемому объекту.

В пять лет ребенок все чаще начинает задавать взрослому вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. В этом возрасте впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему летом и весной идет дождь, а зимой снег?» С детьми среднего дошкольного возраста можно проводить длительные наблюдения за исследуемыми объектами. При регистрации наблюдений используются схематические зарисовки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также педагог позволяет делать зарисовки тем детям, у которых соответствующие навыки развиты достаточно хорошо. Давая словесный отчет, дети составляют короткие рассказы об увиденном. Учитель наводящими вопросами учит детей выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу.

Дети старшего дошкольного возраста имеют ярко выраженную потребность спрашивать обо всем, что неизвестно, все чаще обращаются к воспитателю с просьбами: «Давайте посмотрим, что будет, если...» Дети осваивают разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование). Дети шести лет приобретают способность прогнозировать результат, умеют сравнивать объекты между собой, находить не только различия, но и сходство. Они видят два-три звена причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «почему?». В старшем дошкольном возрасте вводятся длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. При анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога, при которой дети формулируют выводы, составляют развернутый рассказ. При организации опытов или экспериментов необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности детьми и взрослыми.

Правила проведения опытов и экспериментов

Во-первых, все они должны быть безопасными для детей и представлять то или иное явление окружающего мира наглядно и ярко.
Во-вторых, хорошо продумайте организацию опыта и прежде всего участие школьников. Для этого заранее дайте им инструкцию, познакомьте с последовательностью всех действий, покажите, как контролировать ход проведения опыта.
В-третьих, перед началом эксперимента обсудите с детьми его предполагаемый результат, предложите высказать различные гипотезы (во втором классе дети уже могут это делать при вашем участии).

Опыт 1

Цель: проверить растворимость как свойство воды. Установить, какие вещества растворяются и не растворяются в воде.

Оборудование и материалы: небольшие стеклянные (пластмассовые) баночки, растительное масло, раствор йода.

Задания:

1) Наполни банку водой. Добавь в неё несколько капель йода. Растворила ли вода другое вещество? Какого цвета она стала? (Ответ: раствор стал коричневым.)
2) Добавь в полученный раствор немного растительного масла. Закрой банку крышкой и встряхни раствор. Проверь: растворилось ли в воде масло? Какой цвет приобрела вода? А растительное масло? (Ответ: растительное масло не растворяется в воде, оно приобрело фиолетовый цвет.)

Опыт 2

Цель: определить, какие предметы легче (тяжелее) воды.

Оборудовании и материалы: сосуд с водой; небольшие железные предметы (гвозди, скрепки, кружки); резиновые мячики, бумажные кораблики.

Задания:

1) Помести в воду железные предметы. Определи, тонут ли они. Сделай вывод: что легче – вода или железные предметы?
2) Помести в воду резиновые (бумажные) предметы. Определи, тонут ли они. Сделай вывод: что легче – вода или резиновые (бумажные) предметы?

Опыт 3

Цель: определить, что называют концентрированным раствором.

Оборудование и материалы: сосуд с водой, поваренная соль.

Задания:

1) В сосуд с водой насыпь одну чайную ложку соли. Растворилась ли соль в воде? Какой вкус приобрела вода?
2) В сосуд с водой насыпь 10 чайных ложек соли. Растворилась ли соль в воде? В каком случае раствор стал концентрированным, то есть соль перестала растворяться?
Интересны для детей опыты, в процессе которых они узнают об условиях жизни растений.

Опыт 1

Цель: проверить условия жизни растения: для его роста и развития необходим солнечный свет.

Оборудование и материалы: картонная коробка из-под обуви с большим отверстием в боковой стенке, небольшая пластиковая коробочка с землёй, клубень картофеля с небольшим проростком.

Задание: Возьми пластиковую коробочку с землёй. Посади туда клубень картофеля ростком вверх. Поставь коробочку в коробку из-под обуви. Полей землю, закрой коробку крышкой и поставь её в неосвещённое место. Через несколько дней проверь, что произошло с клубнем картофеля. (Ответ: росток картофеля вылез через отверстие в стенке коробки, росток тянется к свету.)

Опыт 2

Цель: проверить влияние солнечного света на цвет листьев.

Оборудование: лист любого комнатного растения, канцелярские скрепки, полоски тонкого картона.

Задание: с помощью скрепок прикрепи полоски картона поперёк большого листа любого комнатного растения. Под полосками образуется пространство, куда не будет попадать солнечный свет. Через неделю полоски сними. Что произошло? (Ответ: полоски листа стали белыми, а сам лист – полосатым. Причина: без доступа солнечного света растение теряет зелёный цвет.)

4) Учебные исследования, предложенные А.И. Савенковым, проводятся с детьми старшего дошкольного возраста через получение информации из различных источников. Можно предложить детям, например, «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «найти информацию в Интернете», «связаться со специалистом», дети обучаются умениям и навыкам проведения учебных исследований. Ученый считает, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

А.И. Савенков выделяет основные этапы проведения учебных исследований со старшими дошкольниками:

– выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
– выработка гипотез, предположений;
– поиск и предложение возможных вариантов решения;
– сбор материала;
– обобщение полученных данных;
– подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет, рассказ);
– защита.

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере – с двумя. Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками – макет, проект, отчет и т. п. Второй – самый важный, назовем его педагогическим. Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги проект.

Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Методика проведения учебного исследования со старшими дошкольниками

Подготовка исследования. Выбрав тему исследования, каждый ребенок получает «папку исследователя» и карточки – темы исследования. Папка исследователя представляет собой лист картона с наклеенными кармашками, на которых зафиксированы методы исследования. Перед ребенком стоит задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее и подготовить собственный доклад. Дети работают самостоятельно. Педагог в данном случае должен выполнять обязанности консультанта, вовремя оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, помогать детям управлять процессом усвоения знаний: прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; учиться анализу и синтезированию и на их основе – классификации, обобщению информации.

1 этап – тренировочные занятия.

Например, дети выбрали тему – «Попугай». Объясним исследователям, что их задача – подготовить сообщение, доклад. Но чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о попугае и обработать ее. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы воспитатель подвел детей к тому, чтобы они сами их назвали.
Начнем с обычных проблемных вопросов, например: что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? Естественно, что это вопросы не только к тем, кто специально выделен для проведения исследования, но и ко всем детям. Дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать.
Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется подсказать. Как только с этим все согласились, кладем на ковер перед исследователями карточку с символом, обозначающим действие – «подумать».
Следующий вопрос: где еще мы можем узнать что-то новое о попугае? Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору» (имеется в виду видеофильм).
Можно предложить и другие методы, например получить информацию у компьютера, позвонить по телефону другу или просто маме, папе или бабушке. Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей.

Подумать. Например, подумав, приходим к выводу – «попугай живет в дикой природе, в джунглях, в жарких странах». Чтобы это зафиксировать, нарисуем на листочке пальму и солнце. «Пальма» будет служить напоминанием о джунглях, «солнце» – о теплом климате.
Следующая идея, например,– «попугаи бывают большие и маленькие». Отмечаем все это на наших листочках. Большого попугая можно изобразить большим овалом, с пририсованными к нему линиями-перьями, обозначающими хохолок и хвост, а также клюв; рядом на основе маленького овала можно нарисовать такого же схематического маленького попугая.
Затем, подумав, дети отмечают, что у попугая яркое оперение. Черкнув на листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, ребенок может закрепить идею «о ярком оперении».
Как показывает наш экспериментальный опыт, этих несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации такой несложной информации на короткий срок.

Спросить у другого человека. Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Дети, объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны (Ж. Пиаже и др.), им трудно спрашивать, им трудно услышать и воспринять ответ другого человека. Эта способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться нами как одна из важнейших целей педагогической работы.
Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются даже взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и, самое главное, слышать других людей. И если специально развивая ребенка, мы можем преодолеть его эгоцентризм, то для взрослого это уже практически непреодолимая, серьезная личностная проблема. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом подготовки ребенка к школе. Учителя начальной школы часто говорят о том, что дети не умеют слушать учителя и друг Друга.
Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решать. Выполняя эту работу с ребенком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьезными «игрушечными исследованиями» стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Узнать из книг. Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но как неумеющему читать узнать из нее что-то новое? Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе занятия, кроме воспитателя, ребенку в этом никто не поможет. Поэтому надо заранее подобрать литературу. И быть готовым.
Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитайте нужный текст вслух исследователям. И помогите также зафиксировать новые идеи.

2 этап – самостоятельные учебные исследования старших дошкольников.

Подготовка

Нам понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Из новых средств каждому ребенку потребуется только специальная «папка исследователя». Сделать ее нетрудно. На лист картона наклеим небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке – изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить достаточное количество маленьких листочков для фиксации информации и ручку (карандаш или фломастеры).

Проведение исследования

На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбора тем исследователями. Карточки с изображениями тем будущих исследований раскладываем на столе. И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет. Мы уже отмечали, что это занятие может идти автономно от обычных учебных занятий. Но вместе с тем саму эту игровую технологию можно использовать на занятиях по развитию речи, природоведению и другим предметным сферам. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.
Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования с ним в данном случае проговаривать необязательно. Этот план изложен и зафиксирован на кармашках нашей папки.
Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (либо пара, группа детей) начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужную информацию, использовав возможности всех доступных источников. Обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время – в рамках одного занятия.
Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога – выполнять обязанности консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.

Сообщения

Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Не важно, что содержательный материал, на котором работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого; для нас важно в данном случае то, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности.
Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях, как показывают наши исследования, легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, мы старались «акцентировать» на них собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.
Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо дать ребенку возможность не только высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому, во-первых, надо учить детей говорить кратко и точно и, во-вторых, гибко использовать время (какие-то доклады можно выслушать сразу, а какие-то послушать в другое время).
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и – в особенности – тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

5) Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Для ребенка характерна жажда познания, обогащенная яркими образами окружающего мира. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. В разработке проекта могут принимать участие учитель, дети и их родители.
Старшим преподавателем ИПК и ПРНО МО г. Москвы И.В. Штанько разработана технология проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В основе проекта лежит творческое решение проблемы как результата исследовательского поиска, итог которого представляет собой одно целое. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от одного занятия до одного дня) и длительными (от одной недели до трех месяцев).

Целостный процесс разработки проекта включает в себя несколько этапов:

  • выявление проблемы, определение цели и задач;
  • поиск форм реализации проекта;
  • разработка содержания образовательного процесса и предметно-развивающей среды;
  • организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  • работа над частями проекта;
  • презентация проекта.

Рассмотрим организацию каждого этапа проектной деятельности дошкольников.

1. Выделение взрослыми или детьми проблемы должно соответствовать потребностям детей или обеих сторон. На этом этапе участники выдвигают гипотезы, строят предположения и высказывают нетрадиционные идеи, обеспечивающие исследовательский поиск. Далее осуществляется совместное определение темы, цели и задач проекта, мотива предстоящей деятельности.

2. Реализация проекта может проходить в различных формах, например: беседа, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, игра-путешествие, интервью, экскурсия, викторина, конкурс, фестиваль, постановка спектакля.

3. Содержание образовательного процесса должно соответствовать тематике проекта. Важно продумать и организовать в детском саду предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она стимулировала детей к поисково-исследовательской деятельности.

Например, работая над творческим проектом «Я и мое село. Улицы села» (Приложение 1) можно провести экскурсии по улицам села, рассказать истории возникновения названия, в школьном музее рассматривать фотоальбомы о прошлом села, организовывать беседы с детьми. Содержание занятий направлено на расширение представления детей о родном селе Енисейское. Кроме того организуются встречи и интересными людьми села.

4. К организации поисковой и творческой деятельности необходимо подключить детей и их родителей. По теме проекта педагог предлагает задания, рисунки, изготовить карту улиц села, эскиз села, составить рассказ о людях села).

5. Работа над частями проекта осуществляется через планирование совместной деятельности и распределение педагога, детей и родителей по группам. Выполнение проекта основывается на решении творческих споров, достижении договоренности, взаимообучении, помощи друг другу.

6. Презентация деятельности, защита проекта всегда очень зрелищна. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной, где участники демонстрируют вклад каждого ребенка, родителя, педагога. Переживаемые при этом положительные эмоции (радость, удивление, восторг) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Таким образом, поисково-исследовательская деятельность развивает познавательную, творческую активность, формирует навыки исследовательской деятельности, способствует саморазвитию, учит планировать, работать в коллективе. Организация в дошкольном образовательном учреждении поисково-познавательной деятельности поможет детям показать взаимосвязь природы, человека и рукотворного мира; пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира.

III. Учебные пособия УМК «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой как средство формирования исследовательских умений

В процессе предшкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением решать учебную задачу, планировать свою деятельность, регулировать процесс познания, испытывать удовлетворение от полученных результатов. Поэтому на этапе предшкольного процесса обучения у детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает производительность познавательных процессов (памяти, внимания), складываются умственные умения и способность к основным умственным операциям (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Всё это позволяет совершенствовать процесс обучения и расширить его задачи:

  • дальнейшая ориентировка детей в окружающем мире, накопление представлений о предметах и явлениях;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование основных компонентов учебной деятельности;
  • воспитание познавательного интереса как необходимое условие развития исследовательской деятельности

Эти задачи призванные решить учебные пособия УМК «Предшкольная пора».

В практике своей работы в классе предшкольной подготовки использую для изучения раздела «Познаем мир» учебные пособия Д.С. Златопольского «Удивительные превращения» детям о секретах вещества и Н.Ф.Виноградовой «Рассказ о природе». Автор комплекта пособий, кандидат технических наук Д.С.Златопольский отвечает на сотни «почему» детей старшего дошкольного возраста, открывает им дорогу в загадочный мир науки и техники. Работая с первой тетрадью комплекта ученик получает первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах, свойствах материалов, познакомиться с известными учеными и изобретателями, а также может провести несложные, но интересные эксперименты и научиться наблюдать, сопоставлять факты и делать логические выводы.

Пособие «Удивительные превращения» начинается страничкой «Условные обозначения»:

              Проведи опыт

             Выполни задание в тетради

         Подумай и ответь

         Учись наблюдать

Нетрудно понять, что содержание данного пособия и учебные задания дают реальную возможность вовлечения детей в активный мыслительный поиск.

Большие возможности для поисково-исследовательской деятельности открывают непринужденные беседы с детьми, привлекая внимание к рассмотрению иллюстраций, проведению опытов, размышлению над поставленными вопросами, изучению предметов или явлений, которые можно наблюдать в данный момент. Например, в ясный день можно рассказать о свете и тени, почему происходит смена дня и ночи, о загаре детей, о защите от солнца с помощью темных очков или зонтика. С природным солнцем сопоставить изобретения людей – электрическую лампочку, дающую свет и излучающую тепло. Сопоставление, раскрытие связи между вещами и явлениями побуждают ребенка задавать вопросы, а то и самостоятельно находить взаимосвязи, аналогии, фантазировать, проявлять изобретательность. Раскрыть «секреты вещества» дошкольники могут с помощью различных опытов, описанных в пособии. Например, с помощью опыта дети изучают свойства ткани, металла, дерева, камня, пластмассы, воздуха, льда, снега и т.д. В учебнике даются подробные указания по их проведению.

В процессе наблюдения дети работают с взаимосвязанными фактами, выделяют их связи, зависимости и элементарные закономерности. Например, при изучении свойства песка, предлагается рассмотреть его через цветное стекло. Дети замечают, что песок состоит из твердых крупинок, частичек камня разных пород. Какого цвета бывает песок? От чего зависит цвет песка? Можно ли только из песка построить настоящий прочный дом? В процессе исследования дети отвечают на эти вопросы и объясняют свои выводы.

В процессе усвоения детьми предлагаемых сведений, велика роль учителя. Важно не только помогать в проведении таких исследований и объяснять непонятные слова, но и творчески дополнять предлагаемый материал. Такие занятия расширяют представления учащихся о способах познания окружающего мира, а также вызывают интерес у взрослых (учителей, родителей). Ведь на глазах взрослого рождается исследователь, изобретатель, рационализатор. Следует поддержать инициативу ребенка, стремление высказывать необычные догадки, что-то сделать по-своему. Не надо стараться уберечь ребенка от ошибок, удерживать от заведомо неверных действий. Пусть он сам поймет, что сделал неправильно и поищет другой путь.

При составлении данного пособия автор исходил из убеждения, что начальные представления о сущности явлений и технических устройств несомненно будут способствовать развитию, пробуждать любознательность, творческий интерес к науке и технике.

В книге Н.Ф.Виноградовой «Рассказы-загадки о природе» дети найдут ответ на вопрос: что такое рассказ – загадка о природе? Рассказ – загадка о природе – это речевая логическая задача, ответ на которую может быть получен, если ребенок изъяснил определенные связи и зависимости в природе. Давая детям речевую логическую задачу, учитель ставит их в ситуацию, когда он должен использовать разные приемы умственной деятельности (сравнить, классифицировать, сделать правильный выбор, обобщить, найти ошибку), то есть провести исследовательские действия. Такая работа стимулирует развитие самостоятельности, гибкости ума, логичности речи. Решение логических задач развивает важнейший признак мышления – способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям и выводам.

Например, после прочтения рассказа Ю.Дмитриева, дошкольники отвечают на вопрос «почему на кусте выросли грибы?». Ответ на этот вопрос подсказывает рисунок с изображением «кто сушит грибы и зачем он это дел

Ещё конспекты занятий для детского сада: