Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста


В сюжетно-ролевых, подвижных играх и упражнениях, элементах психогимнастики, технике выразительных движений, этюдах, тренингах, психомышечной тренировке развивается эмоциональная сфера ребенка. Ценность таких занятий в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширять круг осознаваемых эмоций, они начинают лучше понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитии следующих умений:

  • Умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения.
  • Умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, удивительно и т.д.).
  • Умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

На групповых занятиях, проводимых психологами, работа идет по четырем основным направлениям.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования у ребенка осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за свою жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизоляции и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

В занятиях используются следующие методические средства:

1. Ролевые игры (ролевая гимнастика, включающая ролевые действия и ролевые образы, и психодрамма), которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.

2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоритических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется:

– принятие своего имени,
– принятие своих качеств характера,
– принятие своего прошлого, настоящего, будущего.

3. Коммуникативные игры:

  • Игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и обеспечить другого вербальными и невербальными «поглаживаниями».
  • Игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения.
  • Игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».

5. Игры, направленные на развитие воображения: вербальные и невербальные игры, «мыслительные картинки».

6. Задания с использованием «терапевтических метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной идеи метафоры: «каждый человек способен изменить ситуацию», «безвыходных ситуаций не бывает», тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи».

7. Релаксационные методы – использование упражнений на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, визуально-кинетические техники.

8. Использование эмоционально-символических методов. Эта группа методов базируется на представлении К. Юнга  и его последователей о том, что формирование символов отражает стремление психики к развитию и превращение символов или образцов фантазии в осязаемые факты с помощью рисования, сочинения рассказов и стихов, лепки способствует личной интеграции. Можно использовать две основные модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Аланом:

  • Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);
  • Направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.

Содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий:

  • оздоровительно-профилактической гимнастики;
  • физкультминуток;
  • спортивных игр;
  • подвижных игр (в том числе народных);
  • игровых заданий и упражнений;
  • досугов.

3. Игротерапия:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
  • коммуникативные игры;
  • дидактические игры.

4. Арттерапия:

  • рисование;
  • ритмопластика;
  • танец;
  • музыкально-ритмические движения.

5. Занятия образы, игры драматизации, сказкотерапия.

6. Психогимнастика:

  • этюды;
  • мимика;
  • пантомимика.

7. Телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка.

8. Посещение комнаты психологической разгрузки.

9. Задания, направленные на:

  • организацию совместной деятельности;
  • составление рассказов;
  • организацию театрализованных игр ит.п.

10. Использование наглядных пособий:

  • фотографий;
  • рисунков;
  • схем;
  • символов;
  • графических изображений.

Используемая литература.

  1. Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста» – С-Пб., 2006г.
  2. Выгодский Л. С. «Проблема возраста» // собр. соч. в 6-ти тт. М., 1984г.
  3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. «В мире детских эмоций» – пособие для практических работников ДОУ – Айрис пресс, Айрис дидактика, Москва, 2006г.

Приложения




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Сценарий математического КВНа для детей старшего дошкольного возраста "Эрудиты"
Развитие воображения – центрального психологического новообразования старших дошкольников
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русскому народному искусству
Интегрированнное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий на тему "Путешествие в сказку «Золушка»"
Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников
Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
| методы | методо | приемы | прием на работу | развития | развитие ребенка | коррекции | коррекция зрения | эмоциональной | эмоционально | сферы | социальная сфера | детей | дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка психолога | Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Детский сад
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей
Конспект занятия "Закрепление изученных эмоций"
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Здоровый педагог – здоровый ребенок"
Преемственность дошкольного образования и начальной школы
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ
Система повышения квалификации педагогов ДОУ: программно–модульный подход