Мини-музей и его место в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста


Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Эту задачу с успехом помогают решать экспозиции в мини-музее ДОУ, где все представленные макеты созданы руками педагогов и родителей воспитанников. Наличие музея в детском саду помогает в решении проблем воспитания культурной личности ребёнка, а также закладывает его нравственные основы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из условий полноценного развития гармоничной личности ребёнка. Как показывают исследования психологов, именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социального опыта.

Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Эту задачу с успехом помогают решать экспозиции в мини-музее ДОУ, где все представленные макеты созданы руками педагогов и родителей воспитанников.

Наличие музея в детском саду помогает в решении проблем воспитания культурной личности ребёнка, а также закладывает его нравственные основы.

Целью работы является: становление бережного отношения к достояниям истории и культуре своего народа.

Задачи:

  • формировать представления об истории жилища, предметов быта, о развитии цивилизации, о составе семьи;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • формировать первоначальные представления об истории России, основных исторических событиях;
  • развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  • воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
  • воспитывать чувства уважения к другим народам.

Задачи патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту, через знакомство с произведениями устного народного творчества и, конечно, через проведение познавательных занятий и экскурсий в мини - музее детского сада. Всё это формирует взаимоотношения дошкольника со взрослыми и сверстниками.

При планировании работы мы опираемся на блочно - тематические планы, разработанные по "Программе социального развития детей дошкольного возраста" Л. В. Коломийченко.

Основа патриотического воспитания дошкольников начинается с любви к своей "малой" Родине. Любовь к большому надо прививать с малого: а именно с любви к родному городку. С этой целью в музее была создана экспозиция, которая называлась "Улицы Звёздного". В ней были представлены макеты достопримечательностей городка, домов, детских площадок, магазинов, школ, военный плац, а также карта - схема п. Звёздного. Дети с большим интересом рассматривали предложенные им макеты, узнавая родные места. Помимо этого была представлена символика Звёздного: флаг, герб. В группах были проведены беседы по истории возникновения символов городка.

Нельзя говорить о патриотизме, не затрагивая тему семьи. Поэтому большой пласт работы направлен на то, чтобы объединить детей и родителей, воспитать у детей чуткое и бережное отношение к своим близким. В беседах с родителями выяснилось, что в большинстве семей имеются памятные вещи, которые хранят дорогие сердцу воспоминания. Это коллекции марок, значков, календариков, которые собирали мамы или папы в детстве, старинные елочные игрушки, украшения сделанные своими руками. В канун нового года в музее была организована выставка "Ёлка из маминого детства". В экспозицию вошли разнообразные ёлочные украшения: стеклянные, ватные, пластмассовые. "Возраст" самой старинной игрушки достигал 60 лет!

Проводя занятия с детьми "Жилище человека", возникла идея о создании макетов по данной теме. Таким образом, появилась новая экспозиция, которая называлась "Эволюция жилища". В ней были представлены макеты пещеры первобытного человека с орудиями охоты и быта, землянка, русская изба с предметами обихода и наконец, современные многоэтажные дома.

Очень важно знакомить ребёнка с историей своего народа, так как обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за край, в котором ты живёшь. С этой целью в нашем мини - музее представлена экспозиция "Пять чудес Пермского края". В неё вошли макеты: музей архитектуры и зодчества под открытым небом "Хохловка", "Кунгурская ледяная пещера", "Белогорский монастырь", "Вишерский заповедник", а также река Кама и камский мост. Рассказывая детям о необычных, памятных местах Прикамья, мы стараемся раскрыть дошкольникам уникальность родного края. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов. Традиционными стали ежегодные экскурсии для учащихся начальной школы. Экскурсии помогают проводить дети подготовительной группы. В свою очередь наши воспитанники посещают музей начальной школы, что говорит о нашем социальном партнёрстве.

Нельзя быть патриотом своей Родины, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Силами воспитателей и родителей детского сада была создана книга памяти "Я помню, я горжусь". В неё вошли рассказы о прадедах воспитанников, которые воевали в годы Великой Отечественной войны и выиграли памятное сражение за свою Родину.

В нашем саду несколько лет назад появилась традиция: накануне великого праздника Победы мы с ребятами старшего дошкольного возраста и родителями ходим на площадь Победы к мемориальному памятнику возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам, рассказываем ребятам о войне.

В музее были представлены фотографии фронтовиков, и настоящие ордена и медали. Дети с большим интересом их рассматривали, читали надписи.

В этот юбилейный год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне мы решили представить вниманию детей новую экспозицию, которая так и называется "Я помню, я горжусь". Она рассказывает о некоторых значимых событиях войны, о славных городах - героях, о подвигах на которые способны люди ради спасения своих товарищей. В неё вошли макеты: "Брестская крепость", "Мамаев Курган", "Дорога жизни в осаждённом Ленинграде", "Вечный огонь у Кремлёвской стены" (презентация).

Таким образом, создание мини - музея в детском саду даёт возможность ребёнку - дошкольнику представить, почувствовать целостную картину мира, позволяет развивать его познавательные способности. Музей является эффективным средством не только интеллектуального, но и социального развития детей, а также в результате систематической воспитательной работы позволяет в будущем стать патриотом своей страны.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Формирование целостных образов транскрипционной системы английского языка в процессе его изучения
Психологический тренинг в детском саду как активная форма взаимодействия родителей и педагогов
Использование природоведческих книг для развития экологических представлений старших дошкольников на занятиях по развитию речи
Создание современной предметно-развивающей среды в группе, работающей по системе Марии Монтессори
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Роль семейной традиции в гармоничном развитии личности ребёнка дошкольного возраста
| мини | мини игры | музей | музеи москвы | его | место | рабочие места | системе | поисковые системы | патриотического | патриотическое воспитание | воспитания | воспитание детей | дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка психолога | Мини музей и его место в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста Детский сад
Проект урока чтения по теме "Чарушин Е.И. "Воробей". Пересказ
Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР
Применение динамических пауз в течение дня
Шоу-программа "Новогодние приключения"
Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения