Мониторинг как средство управления методической работой в ДОУ


Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении методической работой и образовательного процесса в целом. Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.

В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения старшего воспитателя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления методической работой. В связи с этим, старшему воспитателю недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения.

Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить многообразные запросы родителей. Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении методической работой и образовательного процесса в целом. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятели педагогической науки (В.А.Кальней, Д.Ш.Матрос и др.) считают качество социальной, психолого-педагогической категорией. Р.Г.Гурова и В.Н.Шамардин определяют новый подход в оценке качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического достоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов.

Дошкольное детство – сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса.

Однако до настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.

Не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов. Не учитывается индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка. Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что немаловажно в организации образовательного процесса.

Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.

В педагогической литературе определены средства обучения детей, но отсутствует положение, что система непрерывного систематического, научно-обоснованного слежения за ребенком и его кризисами могла бы быть средством повышения качества образовательного процесса.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления методической работой.

В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга:

  • психолого-педагогический (Г.А.Карпова);
  • профессиональный (С.Н.Силина);
  • мониторинг качества образования (В.А.Кальней, С.Е.Шишков);
  • мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А.М.Багиров, В.Г.Горб, Е.В.Зайка и др.).

М.В. Крулехт и И.В. Тельнюк рассматривают мониторинг качества в дошкольном образовании как систематическую и регулярную процедуру сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг на национальном, региональном и местном уровнях (включая конкретные образовательные учреждения) в целях развития системы дошкольного образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в данной сфере.

Авторы отмечают, что организация мониторинга качества образования в дошкольном учреждении предполагает:

  • наличие стандарта дошкольного образования, норм и требований
  • (исходя из чего, ставились цели, и с чем будут сравниваться полученные результаты);
  • выработку критериев оценки качества образовательного процесса и показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о его состоянии с точки зрения соответствия стандартам (нормам);
  • сбор данных о качестве образования в ДОУ и научно-педагогическую экспертизу;

— принятие и исполнение управленческого решения и оценивание результатов принятых мер в соответствии с целями, стандартами, нормами.

А.С.Белкин выделяет в содержании понятие “Образовательный мониторинг”.

Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо проделать большую аналитическую работу, в результате которой определятся проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.

При этом управленческую деятельность методической работой необходимо организовывать таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение МО, семинаров, методических и педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции.

Создаваемая структура управления должна четко определять взаимодействие между собой всех участников УВП, с одной стороны, и имеющиеся внутренние и внешние ресурсы – с другой.

В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с намеченным. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым.

Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.

Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия в управленческой структуре детского сада, находить конкретные ситуации на педагогическом совете или собрании трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании методического объединении ДОУ. Часть вопросов может решаться родительским комитетом ДОУ и профсоюзом учреждения.

Для обеспечения обоснованности принимаемых решений необходима объективная картина состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным при условии организации мониторинга качества образования.

Мониторинг качества образования, по одному из определений, трактуется как систематическое наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия стандартам (нормам).

Созданная “Циклограмма ежемесячного контроля” (приложение 1) определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.

С целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития в детском саду организована диагностика учебно-воспитательного процесса (УВП), в ней учитываются параметры развития детей от 1,5 до 7 лет:

  • состояние физического здоровья;
  • уровень знаний (по программе М. А. Васильевой);
  • личностный уровень (базисные характеристики личности; игровая деятельность);
  • поведенческий уровень (культурно-гигиенические навыки, социальное развитие);
  • уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).

Качество и эффективность УВП контролируется педагогами ДОУ “Сказка” п. Суходол 2 раза в год: на начало года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания УВП; в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результатов. Возможна и промежуточная диагностика.

Результаты диагностики обсуждаются, на их основе разрабатывается медико-психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка.

Старшим воспитателем осуществляется методическое обеспечение диагностики уровня выполнения программных требований, сформированности социальных навыков, а воспитатели и узкие специалисты ДОУ проводят диагностику. Диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог д/с, физического здоровья – медицинский персонал и руководитель физического воспитания в ДОУ, уровень сформированности культурно-гигиенических навыков – старший воспитатель, воспитатели.

Основные методы диагностики, используемые в ДОУ “Сказка”– наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.

Создание системы мониторинга позволит нам решить ряд основных задач по улучшению качества образовательного процесса (повышение уровня освоения воспитанниками образовательных программ, снижение процента заболеваемости детей и др.) и проведению целенаправленной аналитически-обоснованной работы по его совершенствованию (выявление проблем педагогов по направлениям – организация творческих групп по направлениям) с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.

Создание системы мониторинга позволила нам решить ряд основных задач по улучшению качества образовательного процесса и проведению целенаправленной аналитически-обоснованной работы по его совершенствованию с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект занятия "Буратино"
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-эмоционального развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Игры ТРИЗ
Экопроект "В мире цветов"
Компоненты детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника
| мониторинг | мониторинг серверов | Как | средство | народные средства | управления | система управления | методической | методические рекомендации | работой | вакансии работа | доу | программы доу | детский | детский сад | Страничка психолога | Мониторинг как средство управления методической работой в ДОУ Детский сад
Диагностирование дошкольников 4–5 лет по комплексной программе развития по разделу "Моя математика"
Интегрированные занятия как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников
Рекомендации к использованию моделирования в разных видах деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи
Взаимодействие педагогов в условиях дошкольного учреждения с приоритетными направлениями развития воспитанников
Развивающие занятия "Веселый карандашик"
Ох уж, эти малыши