Музыкально-логопедические рифмовки, как одно из средств музыкотерапии при коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи


Включение музыкально-логопедических рифмовок по формированию лексико-грамматических средств языка не только расширяет коррекционные задачи, но и оптимизирует процесс интеграции образовательных областей и видов детской деятельности по новым Федеральным государственным требованиям.

Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств.

В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия.

Музыкальная ритмика, широко используемая при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипий), коррекции недостаточности психомоторики, чувства ритма.

Музыкально-логопедические рифмовки – короткие стихи, имеющие четкую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Мелодия, сопровождающая стихи, состоит из простых, повторяющихся оборотов.

В дошкольном детстве продуктивная деятельность представлена рисунками, поделками, предметами детской деятельности. Предметы детской деятельности, выставленные для рассматривания детьми и родителями, стимулируют ребенка на новые достижения, вызывают положительные эмоции и, тем самым, способствуют социализации детей  с проблемами в развитии.

Интеграция музыкальной, изобразительной и речевой деятельности способствует положительному результату в коррекции и развитии ребенка: закрепляются не только речевые задачи, но и задачи изобразительной и музыкальной деятельности.

В музыкальной деятельности происходит развитие ритмического рисунка, расширение диапазона, формируется правильное дыхание, развитие музыкальности.

Сопровождая музыкально-логопедические рифмовки прорисовкой цветом и интересными рифмовками-историями, педагог формирует навыки снятия эмоционального напряжения у детей. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребенка.

Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребенка. В соответствии возрастом детей мелодия рифмовки усложняется, происходят ритмические изменения, фраза удлиняется, диапазон расширяется (секунда, квинта). Происходит развитие музыкальной формы рифмовки.

Для детей старшего дошкольного возраста музыкально-логопедические рифмовки написаны в более сложной музыкальной форме. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми насыщена рифмовка в соответствии с коррекционной задачей, способствуют формированию  у детей морфологических и синтаксических обобщений в более короткие сроки. Пропевание рифмовок способствует развитию речевого дыхания, формированию воздушной струи, развитию речеслухового внимания, чувства ритма. Музыка оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Из истории музыкотерапии

Среди форм культуры, оказывающих существенное  влияние на формирование человека культуры как существа гармоничного, совершенного, высоконравственного выделяется музыкальное искусство. В эпоху Древней Греции  музыка считалась важным средством и целью общественного воспитания, а музыкальность человека рассматривалась ценное качество личности. В рамках пифагорейской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей – гнева, страха, ревности с помощью определенных музыкальных ладов. Пифагор считал, что «если музыка отражает гармонию, то высшая цель человека – сделать свое тело и душу музыкальными». Аристотель признавал, что под воздействием песнопений и музыки возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием. По словам Платона, хоровое пение  есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке»

Задачи музыкотерапии

Наиболее важными для детей и подростков являются следующие:

  • тренировка наблюдательности;
  •  упражнения на устойчивость внимания и его переключаемость;
  •  тренировка реакций; развитие чувства темпа, ритма и времени;
  • развитие мыслительных способностей и фантазии;
  • тренировка языковых и невербальных коммуникативных навыков;
  • воспитание волевых качеств, тренировка выдержки и способности сдерживать аффекты; развитие грубой и тонкой  моторики.

Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную  сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний и, в особенности, для терапии нервно-психических расстройств. В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия.

Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как изолированное использование музыки в качестве основного и лечебного фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное  или совместное музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Это достигается за счет побуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки. Музыкотерапия используется для лечения эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, коммуникабельности. Использование  музыкотерапии при нервно-психических заболеваниях оправдано и перспективно, так как способность музыки оказывать выраженное эмоционально-стрессовое воздействие на человека соответствует принципу детской психиатрии – лечению радостью.

Основные аспекты лечебного использования музыки в психотерапии. Основные аспекты лечебного использования музыки в психотерапии.

1. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу  детей с ОВЗ при ее пассивном или активном восприятии.
2. Использование музыки в качестве вспомогательного приема, сопровождающего другие психотерапевтические  процедуры.
3. Музыкальная ритмика, широко используемая при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипий), коррекции недостаточности психомоторики, чувства ритма.
4. Музыкотерапия как специфическая форма коллективной психотерапии и лечебной педагогики, направленная на коррекцию личностных особенностей, дезадаптирующих ребенка в коллективе сверстников.
5. Музыкотерапия как аспект культтерапии, терапии занятостью и «творческим самовыражением»

В старшем дошкольном возрасте восприятие музыки возможно в обычном (естественном) или пассивно расслабленном состоянии. При этом реактивная музыкотерапия, направленная на отреагирование, разрешение патологического аффекта, провокацию аутокатарсиса, осуществляется в процессе систематического прослушивания музыки, вначале соответствующей эмоциональному состоянию ребенка ОВЗ (печальной, тревожной, напряженной или бравурной), а затем более спокойной и сдержанной, но с радостной и оптимистической мелодией. Это обеспечивает «аффективное подхватывание», а затем постепенное выравнивание патологического настроения пациента за счет «аффективного моделирования». Эффект музыки является симптоматическим средством, помогающим при заболеваниях, сопровождающихся соматовегетативными расстройствами. Музыкотерапия показана при вегетососудистой дистонии, бронхиальной астме, нейродермите, нарушениях сна. Использование музыки с устойчивым размеренным ритмом (1-3 доли в секунду) снимало патологические привычные действия в форме раскачиваний, сосания пальца, мастурбации, возникающие на фоне диссомнии.

Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, появились в конце XIX, начале XX века. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на ЦНС, дыхание, кровообращение. И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья. Таким образом, характер исполняемой музыки может давать прямо противоположные физиологические реакции. Коммуникативный эффект музыкотерапии, имеющий целью налаживание психотерапевтического контакта пациента с терапевтом и терапевтической группой, достигается в процессе совместного музицирования, при котором импровизирующий музыкотерапевт провоцирует аккомпанирование себе на барабане и других ударных и шумовых инструментах, либо сам подхватывает стереотипный автономный ритм аутичного ребенка, пытаясь наладить постепенно музыкальное взаимодействие. Простые музыкально-ритмические образы создают атмосферу непринужденности, раскованности и общительности. В случае пограничной патологии коммуникативность детей развивается в процессе:

– отгадывания музыкальных загадок (пьеса «Петушок», «Воробей», «Кукушка», «Тигр», «Медведь» и т.д. и ребенок, узнавший музыкальный образ, одевает соответствующую маску и изображает животное);
– разыгрывания совместно с группой музыкальных сказок («Теремок,  «Три поросенка»);
– инсценировки детских песен.
– музыкально-логопедические рифмовки.

Музыкально-логопедические рифмовки – короткие стихи, имеющие четкую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать (М.Е.Селиванова). Мелодия, сопровождающая стихи, состоит из простых, повторяющихся оборотов. В дошкольном детстве продуктивная деятельность представлена рисунками, поделками, предметами детской деятельности. Предметы детской деятельности, выставленные для рассматривания детьми и родителями, стимулируют ребенка на новые достижения, вызывают положительные эмоции и, тем самым, способствуют социализации детей  с проблемами в развитии. Интеграция музыкальной, изобразительной и речевой деятельности способствует положительному результату в коррекции и развитии ребенка: закрепляются не только речевые задачи, но и задачи изобразительной и музыкальной деятельности. Например, в изобразительной деятельности происходит знакомство и закрепление основных цветов и их оттенков, формируется навык закрашивания (штриховки) трафаретов красками, карандашами, фломастерами. В музыкальной деятельности происходит развитие ритмического рисунка, расширение диапазона, формируется правильное дыхание, развитие музыкальности. Сопровождая музыкально-логопедические рифмовки прорисовкой цветом и интересными рифмовками-историями, педагог формирует навыки снятия эмоционального напряжения у детей.

Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребенка.

В соответствии возрастом детей мелодия рифмовки усложняется, происходят ритмические изменения, фраза удлиняется, диапазон расширяется (секунда, квинта). Происходит развитие музыкальной формы рифмовки. Для детей старшего дошкольного возраста музыкально-логопедические рифмовки написаны в более сложной музыкальной форме.

Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми насыщена рифмовка в соответствии с коррекционной задачей, способствуют формированию  у детей морфологических и синтаксических обобщений в более короткие сроки.

Пропевание рифмовок способствует развитию речевого дыхания, формированию воздушной струи, развитию речеслухового внимания, чувства ритма. Музыка оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Включение музыкально-логопедических рифмовок по формированию лексико-грамматических средств языка способствует не только расширению коррекционных задач, но и позволяет создать благоприятные условия для взаимодействия взрослого и ребенка.

Этапы работы над музыкально-логопедическими рифмовками:

– первичное восприятие музыкально-логопедической рифмовки. Знакомство с музыкальным и речевым  материалом.
– повторное восприятие рифмовки в сочетании с демонстрацией наглядного материала. Показ изображения: картинки, игрушки. Обсуждение задания.
– совместное с взрослым пение (подпевание) рифмовки.
– совместное с взрослым пение музыкально-логопедической рифмовки.
– рисование картинки
– игра с картинкой, игрушкой.

Содержание рифмовки может стать основой целого индивидуального/подгруппового занятия или его части.

Задания к рифмовке разработаны с учетом общедидактического принципа "от простого к сложному" и могут варьироваться в зависимости от возраста детей, их интересов, потенциальных возможностей и уровня речевого развития. Для детей подготовительной группы используются рифмовки-истории в качестве сопровождения или динамической паузы для снятия эмоционального напряжения.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Социальное развитие детей на занятиях по развитию речи
Использование элементов программирования в работе с детьми с задержкой психического развития на занятиях по развитию речи
Подгрупповое занятие по коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией с участием родителей "Прогулка в лес"
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Индивидуально-подгрупповое занятие по формированию звукопроизношения в группе для детей с ОНР "Постановка звука «Л»"
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения дошкольников
| музыкально | музыкальная школа | логопедические | логопедические занятия | рифмовки | английские рифмовки | Как | одно | средств | народные средства | музыкотерапии | скачать музыкотерапия | при | коррекции | коррекция зрения | речевых | речевое развитие | нарушений | дети с нарушениями | детей | дитя | общим | общая характеристика | недоразвитием | недоразвитие речи | части речи | детский | детский сад | Страничка логопеда | Музыкально логопедические рифмовки как одно из средств музыкотерапии при коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи Детский сад
Повышение двигательной активности детей с нарушениями речи на занятиях по обучению грамоте
О диалогическом взаимодействии с семьей дошкольника, имеющего общее недоразвитие речи
Открытое занятие для родителей на тему "Зимующие и перелётные птицы"
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию связной речи на тему "Путешествие в Серебряную страну"
Занятие "Конкурс королевских поваров", старшая логопедическая группа
Сценарий утренника "Вовка в тридевятом царстве" (выпуск в школу)