Образ "настоящего школьника" в промежутке между дошкольным и школьным детством


В статье дан опыт работы учителей, работающих по программе развивающего обучения системы Эльконина–Давыдова по проблеме адаптации первоклассников к школьной жизни. Он интересен тем, что основан на психолого-возрастных особенностях детей 6–7 лет и раскрывается на примере специального курса "Введение в школьную жизнь".

Проблема подготовки учащихся к жизни в новом социально-экономическом и культурном пространстве обретает особую актуальность в связи с возникающими в последние годы дискуссиями об эффективности начального этапа обучения. Наша школа с 1994-1995 учебного года апробирует и реализует идеи развивающего обучения, основанные на концепции Д.Б.Эльконина, В.В.Репкина, В.В.Давыдова. С 1996-1997 учебного года школа стала экспериментальной площадкой по реализации развивающего обучения в сельском образовательном учреждении “Школа – детский сад”.

У нас сплотилась творческая группа, коллектив единомышленников-учителей начальных классов, воспитателей ДОУ, психолога и родителей. Нас всегда волновали вопросы: зачем и как вводить ребенка в школу? Кого мы вводим в школьную жизнь? В какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка? Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Ведь от того, насколько благоприятно пройдет период вступления в школьную жизнь, зависит все дальнейшее пребывание детей в школе.

По утверждению психологов, что если человек первые 10 лет своей жизни терпит неудачи, то к 10 годам от его уверенности в себе не остается ни следа, пропадает мотивация, человек смиряется с неудачами. С этой точки зрения возраст от 5 до 10 лет считается критическим. Неудачи, с которыми надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить в годы обучения в начальной школе.

Ответы на эти и многие другие вопросы мы нашли у К.Н.Поливановой и Г.А. Цукерман в курсе, ориентированном на личность каждого ребенка, ее свободное развитие.

С 1994 года в нашей школе прием первоклассников проводится по-особому. Диагностика ведется в течение года по двум параметрам: школьная зрелость ребенка и школьная готовность родителей. Администрация школы, воспитатели, психолог, врач, учителя проводят консультации для родителей с целью ознакомления и принятия каждым родителем основных принципов работы образовательного учреждения. Уже в мае определяется состав класса, а в августе дети и родители проходят курс подготовки к школе “Введение в школьную жизнь”. Главная цель курса – сохранение психического и душевного здоровья, эмоционального благополучия как условие успешности любой деятельности. Ведь любой человек, особенно ребенок, с эмоциональными проблемами не способен ни усваивать знания, ни полноценно творить, ни полноценно общаться.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это очень напряженный период , так как школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. В этот период в ребенке живут два желания – хочу учиться и хочу играть.

Мы считаем, что курс “Введение в школьную жизнь” учитывает все сложности начального этапа обучения детей и их возрастные особенности. Это: сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия, формирование у ребенка представления о школе как о месте, где он будет принят со всеми своими чувствами, мыслями, формирование умения учиться, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Курс-тренинг – это своеобразный мостик, постепенный переход от дошкольного детства в детство школьное. По форме, по манере общения курс строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Материал, с которым работают дети, дошкольный. Это игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание. В процессе занятий дети учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя. Занятия курса способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом, созданию благоприятного психологического климата в классе, стремлению вместе работать, ведь учение, как известно, носит коллективный характер.

Особенно присущи нам мотивационные беседы, которые позволяют выявить детей с отсутствием учебно-познавательной мотивации. Курс помогает первоклассникам осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в соблюдении установленного распорядка.

Следует отметить, что задания и беседы в рамках данного курса играют психопрофилактическую роль и защищают от сильных переживаний в случае первых неудач. Специальные задания и упражнения формируют навыки взаимооценки и самооценки. Это способствует развитию рефлексии у детей и формированию объективной самооценки.

В течение работы курса учитель имеет возможность увидеть всех детей (лидеров и тех, кому нужно уделить больше внимания), отследить эмоциональное состояние каждого ребенка. Особую ценность в этот период имеет такая форма обратной связи, как “письмо учителю”. Ежедневно ребенок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня.

Параллельно с созданием классного коллектива курс “Введение в школьную жизнь” способствует формированию родительского коллектива. Это очень важный момент в сохранении психического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. За время осуществления курса мы убедились, что родители первоклассников приняли и всячески поддерживают его. Курс помогает создать особую форму общения между учителями и родителями, которую можно определить как доверительный контакт. Мы узнали, что курс-тренинг позволил родителям:

  • больше времени общаться с ребенком;
  • увидеть, как ребенок общается со сверстниками и взрослыми;
  • оценить способности и возможности своего ребенка;
  • открыть новые качества в поведении ребенка;
  • понять, что ребенку необходима родительская поддержка и участие вместе с ним в делах классного коллектива;
  • познакомиться со школой, родителями, освоиться и подружиться, увидеть школу с наилучшей стороны.

В течение курса мы проводим наблюдение за каждым ребенком, отмечаем, кто был успешен, как вел себя, принимаем конкретные решения и делаем выводы.

Мы считаем, что курс “Введение в школьную жизнь” - очень нужное, тонкое, мудрое, а самое главное, своевременное решение проблемы адаптации ребенка к школьной среде.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Ловкие пальчики – развитая речь
Опыт работы "Личностно-ориентированное общение — один из факторов эмоционального благополучия ребенка"
Необходимость воспитания культуры поведения через общение ребенка с музыкой
Сценарий детско-родительского мероприятия "У нас есть право"
Воспитание межнациональной толерантности взаимодействием с семьями воспитанников
Эксперименты и опыт в детском саду
| образ | настоящий | настоящая кровь | школьника | младшие школьники | промежутке | промежуток времени | между | расстояние между | дошкольным | дошкольный возраст | школьные олимпиады | детством | песня детство | детский | детский сад | Страничка психолога | Образ настоящего школьника в промежутке между дошкольным и школьным детством Детский сад
Занятие по ознакомлению с окружающим «Защитим первоцветы». Подготовительная к школе группа
Мастер-класс "Познавательный проект "Я и мое тело"
Методические разработки. Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте
Обеспечение преемственности в системе детский сад – начальная школа
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями с целью их дальнейшей социальной адаптации к жизни в обществе
Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ