Обучение детей чтению по методике Зайцева


Существует великое множество пособий и методик, с помощью которых можно научить ребенка читать. Буквари, азбуки, карточки Глена Домана, складовые картинки и многое, многое другое. Однако же психологи наперебой твердят, что ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - это игра. А единственная действительно игровая методика, настоящая игра, которая может научить ребенка читать - это "Кубики Зайцева". Использование методики Зайцева на занятиях с детьми дошкольного возраста позволяет в непринуждённой форме подвести ребёнка к чтению, научить его читать в оптимальном для него темпе.

Лексическая тема “Весна”

Программное содержание:

Оборудование: кубики Зайцева, таблицы, указка, мольберт со словами: снег, ручей, снеговик, сугроб, макет солнца.

Ход занятия

Дети сидят на ковре, играют с кубиками, группируют их.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое новое слово у меня появилось? Кто сможет его прочитать?

Дети: Весна.

Воспитатель: Что такое весна?

Дети: Время года.

Воспитатель: Почему именно это слово появилось сегодня у нас? (Ответы детей)

А ты как, Саша, думаешь? (Потому что сейчас весна).

Воспитатель: я согласна, но посмотрите, за окном холодный ветер, идет снег, люди тепло одеты, совсем не весенняя погода. Что же это такое происходит? (Ответы детей). А ты, Коля, как думаешь? (А я думаю, что зима не хочет уступать свое место весне).

Воспитатель:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора,
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

(Воспитатель говорит шепотом детям.) Ребята, я знаю, что мы точно можем помочь весне прогнать зиму. Но для этого нам нужно преодолеть все препятствия, которые нам приготовила коварная зима. Готовы? Я думаю, что зима испугается, если мы вместе прочитаем весенние слова.

(Воспитатель показывает склады по таблице указкой, а дети их читают.)

СО-Л-Н-ЦЕ

Воспитатель: Какое слово получилось?

Дети: Солнце (воспитатель спрашивает индивидуально несколько детей)

КА-ПЕ-ЛЬ

Воспитатель: Какое слово получилось?

Дети: Капель

Воспитатель: А что такое капель? (Ответы детей). Далее воспитатель спрашивает: как думают другие дети.

РУ-ЧЕ-Й

МА-МА

Воспитатель: Почему “мама” - это весеннее слово?

Дети: Потому что весной праздник мам.

Воспитатель: Ребята, а вот и следующее препятствие, которое приготовила зима.

(На мольберте написаны слова:

СНЕГ

РУЧЕЙ

СНЕГОВИК

СУГРОБ

Зеленым цветом выделен ударный слог).

Воспитатель: Саша прочитает слова и найдет лишнее слово. А вот задание для Веры, Дениса, Тани и Насти. Вам надо прочитать склады и найти ошибку.

(На полке выставлены кубики со складами: МА-НА-ПА-ЛУ-СА-ТА-КА-ЛА).

Воспитатель: Какая здесь ошибка? Почему?

Воспитатель: Потому что все кубики со складом “А”, а этот со складом “У”.

(Далее, ребенок, который читал слова может присоединиться ко всем детям).

Воспитатель: А теперь закройте глазки, что изменилось? (Воспитатель меняет кубики местами или переворачивает их на другие склады. Игра проводится 2-3 раза).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте теперь послушаем Сашу, какие слова он прочитал. Саша, какое слова лишнее и почему?

Ребенок: Ручей, потому что это весеннее слово, а все остальные зимние слова.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть, что это?

Дети: Колокольчик.

Воспитатель: Это не простой колокольчик, а волшебный. Его звон поможет нам прогнать зиму, а зазвенит он тогда, когда вы правильно назовете приметы весны. Давайте встанем в круг и будем говорить по очереди. (Дети называют приметы весны).

Воспитатель: Я с вами согласна, и тает снег, и бегут ручьи, и прилетают птицы, все это бывает весной. Давайте это красивое, нежное слово выложим кубиками.

(Воспитатель показывает склады указкой на таблице и говорит.)

Воспитатель:

Первый склад “ВЕ”, кубик маленький, железно-золотой;

“С” большой, деревянно-золотой;

“НА” большой, деревянно-золотой.

Воспитатель: Rакое слово мы написали?

Дети: Весна

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами преодолели все препятствия, которые устроила нам зима.(Появляется солнышко). Ребята, вы ничего не замечаете? Мне кажется что-то изменилось. (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Появилось доброе весеннее солнышко, посмотрите, как оно нам улыбается. Давайте и мы улыбнемся солнышку, приходу весны и друг другу.


Программное содержание:

  • Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к зверям;
  • Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать их;
  • Развивать способность к рассуждению и умозаключению.

Оборудование: кубики Зайцева, таблицы, указка, картинки зверей, лист со словами: берлога, логово, нора, дупло, гнездо, иллюстрации с изображением различных деревьев, мяч, загадки про зайца, лису, белку.

Предварительная подготовка: беседа о зверях, рассматривание картинок, чтение рассказов.

Ход занятия

Дети сидят на ковре, играют с кубиками, группируют их.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое слово я выложила.

Дети: Звери.

Воспитатель: Кто такие звери? (Ответы детей)

Воспитатель: Каких зверей вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, где обитают звери? (В лесу, поле, водоеме)

(На столе лежат картинки с изображением зверей.)

Воспитатель: Посмотрите, звери гуляли и заблудились, давайте расселим их по месту их обитания. Саша и Таня помогут зверям, которые обитают в лесу.

Вера и Коля помогут зверям, которые обитают в поле, а Настя и Антон помогут зверям, которые обитают в водоемах.

(На столах лежат кубики с выложенными словами: ЛЕС, ПОЛЕ, ВОДОЕМ. Дети должны расселить зверей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли зверям добраться до места своего обитания. Каждый зверь, как и человек имеет свой дом а вы знаете, как называются жилища зверей? Давайте вместе с вами прочитаем их названия по таблице, а вы скажете, кто там живет (БЕРЛОГА, ЛОГОВО, НОРА, ДУПЛО, ГНЕЗДО)

(Воспитатель показывает эти слова напечатанные на листе.)

БЕРЛОГА

ЛОГОВО

НОРА

ДУПЛО

ГНЕЗДО

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие слова вы прочитали. Какое слово лишнее? Почему вы так думаете? (ГНЕЗДО – дом птицы).

Воспитатель: Ребята, лесные звери ждут нас к себе в гости, давайте отправимся к ним в лес. (Дети берутся за руки и идут, изображая как они идут по лесу: перепрыгивают с кочки на кочку, пролазят через заросли кустов.)

Воспитатель: Вот и пришли. (По группе развешаны иллюстрации с изображением различных деревьев, из-за которых выглядывают различные части тела лесных зверей.)

Воспитатель: Посмотрите, кто-то там прячется за деревьями. Кто прячется за сосной?

(ЛИСА)

Воспитатель: Как вы догадались? (Торчит ее хвост)

Воспитатель: Чей хвост торчит из-за сосны? (ЛИСИЙ ХВОСТ)

(Аналогично:

ЗАЯЧЬИ УШИ

ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ

МЕДВЕЖЬИ ЛАПЫ

БЕЛИЧИЙ ХВОСТ )

Воспитатель: Многие люди часто путают названия частей тела у человека и зверей. Давайте проверим, не запутаетесь ли вы. Для этого нам надо встать в круг, я буду бросать вам мяч, и называть часть тела у человека, а вы мне говорить такую же часть тела, но у зверя.

РОТ – ПАСТЬ ЗУБЫ – КЛЫКИ

РУКИ, НОГИ – ЛАПЫ ЖИВОТ – БРЮХО

НОГТИ – КОГТИ ЛИЦО – МОРДА

ВОЛОСЫ – ШЕРСТЬ

Воспитатель: Молодцы, никто не ошибся. Ребята, хотите я вам загадаю загадки? (да) тогда садитесь.

Летом серый, зимой белый? (Заяц)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост – краса,
Кто это? (Лиса)

Воспитатель: Как вы думаете, чем эти звери похожи?

Дети: Они меняют цвет своей шубки.

Воспитатель: Верно, а вы знаете, кто меняет свои рога?

Дети: Олень, лось

Воспитатель: А я знаю одного зверя, который меняет свой хвост. Давайте напишем его кубиками.

Воспитатель показывает детям склады по таблице, а они их ищут на кубиках.

Воспитатель: Какое слово получилось? (Я – ЩЕ – РИ – ЦА) Я хочу рассказать вам немного об этом животном. Ящерица немного похожа на змею, но у неё есть лапы. Если случится так, что ящерицу поймают за хвост, она вырвется и в руках останется только её хвостик.

Воспитатель: Вот мы с вами и побывали в лесу, пора возвращаться домой. А поможет нам в этом игра.

ИГРА:

“Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Звериная фигура на месте замри”.

Приложение. Игры для развития письма.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения"
Роль, сущность и система дидактической игры
Рекомендации по обучению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида умению составлять рассказы по картинке
Развитие творческого мышления детей в общении со взрослыми
Приоритет деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения по минимизации профессиональных деформаций педагогических работников
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
| обучение | программа обучения | детей | дитя | чтению | литературное чтение | методике | методика преподавания | зайцев нету | зайцев нет | детский | детский сад | Страничка психолога | Обучение детей чтению по методике Зайцева Детский сад
Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста
Тренинг для родителей "Воспитание нравственности. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?
Самоанализ деятельности по управлению качеством образования
Рекомендации к использованию моделирования в разных видах деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи
Развитие интегративных качеств дошкольников в процессе исследовательской деятельности
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей