Обычаи и традиции русского народа


Занятие приглашает детей в мир русской культуры. Дети узнают о русских обычаях и традициях, увидят знакомые народные промыслы - мастерство народных умельцев, побывают на ярмарке.

Программное содержание:

Материал и оборудование: шали, самовар, столы; изделия дымковских мастеров, посуда; солнце, блины, каравай, рушник, выпечка, ленточки; русские народные костюмы.

Ход занятия

Под русскую народную музыку дети входят в зал.

Воспитатель встречает их в русском народном костюме с хлебом-солью.

Воспитатель: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Я хочу пригласить вас в мир русской культуры. Сегодня вы узнаете о русских обычаях и традициях, увидите знакомые народные промыслы - мастерство народных умельцев, побываете на празднике.

Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!

По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом-солью. Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает [приложение№1].

Дети по очереди отламывают хлеб и едят его.

Воспитатель: Русский народ очень уважал свои обычаи. На праздники, гулянья, посиделки одевался в русские народные костюмы. Посмотрите, какой у меня наряд.

Дети рассматривают костюм.

Воспитатель: Издавна славился русский народ своими мастерами. Из обыкновенной глины, делали такие произведения искусства, что нельзя было глаз отвести. А скажите мне, пожалуйста, где же он свой товар показывал?

На ярмарках.

Воспитатель: Проводить веселые ярмарки - это традиция русского народа. А вы хотите попасть на ярмарку? Идя на ярмарку, брали с собой гармошки, бубны. И мы с вами тоже возьмем ложки, трещотки, погремушки.

Звучит веселая песня "Ярмарка", дети идут на ярмарку.

Скоморох 1: Эге-гей! Собирайся народ! Сегодня вас много интересного ждет! Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех!

Скоморох 2: Добрый день, гости дорогие! Жданые и нежданые! Званые и не званые!

Скоморох 3: Ждут вас игры, забавы и шутки. Скучать не дадут ни минутки.

Воспитатель: Вот мы и пришли с вами на ярмарку.

Скоморохи созывали людей на ярмарку, предлагали свой товар.

Скоморох 3:

Игрушка-диво!
Изящна, красива!
Угодно купить?
Могу уступить!
Подходи, смотри:
Товар, что надо,
Отдам без заклада!

Воспитатель: Посмотрим товар, ребятки? Вот здесь расположились игрушки яркие, нарядные. Какая роспись на игрушках? Где их делают?.....Да, это Дымковская игрушка.

Ребенок:

Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок.
Вьется голубой дымок.

Ребенок:

Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое
Дымково назвали.

Воспитатель: А вы знаете, что про эти игрушки и загадки сложили::..

Ребенок:

Кофточки цветные,
Юбки расписные,
Шляпы трехэтажные-
Статные и важные. (Барышня)

Ребенок:

Хвост узорами,
Сапоги со шпорами.
Очень рано встаю, детям спать не даю. (Петух)

Воспитатель: Ой, молодцы какие! Но на ярмарках не только игрушками торговали, но и посудой, и выпечкой.

Рассматривают посуду и другие изделия.

Воспитатель: И, конечно же, не обходилась ярмарка без гуляний, игр и катаний на каруселях. Давайте и мы покатаемся на качелях-каруселях.

Игра "Карусели".

Воспитатель: Понравилось вам на ярмарке? Очень весело было. Вот на таких ярмарках показывали люди свой товар и свой труд. А проводились ярмарки на какой-нибудь праздник. Например, осенью ярмарку проводили после сбора урожая. Много у русского народа праздников. А какие вы знаете?...Каждый год в конце февраля люди собирались вместе, чтобы проводить зиму и встретить весну. Как же этот праздник называется?....А вы знаете, что это за Масленица такая?...А вот мы сейчас это проверим.

1. Что встречает Масленица?

2. А что провожает?

3. Что является символом Масленицы?

4. А почему именно блины?

Молодцы! Конечно, люди соскучились по весеннему солнцу, а блины такие яркие, румяные, как солнышко. Давайте и мы позовем Масленицу.

Ребенок:

Масленица, Масленица!
Дадим тебе мы масленица!
Встретим тебя калачом
И поджаренным блином!

Ребенок:

Собирайся народ!
Становитесь в хоровод!
Масленицу открываем
И веселье начинаем!

Песня "Зима проходит" Слова Т.Мираджи Обр.П.Чайковского

1.

Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Люли, люли, проходит,
Люли, люли, проходит.

2.

Светит солнышко светлее,
Греет солнышко теплее,
Люли, люли, теплее,
Люли, люли, теплее.

3.

"Чик, чик" - солнышку навстречу
Птички весело щебечут.
Люли, люли, щебечут,
Люли, люли, щебечут.

Звенят колокольчики, входит Масленица.

Воспитатель:

Здравствуй, дорогая Масленица!
Здравствуй, Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная трехаршинная!
Платок беленький новомодненький!
Надолго ли ты Масленица к нам пришла?

Масленица - яркий, веселый, шумный праздник, который длится неделю. Каждый день имеет свое название.

Ребенок:

Наша Масленица дорогая.
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали - на семь недель,
А оказалось - на семь дней.
А с чем ты пришла, Масленица?

Воспитатель: Эй, детишки - ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а веселые игры играет? Давайте и мы поиграем. Скажите, что мы зимой из снега лепим?...

Игра "Снежная баба".

(русская народная игра)

Дети встают в круг. В центре - ребенок, изображающий снежную бабу.

Мы слепили это чудо
в пять минут. Имитируют лепку "снежков".
Мы слепили это чудо
в пять минут.
Как зовут такое чудо,
Как зовут? Пожимают плечами.
Как зовут такое чудо,
Как зовут?
(Говорком)
- Снежная баба!
К снежной бабе Сужают круг,
Близко-близко подойдем, подходя к снежной бабе.
К снежной бабе
Низкий - низкий наш поклон. Кланяются.
Мы над бабой посмеемся: Расширяют круг и показывают
"Ха - ха- ха! на нее рукой.
Хороша ты, наша баба, хороша! Качают головой.

(Говорком) - Раз, два, три!
Нас ты, баба, догони!

Дети убегают, "снежная баба" их ловит.

Воспитатель: Встречают Масленицу сытостью и довольством. Чем богаче и веселее Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет. А мы тебя, Масленица, и весну хороводом встретим.

Хоровод "Мы по лугу пойдем" Муз. Н.Лукониной, сл. Л. Чадовой.

1. Мы по лугу пойдем, Идем по лугу.
Хоровод заведем.
Приходи, весна,
Приходи, красна! Хлопаем.
2. Мы по лугу пойдем, Идем по кругу.
Хоровод заведем.
Дождик, лей - поливай, Руки вверх,
Всем напиться давай! Отпускаем ладошки.
3. Мы по лугу пойдем, Идем по кругу.
Хоровод заведем.
Солнце, ярче свети, Качаем руками
Помогай нам расти! Вправо - влево (вверху).

Воспитатель: Ну, что же, хватит нам петь да играть, пора Масленицу провожать.

Все кланяются Масленице:

Прощай, Масленица,
Проводим тебя,
Станет грустно!

Воспитатель: Много народных обычаев и традиций мы узнали и вспомнили. Чем же встречают дорогих гостей?...

На каком празднике мы сегодня были?...

Русский народ умел чередовать работу и отдых, поэтому все у него получалось красивым. А еще, ребята, русский народ очень гостеприимный и хлебосольный.

Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
Напекли мы вам поесть
Сотен пять, а может шесть.
Угощение на славу,
А ребятам на забаву.

Дети угощают гостей. Воспитатель приглашает в группу детей на чай и блины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. "Игры с пением для детского сада", сост. Н. Метлов, М., 1965Г.
  2. "Музыкальный руководитель", журнал №1, 2008г.
  3. "Праздники в детском саду", Москва, Айрис Пресс, 2007 г.
  4. "Праздники для дошколят", Москва, АСТ, Астрель, 2007г.
  5. "Сценарии праздников в начальной и средней школе", Минск ,Современная школа", 2007г.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы на тему: "В гости к хозяюшке"
Итоговое занятие по музыкальному воспитанию "Музыкальное лото"
Занятие по ознакомлению с окружающим во II младшей группе (совместная деятельность). Тема: "Уложим Дуняшу отдыхать"
Экологическое воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях
Конспект интегрированного занятия "Путешествие по Якутии"
Праздник "День Победы"
| обычаи | обычаи и традиции | русские традиции | русского | русский язык | народа | народы мира | детский | детский сад | Страничка музыкального руководителя | Обычаи и традиции русского народа Детский сад
Работа по формированию поликультурной компетентности дошкольников в соответствии с современными достижениями педагогической науки и практики
Интеллектуальная игра "Математический ринг" (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия в старшей группе: "Зимняя сказка" – "Путешествие в прекрасное" (изодеятельность)
Занятие на тему "Осень" (коммуникация, художественное творчество, музыка)
Система работы старшего воспитателя с педагогами по подготовке, организации и проведению экологических праздников и развлечений в ДОУ для детей дошкольного возраста
Интегрированное занятие в старшей группе "Что такое хорошо и что такое плохо"