Опыт работы "Музыкальное мышление как активный процесс познания и интеллектуально-творческого развития дошкольников"


Интегрированные циклы – занятия, составные элементы которых взаимодополняют и обогащают друг друга, многократно усиливают познавательный эффект. На практике наиболее эффективно активизируют музыкальное мышление и общую интеллектуальную деятельность дошкольников дидактические игры и самостоятельная музыкальная импровизационная деятельность. Подобный подход в работе по формированию развивающего компонента считаю наиболее оптимальным.

В новой редакции Основной Общеобразовательной Программы дошкольного образования обозначена устойчивая тенденция познавательного музыкального образования детей дошкольного возраста.

Одна из принципиальных позиций Программы – взаимосвязь эстетического (музыкального) и интеллектуального развития ребенка, то есть проникновение (интеграция) музыки в другие образовательные области обучения. Авторы Программы выделяют специальный вид деятельности – музыкально-образовательную деятельность, которая целенаправленно решает задачу развития музыкального воспитания через интеллектуальный (развивающий) компонент.

Новые Федеральные Государственные Требования к дошкольному образованию в части развивающего компонента особенно актуальны для меня и моих коллег, так как приоритетным направлением нашего ДОУ является интеллектуально-творческое развитие дошкольников.

В нашем ДОУ работа в образовательной области «Музыка» уже много лет ведется с приоритетом классического искусства («Музыкальные шедевры» О.Радыновой, «Синтез» К.Тарасовой).

Суть работы по музыкальному воспитанию состояла в том, чтобы максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы в развитии интеллектуальных и эмоциональных качеств ребенка.

Общность музыки и других видов искусства я соотносила в работе с дошкольниками очень осторожно, в наиболее существенных тенденциях развития средств выразительности каждого вида искусства (см. Приложение 2). В таблице даны основные сравнительные средства выразительности, присущие в равной мере музыке, живописи и литературе.

По этой аналогии я проследила взаимосвязь музыки с другими образовательными областями, и путем интеграции стараюсь наиболее широко использовать положительное влияние музыкального искусства на развитие ребенка в целом и его интеллектуального компонента в частности.

Современные педагоги-психологи в своих исследованиях также единодушны: эффект положительного воздействия музыки и других видов искусства на формирование интеллекта человека несомненен, в особенности, если это искусство классическое (учеными абсолютно доказано существование всемирно известного уникального «эффекта Моцарта», многократно повышающего работоспособность головного мозга).

Результаты работы полностью оправдали наши ожидания: благодаря многогранному познанию классического искусства наши дети стали эстетически воспитаны, эмоционально стабильны и, что особенно важно, позитивно настроены к общению с окружающим их миром.

Используя специальные термины Основной Образовательной Программы, выпускники нашего ДОУ приобрели такие интегративные качества как «Эмоционально отзывчивый», «Любознательный, активный», «Способный управлять своим поведением, соблюдая общепринятые нормы и правила».

Но самый главный положительный итог был сделан на основании аналитических исследований, проведенных несколько позже совместно с учителями начальных классов школ нашего города: бывшие выпускники нашего ДОУ, занимающиеся в группе искусства, показывают гораздо более высокий уровень успеваемости в начальной школе.

img1.gif (18385 bytes)

Вывод однозначен: целенаправленная интегративная работа в образовательных областях художественно-эстетического направления повысила интеллектуальные способности наших воспитанников.

Учитывая высокие интеллектуальные достижения воспитанников нашего ДОУ и рекомендации учителей города, я сочла необходимым скорректировать свою работу в сторону интеллектуальной составляющей и посредством формирования музыкального мышления активизировать их интеллектуально-творческие способности.

В данный момент в образовательной области «Музыка» я изучаю перспективное направление по формированию музыкально-интеллектуальной культуры посредством активизации музыкального мышления с интенсивной интеграцией в образовательные области «Физическое воспитание», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». В результате анализа интегративных связей определены основные цели, задачи и направления разработки и реализации данной темы.

Цель: активизация интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством музыкального восприятия – мышления.

Задачи:

  • Формировать музыкальное мышление детей, используя разнообразие музыкальных образов.
  • Дать детям знания о музыке и ее особенностях (средства музыкальной выразительности, жанры, способы музыкального исполнительства).
  • Способствовать овладению необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений.
  • Формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины.
  • Направлять поисковую деятельность детей на развитие музыкально-интеллектуального сознания (чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочное отношение).

Основные направления работы по формированию музыкального мышления дошкольников:

1. Изучение физиологического аспекта (воздействие музыки на эмоциональное состояние ребенка, активизация тактильных ощущений – пальчиковые игры).
2. Взаимосвязь музыки с другими образовательными областями.
3. Практические методы активизации интеллектуально-творческого развития (музыкальное творчество, музыкально-интеллектуальные и дидактические игры).

Рассмотренные связи между музыкой и другими образовательными областями позволяют создавать интегрированные циклы – занятия, составные элементы которых взаимодополняют и обогащают друг друга, и, как следствие, многократно усиливают познавательный эффект.

По личному опыту могу сказать, что на практике наиболее эффективно активизируют музыкальное мышление и общую интеллектуальную деятельность дошкольников дидактические игры и самостоятельная музыкальная импровизационная деятельность дошкольников. Именно, действуя практически и самостоятельно, ребенок получает уникальную возможность самому принять решение, придумать и воплотить свой творческий замысел в конкретной музыкальной форме.

Подобный подход в работе по формированию развивающего компонента посредством максимальной интеграции музыки в другие образовательные области считаю наиболее оптимальным.

«Умные нотки» (интегрированное занятие-развлечениедля детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1)

Королева Музыка и ее соседи –  Поэт и Художник

Выступление Умных Ноток

Детский оркестр исполняет Калинку

Вальс-импровизация

Учимся определять ритм

Отгадываем ритмическую загадку




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Мысли вслух об управлении…"
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста в детском саду и в семье
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта
Педагогическая мастерская. Освоение детьми дошкольного возраста позиции субъекта детской трудовой деятельности. "Труд взрослых в жизни дошкольников"
Спортивно-музыкальный праздник "Будем в армии служить"
| опыт | работа без опыта работы | вакансии работа | музыкальное | музыкальная школа | мышление | развитие мышления | Как | активный | активно | процесс | исторический процесс | познания | методы познания | интеллектуально | интеллектуальный | творческого | творческое развитие | развития | развитие ребенка | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка психолога | Опыт работы Музыкальное мышление как активный процесс познания и интеллектуально творческого развития дошкольников Детский сад
Оценка управленческой деятельности руководителя ДОУ
Приобщение детей к русскому народному творчеству через изобразительную деятельность
Очерк "Учим творчеству"
Система методической работы по оптимизации здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения
Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Программа, направленная на развитие зрительного восприятия и графомоторных функций