Организация работы родительского клуба как активная форма взаимодействия с родителями


Одним из важнейших направлений работы является повышение психолого-педагогической грамотности родителей, педагогов, специалистов.

Мы живем в век технического прогресса. Сейчас в мире изобретается что-то новое каждый месяц, а то и день. чтобы жить в такое время, современный человек должен быть всесторонне развит. А для этого очень важны знания родителей в воспитании и обучении своих детей.

Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога и является повышение психолого-педагогической грамотности родителей, педагогов, специалистов. Педагог-психолог дает им возможность больше узнать о тех проблемах, с которыми можно обратиться именно к нему и получить квалифицированную помощь.

Работая в дошкольном учреждении, я встречаю как заинтересованное отношение родителей к вопросам детской психологии, так и настороженность к деятельности психолога. Поэтому организую работу так, чтобы родители понимали всю важность совместного воспитания ребенка. Провожу традиционные встречи с родителями: это консультации, либо выступления на родительских собраниях. На первых консультациях родители держатся напряженно, ведь им приходится говорить о том, с чем они не могут справиться сами, а это не так легко. На родительских собраниях я даю только общие рекомендации, а спросить о болезненных проблемах родители часто стесняются. Поэтому родители чаще приходят на индивидуальную консультацию. Есть еще некоторые традиционные формы просвещения: это стенды для родителей, а так же консультационные уголки в группах детского сада, где вывешиваются информационные листы психолого-педагогического характера.

Итак, я назвала основные традиционные формы просветительской деятельности педагога – психолога. Какие-то из них работают лучше, Какие-то хуже. Но ведь никто не ограничивает вас подойти к своей работе творчески. Придумать можно много вариантов, подходящих именно для вас. Это могут быть: “почтовый ящик” психолога, кружковая деятельность, лекции, семинары, практикумы, тренинги.

Попробовав разные способы нетрадиционной подачи информации, я выбрала для себя наиболее приемлемые. Один из них – это родительский клуб, который функционирует на базе нашего ДОУ.

Это очень трудоемкая, но интересная работа. Поэтому хочу поделиться с коллегами своим опытом просвещения родителей. И предлагаю вам практические рекомендации как поэтапно организовать и выстроить работу родительского клуба.

Что же такое родительский клуб? Это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. Встречи с родителями в нашем детском саду отличаются практической направленностью. Здесь участниками диалога становятся сами родители. Они спорят, советуются, ищут выход из сложившейся ситуации совместными усилиями, а задача психолога - вести беседу в нужном направлении. Для закрепления полученных знаний взрослым предоставляется возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх, этюдах по решению волнующих их проблем.

Очень продуктивны в этом плане совместные детско-родительские встречи, где родители учатся взаимодействовать с ребенком. Ведь многие взрослые забывают, как можно играть, фантазировать и просто веселиться. Именно это мы и делаем все вместе на наших встречах. И надо видеть, как счастливы дети, что их папы и мамы играют с ними, ведь дома им почти всегда “некогда”. Еще одно полезное свойство совместных занятий: на таких встречах, очень хорошо просматриваются взаимоотношения в семье. Такие занятия очень показательны, тут вы увидите все то, о чем родители на консультации вам не расскажут. На этих встречах зачастую меняется и поведение детей, и поведение родителей. Но, несмотря на все трудности, я считаю совместные

встречи очень полезными. Ведь целых 40 минут дети проводят вместе с папой и мамой, и ровно столько же папа и мама вместе играют и занимаются своим ребенком. Уже после нескольких таких встреч взаимоотношения в семье улучшаются, крепнут, в семьях появляются новые традиции.

Организация клубных встреч очень трудоемкий процесс и требует немалых душевных, физических и творческих сил, как на этапе подготовки, так и в проведении такого рода занятий.

Создание родительского клуба в детском саду тоже имеет свои тонкости. Прежде всего, необходимо найти единомышленников как в среде воспитателей, так и в родительской среде.

Обязательно убедите родителей в нужности встреч с психологом детского сада, обсудите с ними тематику ваших встреч, их частоту и длительность. Мой опыт показал, оптимальное время проведения встречи – это 40 минут. Частота же встреч зависит от желания родителей. Но, как правило, в младших группах детского сада мы встречаемся ежемесячно, а впоследствии встречи сокращаются до 3-4-х раз в год. Это тоже можно объяснить, ведь работая так тесно и продуктивно год, два, вы проводите и профилактическую работу, поэтому в дальнейшем родители избегают многих проблем. Вы же можете установить свои стандарты, опираясь на желания ваших родителей и педагогов.

Не забывайте объяснять воспитателям необходимость такой работы. Ведь у воспитателей группы более тесный контакт с родителями, и если вы заинтересуете педагогов своей идеей, то обретете в их лице помощников и единомышленников. Гораздо приятнее и продуктивнее работать с воспитателями, заинтересованными в результатах вашей совместной деятельности. Родительский клуб создается с целью просвещения родителей в вопросах всестороннего развития ребенка и его воспитания. Поэтому не стесняйтесь приглашать на такого рода встречи и других специалистов детского сада. Это могут быть воспитатели, администрация ДОУ, медицинские сестры, музыкальные руководители, логопеды, дефектологи, невропатолог, в зависимости от затронутой тематики.

Чтобы определиться с темами встреч, нужно собрать информацию (запрос): какого рода проблемы волнуют родителей. Это можно сделать как с помощью анкетирования, так и по консультационным обращениям, а так же посещая родительские собрания.

Как правило, в младших группах это адаптация к детскому саду, кризис 3-х лет, речевое развитие ребенка. В группах среднего и старшего возраста – капризы, агрессивное поведение, страхи, различные нарушения поведения и проблемы взаимоотношений. В подготовительной же группе родителей больше волнуют вопросы подготовки детей к школе, способности ребенка.

Составляя план работы, отберите материал, который вы хотите представить родителям. Не давайте на одной встрече много информации. Выберете тему и по этой теме представляйте родителям 1-2 правила (позиции, критерия и т.д.), которые они должны усвоить для решения проблем, затронутых темой.

Хочу обратить ваше внимание, что теории не должно быть много, и лучше не давать родителям готовые ответы на вопросы, а путем создания проблемных ситуаций, вопросов, обсуждения подвести родителей к тому, что они сами сформулируют некоторые воспитательные постулаты. Вам нужно только повести беседу в правильном направлении и следить за тем, чтобы взрослые не уходили от темы. Ну и с помощью игр, заданий или этюдов закрепить с родителями полученные знания на практике.

Необходимо так же подготовить атрибутику для игр и этюдов, наглядный материал, подобрать музыкальное сопровождение ваших встреч.

Выстраивая структуру занятия, можно сначала дать теорию и побеседовать с родителями, а потом провести практические занятия. Можно чередовать информацию с играми и заданиями. А можно сначала поиграть и порешать проблемные ситуации и, обсудив их, придти к определенным выводам.

Когда конспект занятия составлен, распределите зоны ответственности. В нашем ДОУ работа организована следующим образом: если встречи провожу сама, то и конспект занятия составляю самостоятельно, учитывая запросы и пожелания педагогов. А вот в организации родителей и при проведении встречи мне помогают воспитатели групп. Если же мы проводим интегрированную встречу со специалистом, либо с воспитателем детского сада, то конспект занятия составляем совместно и решаем, кто будет ведущим, а кто помощником.

Необходимо продумать, где будет проходить ваша встреча. Это можно делать в группе детского сада, в музыкальном зале, но лучше всего в кабинете психолога. В нашем детском саду мы встречаемся именно в кабинете психолога. Но если тематика встречи специфична, это может быть группа, музыкальный или физкультурный зал.

Выбрав место проведения встречи, нужно подумать о том, где и как вы разместите родителей, где будете находиться сами, где будут лежать наглядные материалы и необходимая атрибутика. Позаботьтесь о хорошем освещении, удобных стульях, столах, приготовьте листы бумаги и ручки, проверьте, как звучит музыка и ваш голос в этом помещении.

Большинство встреч клуба полезны как для родителей, так и для педагогов. Педагог не может стоять на месте, он должен и пропагандировать свои знания, и впитывать новую, полезную для своей профессии информацию, которую впоследствии можно использовать в работе.

Наш родительский клуб работает 7-й год. Уже несколько групп детей и их родителей, посещавших клубные встречи, мы проводили в школу. Вот некоторые отзывы о работе клуба:

А.: “На заседании клуба понравилось более тесное общение не только детского, но и взрослого коллектива. Форма общения педагога-психолога Каряпиной Е.Г. с участниками клуба доброжелательна, спокойна, в корректной форме делались замечания расшалившимся детям. Очень понравились игры, упражнения, музыкальная разминка”.

В.: “Я и не знал, что в развивающие игры можно играть дома. Думал, они нужны только в детском саду. Обязательно куплю несколько таких игр для своего ребенка и буду играть с ним”.

С.: “Я сегодня получила большое удовольствие от общения со своим ребенком”.

D.: “Оказывается, то, что мы говорим, ребенку не всегда понятно. Теперь я буду точнее подбирать слова, обращаясь к дочери”.

E.: “Я сегодня узнал о себе много нового из уст своего сына: что он обо мне думает и каким он меня видит. Некоторые высказывания оказались для меня весьма неожиданными”.

F.: “Теперь я знаю, как правильно выражать свое неудовольствие. Постараюсь осуждать поступки своего ребенка, а не его самого. Думаю, что полученные знания пригодятся мне не только в общении с сыном, но и в общении с мужем, и на работе”.

Такая оценка деятельности педагогического коллектива очень приятна. Сегодня наш родительский клуб посещают уже родители 4-х групп детского сада. За это время гостями клуба были музыкальные руководители, учителя-логопеды, медицинская сестра, которые делились с родителями своими знаниями о гармоничном развитии ребенка. Кроме того, за несколько лет интересных встреч родители больше узнали о деятельности педагога-психолога, других специалистов ДОУ, а значит стали больше доверять нам, педагогам. А это очень важно в нашей работе.

Коллеги, надеюсь вам помогут мои советы и наработки в таком нужном и важном деле. Для тех, кто хочет попробовать свои силы в организации родительского клуба в вашем образовательном учреждении, предлагаю конспекты нескольких встреч с родителями (Приложение 1). Успехов вам, дорогие педагоги!

Используемая литература

  1. Психология. Немов Роберт Семенович. В 3 кн. - 3-е изд. М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  2. Возрастная психология. Абрамова Галина Сергеевна, М.: Академический Проект, 2001.
  3. Словарь практического психолога. Составитель Головин, СЮ. Минск: Харвест, М: ООО “Издательство АРСТ”, 2003.
  4. Развитие познавательных способностей детей. Тихомирова Лариса Федоровна, Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
  5. Радость воспитания как воспитывать детей без наказания. Кэтрин Кволс, СПб.:ИД“Весь”, 2003.
  6. Закон Российской Федерации “Об образовании”. М.: ТК Вебли, Изд-во Проспект, 2004.
  7. Развитие памяти детей. Черемошина Любовь Валерьевна, Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  8. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. Ермолаева Марина Валерьевна, М.: Московский психолго-социальный институт,2002.
  9. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Савина Лидия Павловна, М.: ООО “Издательство АТС”, 2003.
  10. Работа педагога - психолога в ДОУ. Микляева Наталья Викторовна, Микляева Юлия Викторовна. М.: Айрис-пресс, 2005.
  11. Возрастные кризисы детства. Малкина-Пых Людмила Гермоновна, М.: Изд. Исмо, 2004.
  12. Практическая психология для родителей, или педагогика взаимности. Раиль Кашапов, М: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2003.
  13. Общаться с ребенком как? Гиппентрейтер Юлия Борисовна, М.:“ЧеРо”, 2003.
  14. Я работаю психологом... Под ред. И.В. Дубровиной, М.:ТЦ “Сфера”, 1999.
  15. Работа ДОУ с семьей. Козлова Анастасия Владимировна, Дешеулина Раиса Прокофьевна, М.:ТЦ Сфера, 2004.
  16. Учимся общаться с ребенком. Петровский В.А., Виноградова A.M., Кларина Л.М. и др. М.: Просвещение, 1993.
  17. Игры - обучение, тренинг, досуг... Под ред. Канд. Биол. Наук В.В.Петрусинского М.: Изд. “Новая школа”,
  18. Психология общения в детском возрасте. Волков Борис Степанович, Волкова Нина Вячеславовна, М.: Педагогическое общество России, 2003.
  19. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет. Джеки Стилберг, Мн.: ООО “Поппури”, 2004.
  20. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. Тихомирова Л.Ф. М.: Изд. Академия развития.2002.
  21. Развитие игровой деятельности дошкольников. А.В.Калинченко, Ю.В.Микляева, М.: Изд. “Айрис-Дидактика”, 2004.
  22. Русские народные подвижные игры. В.Н.Сидоренко, М.Ф.Литвинова, М.: “Айрис-Дидактика”, 2004.
  23. Учим детей общению. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина, М.: “Академия развития”,
  24. ДЕТИ: границы, границы! Генри Клауд, Джон Таунсенд, М.: Изд. “Триада”, 2001.
  25. Развитие памяти детей. Л.В. Черемошкина, М.: Изд. “Академия развития”,2001.
  26. Психологические игры и тренинги в детском саду. Чернецкая, Л.В. Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
  27. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под ред.Е.А.Левановой, СПб.:Питер, 2006.
  28. Работа с родителями. Под ред. М.П.Осиповой, Г,А,Бутрима Мн., “Экоперспектива”, 2003.
  29. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Смирнова Тамара Петровна, Ростов нД: Феникс, 2005.
  30. Психологическая помощь дошкольнику. Яковлева Нелли Геннадьевна, СПб.: Валерии СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
  31. Развитие памяти у детей. Л.В.Черемошина, М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
  32. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Широкова Галина Александровна, Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  33. 205 развивающих игр для детей 3-7 лет. Алла Евгеньевна Кузнецова, М.:000“ИДРИПОЛ классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2007.
  34. Игры, создающие настроение. Барбара Шер, Мн.: ООО “Попурри”, 2006.
  35. Продолжаем общаться с ребенком. Так? Гиппенрейтер Юлия Борисовна, М.: ACT: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  36. Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка. Курпатов Андрей Владимирович М.: ЗАО “ОЛМА Медиа Групп”, 2007.
  37. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ. И.А. Пазухина, СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Авторизированная программа кружка "Юный риторик" с элементами театральной культуры
Комплексно-коррекционное занятие в старшей группе "Осень в лесу"
Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ
Конспект занятия на тему "Сказочные герои и их жилища" для детей старшей логопедической группы
Сборник логокоррекционных программ, направленных на диагностику и преодоление нарушений устной и письменной речи детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста
Многофункциональное пособие "Пишем, читаем, думаем"
| организация | организация работы | вакансии работа | родительского | родительское собрание | клуба | ночной клуб | Как | активная | активно | форма | скачать форму | взаимодействия | взаимодействие органов | поздравления родителям | дети и родители | детский | детский сад | Страничка логопеда | Организация работы родительского клуба как активная форма взаимодействия с родителями Детский сад
Методическое сопровождение по использованию игровых технологий при предупреждении и коррекции дислалии
Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа и синтеза
Использование медиаресурсов в специально организованных видах деятельности в ДОУ
Музыкальное занятие для детей старшей логопедической группы по теме "Иван Иваныч Самоварыч" по стихотворению Д.Хармса
Обследование состояния фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза
Использование логопедической ритмики как средства реабилитации речедвигательной сферы дошкольника при заикании